На уроке были поставлены следующие цели:
- Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Площади»
- Развивающая: способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, анализировать условие задачи, составлять модель решения; способствовать развитию умений и навыков применять математические знания к решению практических задач, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях.
- Воспитательная:содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умения общаться.
Задачи урока:
- Выявить уровень подготовки учащихся по геометрии по данной теме, систематизировать полученные знания с помощью приема «Кластер»
- Помочь в развитии и самореализации творческих способностей личности; обучить приемам организации интеллектуального труда
- Научить учащихся находить главное
- Продолжить воспитание у учащихся уважительного отношения друг к другу, чувства товарищества, культуры общения, чувства ответственности.
План урока:
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
1. Организационный момент. | 1. Приветствие учащихся. 2. Постановка целей урока и знакомство учащихся с планом урока. |
2. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади плоских фигур» Стадия вызова |
Составление первой части кластера |
3. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении простейших геометрических задач | Решение задач из сборника ЕГЭ (работа устно). В задачах используются только формулы для прямоугольного треугольника, прямоугольника, квадрата или фигур, которые можно разбить на данные фигуры. |
4. Вывод формул площадей: произвольного треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба. Работа с текстом по группам (метод «Зигзаг»). Стадия осмысления. |
Работа в группах по 4 человека. Вывод осуществляется по составленной учителем программе. Каждая группа выводит формулу площади для одной фигуры. |
5. Решение задач на нахождение площади фигур с использованием выведенной формулы. | Каждой группе предлагается набор фигур, площади которых они должны вычислить, сделав предварительно необходимые измерения. |
6. Меняются группы. Каждый под своим номером собирается в группы №1, №2, №3, №4. Рассказывают, как определили площадь фигуры, какую формулу вывели. | Выводы форму площадей геометрических фигур. |
7. Возвращение в первоначальную группу. Заполнение таблицы формул. | Каждой группе в начале работы выдавалась таблица, которую в конце работы учащиеся должны заполнить. |
8. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач Стадия рефлексии |
Решение задач из сборника ЕГЭ (работа в тетрадях), с последующей проверкой. |
9. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади плоских фигур» | Составление второй части кластера. |
10. Подведение итогов урока. синквейн | 1. Домашнее задание 2. Рефлексия урока учащимися и учителем 3. Выставление оценок |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади плоских фигур»
Стадия вызова.
Что я знаю по данной теме? | Что я хочу узнать? | Стадия рефлексии. |
Что я знаю по данной теме?
- Учащиеся обсуждают ответ на вопрос в парах, записывают результаты обсуждения на листах бумаги.
- Общее обсуждение и запись на доске в виде кластера или таблицы – Приложение 1. (Учитель записывает на доске).
Что я хочу узнать? (предполагаемые ответы учащихся).
- ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ТЕМУ? ГДЕ ПРИГОДИТСЯ?
- КАКИЕ ЕДИНИЦЫ ПЛОЩАДИ ЕЩЕ СУЩЕСТВУЮТ?
- КАК НАЙТИ ПЛОЩАДЬ ЛЮБОЙ ФИГУРЫ? ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ СПОСОБЫ вычисления площадей геометрических фигур?
- ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ?
- Людям, какой профессии данные знания необходимы? (Учитель сам приводит примеры использования данного вопроса.)
III. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении простейших геометрических задач.
Предлагаются простейшие задачи на вычисление площадей геометрических фигур, изображенных на листе бумаги в клетку. Фигуры разбиваются на прямоугольные треугольники, прямоугольники и квадраты, формулы площадей которых уже известны. (Коллективная форма работы).
(Для выполнения данной работы, используется электронное учебное пособие: «Интерактивная математика «под редакцией Г.В. Дорофеева.).
IV-V. Вывод формул площадей: произвольного треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба.
Стадия осмысления и решение задач на нахождение площади фигур с использованием выведенной формулы (запись измерений элементов фигур и вычислений в выданных программах).
Стадия осмысления.
Работа с текстом по группам (метод «Зигзаг»).
Класс разбивается на четыре группы, в каждой группе 4 человека. Каждый ученик группы под своим номером. (Каждой группе выдаются модели геометрических фигур, инструменты, программы для вывода формул – Приложение 2).
VI. Меняются группы.
Каждый под своим номером собирается в четыре группы. Рассказывают, как определили площадь фигуры, какую формулу вывели.
VII. Члены группы возвращаются назад и передают полученную информацию группе.
Заполняется в каждой группе таблица; выписываются формулы и выводы.
VIII. Информация от учащихся поступает к учителю, который заполняет на доске таблицу формул площадей фигур или дополняет кластер.
IX. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач
Стадия рефлексии.
Учитель предлагает различные задачи на вычисление площадей фигур из ЕГЭ. (решение индивидуальное с последующей проверкой)
X. Подведение итогов урока.
синквейн – стихотворение по алгоритму – развивают поэтические способности учеников.
Синквейн – самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание. Перед изучением вводной темы по творчеству А Островского «Театр Островского» на стадии вызова ученица составила синквейн:
Театр.
Волнующий, загадочный.
Завораживает, будоражит, тревожит.
Театр никого не оставляет равнодушным.
Сама жизнь
Синквейн. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе .
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
План написания синквейна следующий:
- Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
- Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
- Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
- Четвертая строка – фраза на тему синквейна из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
- Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоциональном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.
Приведем пример синквейна, который составили студенты 1 курса факультета психологии по завершению изучения темы «Множества»:
Множества
Конечные бесконечные
Не пересекаются совпадают пересекаются
Элементы множества обладают свойствами
Совокупности.
Площадь.
Значимая, актуальная.
Измерять, вычислять, выводить.
«Семь раз отмерь – один отрежь».
Для каждой фигуры.
Д.з. Составить свой кластер по теме: “Площадь»,составить задачи по данной теме.
На уроке можно предложить только программу по вычислению площади треугольника.