Авторский урок окружающего мира по теме "Исследование дыхания. Для чего и как мы дышим?"

Разделы: Начальная школа


Цель: сформировать у учащихся новые понятия о строении и функциях дыхательной системы человека.

Задачи:

- формировать знания уч-ся об органах дыхания и их функциях;

- дать представление о правильном механизме дыхания;

- формировать умение составлять опорный план-конспект;

- развивать речь уч-ся;

- развивать логические умения сравнивать, анализировать, обобщать;

- воспитывать культуру сохранения собственного здоровья.

Форма урока: семинар в научно- исследовательской лаборатории “Хочу всё знать!”

Оборудование: учебники “Окружающий мир” Поглазова О.Т. 3 класс; индивидуальная карта исследования; модели атомов кислорода, азота, углекислого газа; презентация по теме (Приложение 1); мультимедийная установка; воздушные шарики; модель Дондерса.

Ход урока

I. Оргмомент. (Парты расставлены для активного общения на семинаре).

Энергетический круг. Упражнение из Древнего Китая:

И.п. – взявшись за руки, глаза закрыты.

1-2 - вдох на носки (вдохнём всё хорошее, радость, здоровье, хорошее настроение.

3-4 - выдох (всё плохое, гнев, злость, зависть).

II. Вызов мотивации.

Наш класс превратился сегодня в научно-исследовательскую лабораторию “Хочу всё знать!” А мы не ученики, а исследователи. В нашей лаборатории работают научные сотрудники, которые будут нам помогать. Это ваши одноклассники. А также каждый из вас будет вести карту исследования. (Приложение 2)

Правила работы в научной лаборатории. (Слайд 3)

1. Умей не только слушать, но и слышать.

2. Умей не только смотреть, но и видеть.

3. Умей не только думать, но и вдуматься.

III. Актуализация знаний. Формулирование темы исследования.

1. Групповая работа.

Группа научных сотрудников получает задание:

*Моделирование молекул азота, кислорода и углекислого газа по опорному рисунку.

* Заполнение схемы “Состав воздуха”.

2. Упр. на развитие логического мышления.

- Попробуем узнать тему нашего исследования.

А) Животное, растение, человек, здание. (Слайд 4-5)

- Что лишнее, почему?

- Назови основные отличия живых организмов от неживых тел. (Питание, дыхание, размножение, рост)

Б) Расставьте данные понятия по их значимости для человека. (Слайд 6)

Пища, вода, воздух. (Воздух, вода, пища)

- Без пищи человек может прожить около месяца, без воды 3 суток. А без воздуха нет жизни. Почему? (Воздух не накапливается в организме как вода и пища).

- Какой темой можно объединить эти слова? (Жизнь)

- Какое слово вы бы ещё добавили? (Здоровье)

- Какой научный раздел мы изучаем? (Организм человека)

- Сформулируйте тему нашего исследования.

3. Постановка учебной задачи. (Слайд 7)

- Что бы вы хотели узнать по этой теме?

Составляют план работы. Записывают тему исследования в индивидуальную карту.

IV. Совместное открытие нового.

1. Органы дыхания.

Проблемная ситуация. Эвристическая беседа.

- Что такое дыхание? (Рассуждение детей)

Проверка по учебнику, запись определения (стр. 21). (Слайд 8)

- Зачем мы дышим? Ведь мы вдыхаем и выдыхаем воздух? (Слайд 9-10)

- Объясни, в чём ошибся ученик.

Рассуждения детей

- Состав воздуха изменяется. Как вы думаете, почему и как?

Научные сотрудники демонстрируют модели молекул газов, входящих в состав воздуха. (Состав воздуха, модели молекул)

Вывод: Воздух, который мы выдыхаем, содержит меньше ... - и больше …, чем воздух вокруг нас.

Мы дышим, чтобы клетки нашего организма получали кислород, который необходим для образования энергии.

- Как мы дышим? Путешествие с воздушным пузырьком.

- Откуда начинаем наше путешествие НОС / РОТ? (Слайд 11)

А) Беседа по шуточному рисунку. Самопроверка. (Учебник стр. 21)

Б) Записать путь воздушного шарика. Выступление научных сотрудников (3 уч-ся). (Слайды 12-14)

           очищает

НОС согревает ГОРТАНЬ ТРАХЕЯ БРОНХИ ЛЁГКИЕ

        увлажняет

Проверка усвоенной научной информации.

- Назовите органы дыхания. Покажите путь воздушного пузырька. Особенности лёгких.

- Можно ли считать законченным путешествие? (Нет, т.к. мы не ответили на вопрос: как мы дышим?)

2. Физминутка. Дыхательная гимнастика. На фоне спокойной мелодии. (Слайд 15)

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
Насекомые летают.
Тишина стоит вокруг
Собрались мы все на луг.

3. Механизм вдоха и выдоха.

- Как же мы дышим?

- Кто прав? (Слайд 16)

- “ Я считаю, что при вздохе лёгкие расширяются, и потому в них входит воздух”.

- А я считаю, что воздух входит в лёгкие, вызывая их расширение

(Гипотезы уч-ся)

Практическое исследование дыхания. (Приложение 2)

№1.

Вдох: грудная клетка расширяется и увеличивается в объёме

Выдох: сжимается.

Выступление научного сотрудника “Механизм вдоха и выдоха”. Демонстрация на модели Дондерса. Проверка гипотезы. (Слайд 17). (Прав 1 ученик.)

№ 2. Посчитай, сколько вдохов ты сделаешь за 1 минуту. Сделай 20 приседаний и посчитай число вдохов после этого. Сравни результаты и сделай вывод.

Условия Частота дыхания. (Число вдохов в минуту)
Сижу спокойно  
После физ. нагрузки  

Вывод: Частота дыхания увеличивается при увеличении физической нагрузки.

“Для любознательных” Как дышат животные?

№3. Измерение жизненной ёмкости лёгких. (Слайд 18)

Надуть воздушный шарик за 1 дыхательное движение.

V. Профилактика курения. Сказка воздушного пузырька. (Приложение 1, слайд 19-21)

В один чудесный день воздушный пузырёк приземлился в очень странном городе. Его встретили маленькие жёлтые человечки с жёлтыми зубами и ногтями, с неприятным запахом изо рта. Люди в этом городе никогда не видели голубого неба и солнца. Они рано умирали и выглядели как маленькие старички. Через 2 минуты пребывания воздушный пузырёк стал задыхаться, у него появился кашель, насморк и слёзы. Он быстро улетел из города с твёрдым намерением вернуться и помочь бедным жителям.

- В какой необычный городок попал наш герой?

- Какая проблема у жителей городка?

- Как помочь им предложите пути решения проблемы?

- Что ещё может быть опасно для органов дыхания? (Ядовитые газы, микробы)

VI. Проверка усвоенного.

1. Тест с самопроверкой и самооценкой. (Слайд 22-32)

2.Вопросы от научных сотрудников:

- “Когда я ем, я глух и нем”. Как вы объясните эту пословицу?

- В воздухе вокруг нас много микробов и пыли. Почему же мы не болеем постоянно?

Замени данные выражения:

Водить за нос -

Оставаться с носом -

Зарубить на носу

Держать нос по ветру.

- Какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать простудных заболеваний?

- Кому требуется больше кислорода детям или взрослым?

VII. Домашнее задание.

1 гр. Научные сотрудники.

1.Что такое зевота?

2. Почему храпят во сне?

Всем: Научный рассказ по опорному плану-конспекту.

VIII. Рефлексия. (Слайд 33)

Надуйте воздушные шарики:

Зелёный - узнал много нового и интересного. Урок полезен для жизни.

Красный - Ничего не узнал нового. Зря потратил время.