Урок окружающего мира по теме "Кого можно назвать человеком?". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели и задачи урока:

  • Линия 1. Овладение картиной мира: учиться выделять особенности внутреннего духовного мира человека.
  • Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: объяснять, почему нельзя стать полноценным человеком вне общества людей.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебники окружающего мира 2 часть «Человек и человечество», рабочие тетради к учебнику, фрагмент мультфильма «Маугли» Р.Киплинга, видеоматериал «Дети-Маугли»

Ход урока.

1. Организационный момент.

-Сегодня мы обращаемся к новому учебнику окружающего мира «Человек и человечество» и нашу работу мне хотелось бы начать вот с этого слова: ЭВОЛЮЦИЯ. Итак, что оно означает?

(развитие, процесс постепенного, непрерывного количественного изменения, кого-чего-нибудь, подготавливающий качественные изменения)

2. Постановка проблемы.

- Сейчас, вашему вниманию предлагается фрагмент м/ф
(учащимся демонстрируется отрывок из м/фильма «Маугли», где он ходит
на двух ногах, разговаривает
)

- Фрагмент какого мультфильма смотрели? Кто главный герой? Что вы о нём знаете?       

- Что Маугли умеет делать так же, как и люди?

(на доске появляется запись: «Маугли в сказке ведёт себя как человек»)

- Как вы думаете, что может быть правдой в истории с Маугли, а что вызывает сомнение?

Работа в группах:

(учащиеся получают карточки с наводящими вопросами):

  1. Может ли человек, выросший среди животных, прожить долгую жизнь не имея таких зубов, клыков и шерсти, как у зверей?
  2. Может ли он сам научиться ходить на двух ногах?
  3. Кто научит его говорить на каком-нибудь человеческом языке?)

(ответы обучающихся)

Работа с учебником.                                             

С.8 - прочтите историю настоящего Маугли

- Как на самом деле вёл себя человек, выросший среди животных?

(ходил на четырёх конечностях, рычал, огрызался...)

-Обратите внимание на эти рисунки: определите, где изображён Маугли из сказки, а где настоящий? По каким признакам вы догадались?

(На доске появляется запись: «Маугли в жизни ведёт себя как животное»)

- Какое вы видите противоречие?

-На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ? («Можно ли человека, выросшего среди животных, назвать полноценным человеком?»

(можно обратиться к учебнику, с 9)

3. Версии детей, актуализация знаний.

- Какие у вас возникли предположения? (он всегда будет бояться людей; не научится разговаривать; не сможет работать и т.д.)

-Давайте вспомним, что мы уже знаем о человеке? (человек - это млекопитающее, часть живой природы)

- Чем человек отличается от животных? (речь, мышление, разум)

-Связаны ли разные люди друг с другом? (вспомнить, что человек живёт в обществе)

- А знаете ли вы, откуда появляются у человека признаки, отличающие ею от животного? (выслушиваются предположения детей, как верные, так и неверные, но не комментируются) (в таблицу заносится этот вопрос)

4. Поиск решения проблемы (открытие нового знаний)

- Вы правильно сказали, что человек - часть живой природы, млекопитающее. Но ведь уже с рождения человек не похож на животное.

Работа в группах:

1. Врожденные признаки.

- Укажите признаки, которыми человек отличается уже с рождения от животного (ответы детей заслушиваются)

-Все эти признаки можно объединить в одну группу. Кто из вас знает, как это можно назвать?

(если дети затрудняются, предложить им найти ответ в учебнике на с. 9 ориентируясь на выделенные слова) (вывешивается табличка «Врождённые признаки»                                                                 '

-     Почему они получили такое название? (даны природой)

2. Приобретённые признаки.

- Посмотрите на рисунки, что общего на всех трёх рис.? (на всех мамы)

- Чему будет учить своих детей кошка, птица? (тому, что им необходимо для жизни в природе)

-Чему будет учить ребёнка человеческая мама? (разговаривать, читать, быть вежливым ...тому, что ему необходимо не просто в природе, но и в обществе)

--Почему кошка, птица, обезьяна не смогут научить человека человеческим качествам? (самиими не владеют; они живут в природе, а не в обществе людей)

- Научить человека говорить, читать, писать, общаться с людьми можно только в самом младшем возрасте. Это связано с особенностями развития человека, его мозга.

3. Работа в тетради. Задание № 2

- Как называются эти признаки? (приобретённые) (вывешивается табличка)

-  У человека, выросшего среди животных, есть приобретённые признаки человека?

5. Внутренний духовный мир.

- Как вы думаете, приобретённые признаки человека у всех людей одинаковы? (нет) Почему?

- Как называется круг наших интересов, увлечений? (внутренний духовный мир)

-Как вы понимаете эти слова? (Вывешивается карточка «внутренний мир»)

-Можно ли внутренний духовный мир обогатить? Как?

- Посмотрите на рисунки. Что вы можете сказать о внутреннем мире этих людей!?

- Для чего это нужно человеку, живущему в обществе? (общественные потребности: узнаватьновое, создавать что-нибудь самому,это интересно, чембогачеэтотмир,тем интереснее жить, у тебя больше друзей)

6. Выставка рисунков «Сокровища души»

(рассказ обучающихся о своих увлечениях)

7. Выражение решения проблемы.

- Давайте вернёмся к проблеме нашего урока. Что мы хотели сегодня узнать? Какое название мы можем изменить в таблице? (Что мы узнали)

- Пользуясь таблицей, подготовьте ответ на вопрос, вариант решения проблемы.

8. Итог урока. Работа в тетради.

Задание «М»: написать, какие признаки сформировались у тебя, в результате жизни в семье, среди людей.

9. Рефлексия.

- Оцените работу своей группы. Кто был самым активным