ЦЕЛЬ: систематизация и обобщение материала.
ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
знать:
- понятие «орфограмма»
- понятие «чередование»; виды чередований
- условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-,
- лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-;
понимать:
- условия возникновения орфограммы
- условия выбора гласных А- О в корнях с чередованием
уметь:
- объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
- группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам;
- применять в разных условиях;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ:
Коммуникативная:
- учить составлять устные высказывания по изучаемой теме.
- правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдать нормы построения текста; культуры речи;
- аргументированно отстаивать свою точку зрения и принимать чужую, участвуя в диалоге, работая в группах и парах ;
Познавательная: учить формулировать цель, строить продуктивное речевое взаимодействие, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис, осмысливать цель чтения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
Регулятивная: учить ставить и адекватно формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, опорные схемы, тексты (на партах).
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на занятии, мобилизовать внимание школьников.
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих, проверка состояния помещения, организация внимания и внутренней готовности учащихся.
Этап целеполагания
Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.
На доске пословицы:
- Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья.
- Росточком с мышь, а храбрый малыш.
- От желанья к исполненью приложи уменье.
- Правда в воде не тонет, в огне не горит.
- Кто не горит, тот небо коптит.
- Какой жанр устного народного творчества представлен на доске? По каким признакам догадались?
- Что общего в этих пословицах? Можно ли сгруппировать их по темам?
(учащиеся определяют тематику пословиц и их значение). Мы пришли к выводу, что темы разные: по этому признаку пословицы сгруппировать нельзя.
- Что же общего в них? Почему мы обратились к ним на уроке русского языка? (приходим к выводу, что пословицы схожи наличием в них слов с одинаковой орфограммой).
- Давайте подумаем, что нам нужно сделать сегодня на уроке, чтобы обобщить полученные ранее знания ? (учащиеся пытаются самостоятельно поставить цели на сегодняшний урок).
Опираясь на ответы детей и учитывая поставленные цели, учитель предлагает систему вопросов.
Этап первичного усвоения знаний (сбор информации)
Цель: выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.
- Какие орфограммы-гласные в корне вы знаете?
- Чем вы руководствуетесь при написании проверяемой безударной гласной в корне слова?
- Что такое чередование?
- Какие вы знаете виды чередования?
Этап осмысления учебного материала
Цель: структурирование информации.
(Выполнение заданий повторительно-обобщающего характера.)
1) Разделяясь на группы, дети получают задание : составьте опорные схемы, отражающие условия написания букв А-О в корнях с чередованием. Зарисуйте их на плакате.
- 1-я группа. « Чередование букв А-О в корне – раст-/ -ращ-/ -рос-»
- 2-я группа. « Чередование букв А-О в корне –лаг-/ -лож-»
- 3-я группа. «Чередование букв А-О в корне –кас-/-кос-»
- 4-я группа. «Чередование букв А-О в корне –гар-/ -гор-»
- 5-я группа. «Чередование букв А-О в корне –зар-/-зор»
2) Из схем отдельных групп складывается общий стенд-плакат ( можно взять форму цветка или солнышка), иллюстрирующий написание букв А-О в корнях с чередованием.
Этап закрепления учебного материала.
Цель: обмен информацией, обеспечение усвоения знаний и способов действий
- Произведите защиту плакатов, ответьте на вопросы одноклассников.
Этап применения знаний в новой ситуации
Цель: обеспечение усвоения знаний в изменённой ситуации.
3) Работа по парам. Заполните таблицу своими примерами.
Корни с чередованием гласной А-О | А | О | Слова-исключения |
- раст-/ -ращ-/ -рос- | |||
-- лаг-/ -лож- | |||
- кас-/ -кос- | |||
- гар- / -гор- | |||
- зар- / -зор- |
Работы сдаются на проверку учителю.
Этап проверки и оценки результатов
Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями , проверка умения нахождения изученного явления на уровне связного текста.
4) Раскрасим текст. Выделите в тексте слова с изученной орфограммой разными цветами: зелёным – с корнем – раст-/ -ращ-/ -рос-; синим – с корнем –лаг- / -лож-; фиолетовым – с корнем- -кас-/ -кос-; розовым – с корнем –гар/-гор; жёлтым – с корнем –зар-/-зор-;
Если в тексте встретятся слова с другими чередованиями, выделите их коричневым цветом.
Сколько превосходных слов есть в нашем языке для названия природных явлений!
З_рница – долгий отблеск далёких молний. Чаще всего они разг_раются в июне, блистают и затухают. Существует поверье, что з_рницы « з_ рят хлеб», - и от этого он р_стёт быстрее.
В одном поэтическом ряду с з_ рницей стоит слово « з_ ря». Это слово не произносят громко. Оно возникает из тишины ночи, когда над зар_слями деревенского сада простирается чистая и слабая синева.
Вот на бревенчатые стены л_ жатся квадраты оранжевого света, и брёвна заг_ раются , как янтарь. Восходит солнце.
З_ ря блещет не только утром, но и вечером. Множество красок расстилается по небу – от червонного золота до бирюзы.
Текст раздаётся каждому ученику. Взаимопроверка качества выполнения работы.
- Назовите слова, встретившиеся вам с другими чередующимися гласными в корнях? ( учащиеся называют встретившиеся в тексте слова с чередующимися гласными Е/И в корнях). Мы встретимся с таким видом чередований на следующих наших уроках.
5) Составление устного высказывания на грамматическую тему.
Можно ли, на ваш взгляд, упростить правила написания корней с чередующимися гласными О-А?
Учитель и учащиеся оценивают логичность, последовательность, связность ответа, соответствие устного высказывания предложенной теме и намечают перспективу дальнейшей работы.
Этап подведение итогов.
Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели, формулирование основных классификационных признаков изученного явления.
- Что мы делали сегодня на уроке? (мы обобщали и систематизировали материал по теме : « Правописание корней с чередованием гласных О – А»).
- Как мы это делали? ( мы находили языковое явление, опознавали его в тексте, классифицировали , применяли изученную орфограмму.)
- Зачем мы это делали? Пригодится ли вам это в жизни? Можно ли было бы обойтись без изучения этой орфограммы в школе ?
Домашнее задание.
Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.
Составить текст на зимнюю тему , используя изученное правило. Разукрасьте текст (по примеру аналогичной работы в классе).
Список литературы:
- Фундаментальное ядро содержания общего образования; под редакцией В.В. Козлова, А.Н.Кондакова – М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения)
- Рабочие программы по русскому языку 5 – 9 классы ( по программе под ред. В.В.Бабайцевой). Метод. пособие / сост. Г.М.Вялкова.- М.: Глобус,2007.- 256с. (Новый образовательный стандарт)
- Учебно – воспитательные занятия в группе продлённого дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. Вып. 1/авт.-сост. Н.А.Касаткина.- Волгоград: Учитель, 2005
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.(Стандарты второго поколения).