Цель: сформировать у учащихся новые понятия о строении и функциях дыхательной системы человека.
Задачи:
- формировать знания уч-ся об органах дыхания и их функциях;
- дать представление о правильном механизме дыхания;
- формировать умение составлять опорный план-конспект;
- развивать речь уч-ся;
- развивать логические умения сравнивать, анализировать, обобщать;
- воспитывать культуру сохранения собственного здоровья.
Форма урока: семинар в научно- исследовательской лаборатории “Хочу всё знать!”
Оборудование: учебники “Окружающий мир” Поглазова О.Т. 3 класс; индивидуальная карта исследования; модели атомов кислорода, азота, углекислого газа; презентация по теме (Приложение 1); мультимедийная установка; воздушные шарики; модель Дондерса.
Ход урока
I. Оргмомент. (Парты расставлены для активного общения на семинаре).
Энергетический круг. Упражнение из Древнего Китая:
И.п. – взявшись за руки, глаза закрыты.
1-2 - вдох на носки (вдохнём всё хорошее, радость, здоровье, хорошее настроение.
3-4 - выдох (всё плохое, гнев, злость, зависть).
II. Вызов мотивации.
Наш класс превратился сегодня в научно-исследовательскую лабораторию “Хочу всё знать!” А мы не ученики, а исследователи. В нашей лаборатории работают научные сотрудники, которые будут нам помогать. Это ваши одноклассники. А также каждый из вас будет вести карту исследования. (Приложение 2)
Правила работы в научной лаборатории. (Слайд 3)
1. Умей не только слушать, но и слышать.
2. Умей не только смотреть, но и видеть.
3. Умей не только думать, но и вдуматься.
III. Актуализация знаний. Формулирование темы исследования.
1. Групповая работа.
Группа научных сотрудников получает задание:
*Моделирование молекул азота, кислорода и углекислого газа по опорному рисунку.
* Заполнение схемы “Состав воздуха”.
2. Упр. на развитие логического мышления.
- Попробуем узнать тему нашего исследования.
А) Животное, растение, человек, здание. (Слайд 4-5)
- Что лишнее, почему?
- Назови основные отличия живых организмов от неживых тел. (Питание, дыхание, размножение, рост)
Б) Расставьте данные понятия по их значимости для человека. (Слайд 6)
Пища, вода, воздух. (Воздух, вода, пища)
- Без пищи человек может прожить около месяца, без воды 3 суток. А без воздуха нет жизни. Почему? (Воздух не накапливается в организме как вода и пища).
- Какой темой можно объединить эти слова? (Жизнь)
- Какое слово вы бы ещё добавили? (Здоровье)
- Какой научный раздел мы изучаем? (Организм человека)
- Сформулируйте тему нашего исследования.
3. Постановка учебной задачи. (Слайд 7)
- Что бы вы хотели узнать по этой теме?
Составляют план работы. Записывают тему исследования в индивидуальную карту.
IV. Совместное открытие нового.
1. Органы дыхания.
Проблемная ситуация. Эвристическая беседа.
- Что такое дыхание? (Рассуждение детей)
Проверка по учебнику, запись определения (стр. 21). (Слайд 8)
- Зачем мы дышим? Ведь мы вдыхаем и выдыхаем воздух? (Слайд 9-10)
- Объясни, в чём ошибся ученик.
Рассуждения детей
- Состав воздуха изменяется. Как вы думаете, почему и как?
Научные сотрудники демонстрируют модели молекул газов, входящих в состав воздуха. (Состав воздуха, модели молекул)
Вывод: Воздух, который мы выдыхаем, содержит меньше ... - и больше …, чем воздух вокруг нас.
Мы дышим, чтобы клетки нашего организма получали кислород, который необходим для образования энергии.
- Как мы дышим? Путешествие с воздушным пузырьком.
- Откуда начинаем наше путешествие НОС / РОТ? (Слайд 11)
А) Беседа по шуточному рисунку. Самопроверка. (Учебник стр. 21)
Б) Записать путь воздушного шарика. Выступление научных сотрудников (3 уч-ся). (Слайды 12-14)
очищает
НОС согревает ГОРТАНЬ ТРАХЕЯ БРОНХИ ЛЁГКИЕ
увлажняет
Проверка усвоенной научной информации.
- Назовите органы дыхания. Покажите путь воздушного пузырька. Особенности лёгких.
- Можно ли считать законченным путешествие? (Нет, т.к. мы не ответили на вопрос: как мы дышим?)
2. Физминутка. Дыхательная гимнастика. На фоне спокойной мелодии. (Слайд 15)
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
Насекомые летают.
Тишина стоит вокруг
Собрались мы все на луг.
3. Механизм вдоха и выдоха.
- Как же мы дышим?
- Кто прав? (Слайд 16)
- “ Я считаю, что при вздохе лёгкие расширяются, и потому в них входит воздух”.
- А я считаю, что воздух входит в лёгкие, вызывая их расширение
(Гипотезы уч-ся)
Практическое исследование дыхания. (Приложение 2)
№1.
Вдох: грудная клетка расширяется и увеличивается в объёме
Выдох: сжимается.
Выступление научного сотрудника “Механизм вдоха и выдоха”. Демонстрация на модели Дондерса. Проверка гипотезы. (Слайд 17). (Прав 1 ученик.)
№ 2. Посчитай, сколько вдохов ты сделаешь за 1 минуту. Сделай 20 приседаний и посчитай число вдохов после этого. Сравни результаты и сделай вывод.
Условия | Частота дыхания. (Число вдохов в минуту) |
Сижу спокойно | |
После физ. нагрузки |
Вывод: Частота дыхания увеличивается при увеличении физической нагрузки.
“Для любознательных” Как дышат животные?
№3. Измерение жизненной ёмкости лёгких. (Слайд 18)
Надуть воздушный шарик за 1 дыхательное движение.
V. Профилактика курения. Сказка воздушного пузырька. (Приложение 1, слайд 19-21)
В один чудесный день воздушный пузырёк приземлился в очень странном городе. Его встретили маленькие жёлтые человечки с жёлтыми зубами и ногтями, с неприятным запахом изо рта. Люди в этом городе никогда не видели голубого неба и солнца. Они рано умирали и выглядели как маленькие старички. Через 2 минуты пребывания воздушный пузырёк стал задыхаться, у него появился кашель, насморк и слёзы. Он быстро улетел из города с твёрдым намерением вернуться и помочь бедным жителям.
- В какой необычный городок попал наш герой?
- Какая проблема у жителей городка?
- Как помочь им предложите пути решения проблемы?
- Что ещё может быть опасно для органов дыхания? (Ядовитые газы, микробы)
VI. Проверка усвоенного.
1. Тест с самопроверкой и самооценкой. (Слайд 22-32)
2.Вопросы от научных сотрудников:
- “Когда я ем, я глух и нем”. Как вы объясните эту пословицу?
- В воздухе вокруг нас много микробов и пыли. Почему же мы не болеем постоянно?
Замени данные выражения:
Водить за нос -
Оставаться с носом -
Зарубить на носу
Держать нос по ветру.
- Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать простудных заболеваний?
- Кому требуется больше кислорода детям или взрослым?
VII. Домашнее задание.
1 гр. Научные сотрудники.
1.Что такое зевота?
2. Почему храпят во сне?
Всем: Научный рассказ по опорному плану-конспекту.
VIII. Рефлексия. (Слайд 33)
Надуйте воздушные шарики:
Зелёный - узнал много нового и интересного. Урок полезен для жизни.
Красный - Ничего не узнал нового. Зря потратил время.