Площади геометрических фигур. 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


На уроке были поставлены следующие цели:

  • Образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Площади»
  • Развивающая: способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию, анализировать условие задачи, составлять модель решения; способствовать развитию умений и навыков применять математические знания к решению практических задач, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях.
  • Воспитательная:содействовать воспитанию интереса к математике, активности, мобильности, умения общаться.

Задачи урока:

  1. Выявить уровень подготовки учащихся по геометрии по данной теме, систематизировать полученные знания с помощью приема «Кластер»
  2. Помочь в развитии и самореализации творческих способностей личности; обучить приемам организации интеллектуального труда
  3. Научить учащихся находить главное
  4. Продолжить воспитание у учащихся уважительного отношения друг к другу, чувства товарищества, культуры общения, чувства ответственности.

План урока:

Содержание этапов урока Виды и формы работы
1. Организационный момент. 1. Приветствие учащихся.
2. Постановка целей урока и знакомство учащихся с планом урока.
2. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади плоских фигур»
Стадия вызова
Составление первой части кластера
3. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении простейших геометрических задач Решение задач из сборника ЕГЭ (работа устно). В задачах используются только формулы для прямоугольного треугольника, прямоугольника, квадрата или фигур, которые можно разбить на данные фигуры.
4. Вывод формул площадей: произвольного треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба. Работа с текстом по группам (метод «Зигзаг»).
Стадия осмысления.
Работа в группах по 4 человека. Вывод осуществляется по составленной учителем программе. Каждая группа выводит формулу площади для одной фигуры.
5. Решение задач на нахождение площади фигур с использованием выведенной формулы. Каждой группе предлагается набор фигур, площади которых они должны вычислить, сделав предварительно необходимые измерения.
6. Меняются группы. Каждый под своим номером собирается в группы №1, №2, №3, №4. Рассказывают, как определили площадь фигуры, какую формулу вывели. Выводы форму площадей геометрических фигур.
7. Возвращение в первоначальную группу. Заполнение таблицы формул. Каждой группе в начале работы выдавалась таблица, которую в конце работы учащиеся должны заполнить.
8. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач
Стадия рефлексии
Решение задач из сборника ЕГЭ (работа в тетрадях), с последующей проверкой.
9. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади плоских фигур» Составление второй части кластера.
10. Подведение итогов урока. синквейн 1. Домашнее задание
2. Рефлексия урока учащимися и учителем
3. Выставление оценок

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме «Площади плоских фигур»

Стадия вызова.

Что я знаю по данной теме? Что я хочу узнать? Стадия рефлексии.
     
     
     
     

Что я знаю по данной теме?

  1. Учащиеся обсуждают ответ на вопрос в парах, записывают результаты обсуждения на листах бумаги.
  2. Общее обсуждение и запись на доске в виде кластера или таблицы – Приложение 1. (Учитель записывает на доске).

Что я хочу узнать? (предполагаемые ответы учащихся).

  1. ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ ТЕМУ? ГДЕ ПРИГОДИТСЯ?
  2. КАКИЕ ЕДИНИЦЫ ПЛОЩАДИ ЕЩЕ СУЩЕСТВУЮТ?
  3. КАК НАЙТИ ПЛОЩАДЬ ЛЮБОЙ ФИГУРЫ? ЕСТЬ ЛИ ЕЩЕ СПОСОБЫ вычисления площадей геометрических фигур?
  4. ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ?
  5. Людям, какой профессии данные знания необходимы? (Учитель сам приводит примеры использования данного вопроса.)

III. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении простейших геометрических задач.

Предлагаются простейшие задачи на вычисление площадей геометрических фигур, изображенных на листе бумаги в клетку. Фигуры разбиваются на прямоугольные треугольники, прямоугольники и квадраты, формулы площадей которых уже известны. (Коллективная форма работы).

(Для выполнения данной работы, используется электронное учебное пособие: «Интерактивная математика «под редакцией Г.В. Дорофеева.).

IV-V. Вывод формул площадей: произвольного треугольника, параллелограмма, трапеции, ромба.

Стадия осмысления и решение задач на нахождение площади фигур с использованием выведенной формулы (запись измерений элементов фигур и вычислений в выданных программах).

Стадия осмысления.

Работа с текстом по группам (метод «Зигзаг»).

Класс разбивается на четыре группы, в каждой группе 4 человека. Каждый ученик группы под своим номером. (Каждой группе выдаются модели геометрических фигур, инструменты, программы для вывода формул – Приложение 2).

VI. Меняются группы.

Каждый под своим номером собирается в четыре группы. Рассказывают, как определили площадь фигуры, какую формулу вывели.

VII. Члены группы возвращаются назад и передают полученную информацию группе.

Заполняется в каждой группе таблица; выписываются формулы и выводы.

VIII. Информация от учащихся поступает к учителю, который заполняет на доске таблицу формул площадей фигур или дополняет кластер.

IX. Деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний и умений при решении геометрических задач

Стадия рефлексии.

Учитель предлагает различные задачи на вычисление площадей фигур из ЕГЭ. (решение индивидуальное с последующей проверкой)

Приложение 3.

X. Подведение итогов урока.

синквейн стихотворение по алгоритму – развивают поэтические способности учеников.

Синквейнсамая легкая форма стихотворений по алгоритму. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание. Перед изучением вводной темы по творчеству А Островского «Театр Островского» на стадии вызова ученица составила синквейн:

Театр.
Волнующий, загадочный.
Завораживает, будоражит, тревожит.
Театр никого не оставляет равнодушным.
Сама жизнь

Синквейн. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе .

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

План написания синквейна следующий:

  1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным;
  2. Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
  4. Четвертая строка – фраза на тему синквейна из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
  5. Пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоциональном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Приведем пример синквейна, который составили студенты 1 курса факультета психологии по завершению изучения темы «Множества»:

Множества
Конечные бесконечные
Не пересекаются совпадают пересекаются
Элементы множества обладают свойствами
Совокупности.

Площадь.
Значимая, актуальная.
Измерять, вычислять, выводить.
«Семь раз отмерь – один отрежь».
Для каждой фигуры.

Д.з. Составить свой кластер по теме: “Площадь»,составить задачи по данной теме.

На уроке можно предложить только программу по вычислению площади треугольника.

Приложение 4.