Правописание корней с чередованием гласных О-А.

Разделы: Русский язык


ЦЕЛЬ: систематизация и обобщение материала.

ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

знать:

  • понятие «орфограмма»
  • понятие «чередование»; виды чередований
  • условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-,
  • лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-;

понимать:

  • условия возникновения орфограммы
  • условия выбора гласных А- О в корнях с чередованием

уметь:

  • объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
  • группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам;
  • применять в разных условиях;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:

Коммуникативная:

  • учить составлять устные высказывания по изучаемой теме.
  • правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста; культуры речи;
  • аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать чужую, участвуя в диалоге, работая в группах и парах ;

Познавательная: учить формулировать цель, строить продуктивное речевое взаимодействие, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, осмысливать цель чтения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

Регулятивная: учить ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, опорные схемы, тексты (на партах).

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе на занятии, мобилизовать внимание школьников.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих, проверка состояния помещения, организация внимания и внутренней готовности учащихся.

Этап целеполагания

Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.

На доске пословицы:

  • Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья.
  • Росточком с мышь, а храбрый малыш.
  • От желанья к исполненью приложи уменье.
  • Правда в воде не тонет, в огне не горит.
  • Кто не горит, тот небо коптит.

- Какой жанр устного народного творчества представлен на доске? По каким признакам догадались?

- Что общего в этих пословицах? Можно ли сгруппировать их по темам?

(учащиеся определяют тематику пословиц и их значение). Мы пришли к выводу, что темы разные: по этому признаку пословицы сгруппировать нельзя.

- Что же общего в них? Почему мы обратились к ним на уроке русского языка? (приходим к выводу, что пословицы схожи наличием в них слов с одинаковой орфограммой).

- Давайте подумаем, что нам нужно сделать сегодня на уроке, чтобы обобщить полученные ранее знания ? (учащиеся пытаются самостоятельно поставить цели на сегодняшний урок).

Опираясь на ответы детей и учитывая поставленные цели, учитель предлагает систему вопросов.

Этап первичного усвоения знаний (сбор информации)

Цель: выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

- Какие орфограммы-гласные в корне вы знаете?

- Чем вы руководствуетесь при написании проверяемой безударной гласной в корне слова?

- Что такое чередование?

- Какие вы знаете виды чередования?

Этап осмысления учебного материала

Цель: структурирование информации.

(Выполнение заданий повторительно-обобщающего характера.)

1) Разделяясь на группы, дети получают задание : составьте опорные схемы, отражающие условия написания букв А-О в корнях с чередованием. Зарисуйте их на плакате.

  • 1-я группа. « Чередование букв А-О в корне – раст-/ -ращ-/ -рос-»
  • 2-я группа. « Чередование букв А-О в корне –лаг-/ -лож-»
  • 3-я группа. «Чередование букв А-О в корне –кас-/-кос-»
  • 4-я группа. «Чередование букв А-О в корне –гар-/ -гор-»
  • 5-я группа. «Чередование букв А-О в корне –зар-/-зор»

2) Из схем отдельных групп складывается общий стенд-плакат ( можно взять форму цветка или солнышка), иллюстрирующий написание букв А-О в корнях с чередованием.

Этап закрепления учебного материала.

Цель: обмен информацией, обеспечение усвоения знаний и способов действий

- Произведите защиту плакатов, ответьте на вопросы одноклассников.

Этап применения знаний в новой ситуации

Цель: обеспечение усвоения знаний в изменённой ситуации.

3) Работа по парам. Заполните таблицу своими примерами.

Корни с чередованием гласной А-О А О Слова-исключения
- раст-/ -ращ-/ -рос-      
-- лаг-/ -лож-      
- кас-/ -кос-      
- гар- / -гор-      
- зар- / -зор-      

Работы сдаются на проверку учителю.

Этап проверки и оценки результатов

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями , проверка умения нахождения изученного явления на уровне связного текста.

4) Раскрасим текст. Выделите в тексте слова с изученной орфограммой разными цветами: зелёным – с корнем – раст-/ -ращ-/ -рос-; синим – с корнем –лаг- / -лож-; фиолетовым – с корнем- -кас-/ -кос-; розовым – с корнем –гар/-гор; жёлтым – с корнем –зар-/-зор-;

Если в тексте встретятся слова с другими чередованиями, выделите их коричневым цветом.

Сколько превосходных слов есть в нашем языке для названия природных явлений!

З_рница – долгий отблеск далёких молний. Чаще всего они разг_раются в июне, блистают и затухают. Существует поверье, что з_рницы « з_ рят хлеб», - и от этого он р_стёт быстрее.

В одном поэтическом ряду с з_ рницей стоит слово « з_ ря». Это слово не произносят громко. Оно возникает из тишины ночи, когда над зар_слями деревенского сада простирается чистая и слабая синева.

Вот на бревенчатые стены л_ жатся квадраты оранжевого света, и брёвна заг_ раются , как янтарь. Восходит солнце.

З_ ря блещет не только утром, но и вечером. Множество красок расстилается по небу – от червонного золота до бирюзы.

Текст раздаётся каждому ученику. Взаимопроверка качества выполнения работы.

- Назовите слова, встретившиеся вам с другими чередующимися гласными в корнях? ( учащиеся называют встретившиеся в тексте слова с чередующимися гласными Е/И в корнях). Мы встретимся с таким видом чередований на следующих наших уроках.

5) Составление устного высказывания на грамматическую тему.

Можно ли, на ваш взгляд, упростить правила написания корней с чередующимися гласными О-А?

Учитель и учащиеся оценивают логичность, последовательность, связность ответа, соответствие устного высказывания предложенной теме и намечают перспективу дальнейшей работы.

Этап подведение итогов.

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели, формулирование основных классификационных признаков изученного явления.

- Что мы делали сегодня на уроке? (мы обобщали и систематизировали материал по теме : « Правописание корней с чередованием гласных О – А»).

- Как мы это делали? ( мы находили языковое явление, опознавали его в тексте, классифицировали , применяли изученную орфограмму.)

- Зачем мы это делали? Пригодится ли вам это в жизни? Можно ли было бы обойтись без изучения этой орфограммы в школе ?

Домашнее задание.

Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Составить текст на зимнюю тему , используя изученное правило. Разукрасьте текст (по примеру аналогичной работы в классе).

Список литературы:

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования; под редакцией В.В. Козлова, А.Н.Кондакова – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения)
  2. Рабочие программы по русскому языку 5 – 9 классы ( по программе под ред. В.В.Бабайцевой). Метод. пособие / сост. Г.М.Вялкова.- М.: Глобус,2007.- 256с. (Новый образовательный стандарт)
  3. Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 1/авт.-сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2005
  4. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.(Стандарты второго поколения).