Цель урока: способствовать формированию у педагогов установки на применение технологий педагогики в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- – проанализировать практику использования приемов и методов педагогической поддержки в учебно-воспитательном процессе школы;
- – выявить формы и способы педагогической поддержки, наиболее приемлемые для построения личностно – ориентированного воспитательного взаимодействия;
- – наметить пути освоения педагогами технологий педагогической поддержки.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация
План проведения:
- Анализ состояния преступности и правонарушений в городе и школе. (Зам. директора по правовому воспитанию)
- Личностно-ориентированный подход, его направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка. (Зам. директора по воспитательной работе)
- Причины девиантного поведения в подростковом возрасте. Формы общения с подростком. (Психолог)
- Психолого-педагогический практикум.
- Из опыта работы с “трудными” учащимися. (Классные руководители)
- Принятие решения педсовета.
ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:
1.1. Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой “трудных” школьников. Поведение таких детей вызывает беспокойство у педагогов, психологов и родителей. Не секрет, что за прошедший учебный год в нашем городе
– возросло количество противоправных действий, чаще стали происходить кражи, порча государственного имущества;
– количество преступлений, совершенных подростками до 14 лет увеличилось;
– участились групповые драки, драки с причинением вреда здоровью, со смертельным исходом;
– за различные противоправные действия задерживаются не только мальчики, но и девочки, причем количество случаев с их участием возрастает.
Так, на учете в школах города состоит 242 человека, в ЕБД – 76 семей, в ПДН – 74 подростка. Совершено преступлений – 44. Отказано в возбуждении уголовного дела – 43 (по не достижению возраста).
Заметен рост различных форм отклоняющегося поведения подростков и в нашей школе. Если провести сравнительный анализ за 5 лет, то можно увидеть, что:
– преступность с 14 лет возросла (2006год -1/1 , 2007год – 0, 2008 год – 2/2, 2009 – 2/2год и за 9 месяцев 2010года – 9/2;
– отсев (2006 год -1, 2007 год – 0, 2008 год -5, 2009 год – 1, 2010 – 2 человека);
– правонарушения – 2006год – 7, 2007 год – 4, 2008 год – 1, 2009 год – 0, за 9 месяцев 2010 года – 2;
– отказной материал – 2006 год – 5, 2007 год – 2, 2008 год – 1, 2009 год – 2, за 9 месяцев 2010 года – 4;
– употребление спиртных напитков– 2006 год – 4 , 2007 год – 3 , 2008 год-5 , 2009 год -1, за 9 месяцев 2010 года – 1;
– меры к родителям – 2006год -0, 2007 год -10, 2008 год– 7, 2009 год– 6 и за 2010 года–10.
Особенно настораживает то, что возраст участников преступлений уменьшается, т.е. становится больше преступность до 14 лет.
Оценка доли подростков, которым свойственны отрицательные качества
Отрицательные качества | 5-6 кл. | 7-8 кл. | 9-11 кл. |
1. Курят | 6% | 12% | 16% |
2. Пьют | 3% | 12% | 37% |
3. Пробовали наркотики | - | 1,3% | - |
4. Сквернословят | 22% | 46% | 37% |
5. Занимаются воровством | - | 1,3% | 1,3% |
6. Прогуливают уроки | 12% | 25% | 14% |
7. Участвуют в драках | 14% | 22% | 8% |
8. Не хотят учиться | 8% | 20% | 12% |
Проанализировав результаты, представленные в таблице можно сказать, что резко возрастает процент курящих к 9-11 классу, увеличивается число пьющих, употребляющих в своем лексиконе нецензурную брань. Число учащихся, которые погуливают уроки, резко возрастает в среднем звене и остается почти таким же в 9-х классах. У учащихся 11-х классов самосознание растет, поэтому прогульщики встречаются реже. Такая же ситуация и с нежеланием учиться. Доля подростков 7-9-х классов, которые предпочитают школе улицу, значительно выше остальных. К 10-11 классам происходит процесс нравственно-психологической деформации личности школьников. И именно в это время увеличивается влияние на поведение школьников неформальных групп молодежи, средств массовой информации. Растет число так называемых “трудных учащихся” или учащихся с девиантным поведением, у которых возникают проблемы и в обучении, и в поведении. Все это – результат ряда обстоятельств, но прежде всего недостатка эффективных систем общественного воспитания молодежи и знания психолого-педагогических особенностей воспитания личности. Одним из направлений в воспитании является личностно-ориентированный подход.
2.1. В нашей стране разработано много направлений модернизации образования, которые обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гуманистического личностно – ориентированного обучения и воспитания детей. Но самая сложная задача учителя – найти “ключик” к пониманию трудного ребенка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое положение – таблица.
Под руководством известного ученого О.С.Газмана разработана концепция педагогической поддержки школьника. Для ее реализации необходимо выполнение следующих норм педагогического взаимодействия:
– любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать, приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по– товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
– уважение достоинства и доверия, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
– ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
– признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право “хочу” и “не хочу”);
– поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
– умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
– собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Представленные нормы можно разделить на три этапа:
1.ПОНЯТЬ.
2.ПРИНЯТЬ.
3.ПОМОЧЬ.
Каковы же мотивы девиантного поведения учащихся и как можно помочь “трудному” ребенку? Об этом поведает психолог. Каждый учитель в своей профессиональной деятельности сталкивается с проблемой “трудных” школьников. Поведение таких детей вызывает беспокойство у педагогов, психологов и родителей. Психологи такое поведение называют “девиантным”. Девиантное поведение включает, в свою очередь, несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения. Первая из таких форм – делинквентое поведение, направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребенка на грани закона. Вторая форма – аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость). Скрытые формы неблагополучия ребенка. Например, школьники, характеризующиеся пассивным поведением, повышенной тревожностью. К сожалению, такие дети часто не попадают в поле внимания педагогов и психологов, хотя нуждаются в особом педагогическом подходе. Самая сложная задача учителя и родителя – найти ключик к пониманию “трудного” ребенка. Тот ключик, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение. При разработке стратегии работы с такими детьми учителям родителям, необходимо понимать, что за любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение одного ребенка в школе может быть вызвано стремлением к доминированию, развитием лидерских качеств, у другого компенсацией повышенной тревожности. Соответственно, воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения ребенка. Таким образом, педагогам и родителям необходимо выяснить мотивы поведения “трудного” ребенка, т.е. понять его. Это этап понимания проблемы,этапвыяснения причинно-следственной связи поведения “трудного” школьника. Следующий этап воспитательной стратегии заключается в рефлексии взрослыми своего отношения к “трудному” ребенку. В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к “трудным” детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение и др., которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий нашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются естественными и нормальными для педагогов и родителей и вряд ли демонстрируемое школьниками поведение должно вызывать бурю восторга. Очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов. Умение педагога и родителя увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам – вот шаги, позволяющие принять “трудного” школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, “очеловечивания” воспитательной стратегии к “трудному” школьнику. Третий этап – этап применения воспитательных воздействий к “трудному” школьнику – будет иметь положительные результаты только при условии успешной реализации первых двух. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть. Только тогда ребенок будет открыт для общения с нами и зерна воспитания лягут на благодатную почву, только тогда ребенок пожелает изменить свое негативное поведение. Итак, ПОНЯТЬ, ПРИНЯТЬ, ПОМОЧЬ – основа психолого-педагогического подхода к “трудному” ребенку.
4.1.Психолого-педагогический практикум (проигрывание ситуаций из практики психолога). Работа в группах.
Из дневника психолога К психологу обратился классный руководитель по поводу Олега К. (13 лет). Подросток плохо учится, часто пропускает занятия без уважительной причины, грубит учителям, лжив. В жизни школы и класса не принимает участия. Отношения с одноклассниками не складываются, Олег агрессивен, вспыльчив, держится в стороне от одноклассников. Ничем не увлекается, после школы часами бродит по улице, домой не спешит.Семья полная, двое детей (есть младшая сестра – 8 лет). Отец страдает алкоголизмом, работает эпизодически. Мать появляется в школе крайне редко, объясняя это своей занятостью, алкоголизм мужа скрывает. Со слов матери, отношения с сыном натянутые, помощь семье Олег не оказывает, родителей не слушает, разговаривает грубо.
Комментарий психолога Вероятно, поведение Олега спровоцировано ситуацией в семье. Семья выполняет важную функцию удовлетворения базовой потребности ребенка в обеспечении психологического комфорта, любви, ласки, поддержки. Кто как не родители способны любить своего ребенка только за то, что он существует на свете? В семье формируется самооценка ребенка. Позиция “Я – хороший” или “Я – плохой” формируется на основании мнения родителей о ребенке. Случай с Олегом осложнен алкогольной зависимостью отца. Подросток переживает непохожесть своей семьи на другие, чувствует ее ущербность. Отец не является для подростка примером “мужского поведения”, вследствие чего Олег дезориентирован в выборе адекватных форм поведения в обществе. Агрессия, грубость, ложь, неумение выстраивать отношения с одноклассниками и учителями являются отражением скудности представлений Олега о мужском поведении. Мальчик не получает должного внимания и от матери. Совместная жизнь с мужем-алкоголиком приводит к серьезным психологическим проблемам у женщины. Мать Олега взвалила на себя весь груз материальных проблем, у нее не хватает ни сил, ни времени на воспитание сына. Мальчик оказался эмоционально изолированным от родителей. В школе ситуация такой же эмоциональной изолированности: учитель ругает за несделанные уроки, за пропуски, Отторжение одноклассников обусловлено в некоторой степени негативным отношением учителей.
Рекомендации учителям и родителям Олегу не хватает внимания взрослых: обращайтесь чаще к нему за помощью, за советом, демонстрируйте важность для Вас общения с ребенком.
Найдите, за что Олега можно похвалить, но будьте осторожны: похвала должна быть заслуженной (отличайте лесть и похвалу). Не пропускайте случаев лжи. Если Вы уверены, что ребенок говорит неправду, об этом надо сказать. Недопустимо говорить: “Ты – лжец”, “Ты опять врешь”. Лучше говорить о своих чувствах: “Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду. Мне не нравится, когда меня обманывают. Постарайся больше так не делать”. Поощряйте и хвалите ребенка за то, что он говорит правду.
Указывайте ребенку на его неправильные поступки, никогда не унижайте личность ребенка. Действуйте по принципу: “Да, я понимаю и принимаю тебя как личность, но я не могу одобрить этот поступок”.
Родителям Определите сферу интересов ребенка, создайте условия для совместной деятельности с одноклассниками в пределах сферы его интересов. Определите обязанности ребенка в классе, следите за их исполнением. Создайте ребенку ситуацию школьной успешности. Постарайтесь, чтобы он поверил в свои силы. Посоветуйте ребенку посещать спортивную секцию, туристический кружок и т. Д., руководителем которого является мужчина.
Учтите, что родители, страдающие алкоголизмом, и созависимые члены семьи не склонны искать информацию, касающуюся этого недуга. Положите во время родительского собрания литературу, посвященную этой тематике, в доступное место, обеспечьте родителей и детей необходимыми телефонами: наркологической, психологической помощи, телефоном доверия и т. д.
Учителям Не отрицайте значимость для семьи
пагубной привычки отца, снимите чувство вины
ребенка в создавшейся ситуации (“У твоего папы
пристрастие к алкоголю, он не может сам бросить
пить, у него бывает частое изменение настроения,
в таком состоянии он может быть агрессивен. Я
понимаю, что это для тебя тяжело, но ты не виноват
в этом, виновато его пристрастие”). Дайте Олегу
конкретные советы, что делать, если отец
проявляет агрессию. Максимально защитите
ребенка от унижений. Определите круг
обязанностей Олега по дому, чаще хвалите за
помощь. Демонстрируйте ребенку свою любовь,
обнимайте его и говорите ему ласковые слова. Не
вымещайте на ребенке свое бессилие, злобу, не
демонстрируете ему модель агрессивного
поведения. Обратитесь за помощью к наркологу,
получите консультацию семейного психолога.
Из дневника психолога В психологическую
службу обратились родители Оли С (14 лет). Со слов
родителей, Оля стала нервной, плохо спит, грубо
отвечает родителям, часто плачет без видимой
причины, закрывает двери в свою комнату,
проявляет недовольство, когда родители к ней
входят. Общение с родными Оля старается свести к
минимуму. Фон настроения постоянно снижен,
девушка прекратила посещать дополнительные
занятия английским языком. В данный период ничем
не увлекается. Родители обеспокоены тем, что
такое поведение Оли продолжается более полугода
и может отразиться на здоровье и успеваемости
девушки.
Оля в семье единственный ребенок, семья полная, у родителей вредных привычек нет. Родители всегда живо интересовались учебой и принимали активное участие в жизни девочки.
Оля учится хорошо с 1-го класса. Родители, имея высшее образование, нацеливали дочь на хорошие отметки. Помогали с 1-го класса делать уроки. За плохие оценки не наказывали, но демонстрировали, что это им неприятно, говорили о том, что у них в семье принято все делать только хорошо. Оля и сейчас засиживается за уроками до ночи, выполняет весь объем домашних заданий, переживает, если что-то не получается. Утром с трудом встает, отказывается от завтрака. После школы приходит уставшая, раздраженная.Классный руководитель перемен с девушкой не замечает, девушка учится на “4” и “5”, принимает активное участие в жизни класса, неконфликтна, пользуется уважением у одноклассников и учителей. Никаких нареканий у учителей и классного руководителя в адрес девушки нет.
Комментарий психолога Тревога знакома каждому человеку, в той или иной степени мы все ее испытываем. Однако есть люди, как Оля, у которых высокий уровень тревожности. Тревожность ребенка и родителей связаны напрямую: чем выше обеспокоенность проблемами школьной успеваемости у родителей и учителей, тем более тревожен ребенок. Тревожность Оли усугубляется высокими родительскими ожиданиями. Девушка должна держать заданную родителями планку: учиться только хорошо, заниматься дополнительно английским, быть успешной всегда и во всем. Оля себя видит такой, какой в своих мечтах ее видят мама и папа.
Классный руководитель невнимателен и не заметил изменений у девушки – она так же хорошо учится, так же корректна в общении с окружающими. Однако человеку трудно постоянно находиться под гнетом тревоги, негативные переживания рано или поздно найдут свой выход. Поведение Оли двояко: в школе она поддерживает имидж успешной и активной ученицы, а дома у нее проявляются все признаки хронической усталости, вызванной высокой тревожностью.
Рекомендации учителям и родителям Необходимо снизить уровень требований к ребенку.Постарайтесь выработать совместно с ребенком план конкретных действий: чем могут помочь в этой ситуации родители, учителя, сам ребенок.
Рекомендации родителям Оцените возможности ребенка, может ли он соответствовать Вашим требованиям. Может быть, Ваши ожидания от ребенка завышены? Никогда не сравнивайте ребенка с другими. Определите, насколько ситуация урока психологически безопасна для ребенка. Ученик имеет право на ошибку, и это право надо уважать. Учитель оценивает знания, а не личность ученика. Следите за речью, адресованной к школьнику, она не должна оскорблять их человеческое достоинство. Даже если у ученика что-то не получается, окажите ему поддержку, дайте время разобраться в материале, предложите помощь, дайте ему понять, что это не катастрофа. Обратитесь за помощью к школьному психологу или дайте ребенку и родителям информацию о психологических центрах, где они могут получить квалифицированную помощь.
Учителям Проведите в классе беседу об экологии труда школьника. Обучите детей релаксационным упражнениям. Не ставьте Олю в пример другим школьникам. Не сравнивайте учеников. Ивановых дочка лучше тебя закончила год”. Определите, нет ли у ребенка скрытых опасений, за школьной тревожностью могут скрываться глубокие личностные проблемы ребенка. Продумайте режим дня ребенка. Включите в него время для отдыха, прослушивания спокойной музыки, прогулок. Следите за соблюдением ребенком режима дня. Обратите внимание на то, в какой деятельности ребенок успешен, не беспокоится за результат и не стремится к совершенству. Обратите внимание ребенка, что именно от этой деятельности он получает удовольствие. Так же могло бы быть и в учебной деятельности. Посоветуйтесь с врачом о необходимой поддерживающей терапии (витамины, лекарственные препараты и т. д.) Подчеркивайте, что Вы любите своего ребенка просто так, за то, что он есть на свете.
5. Из опыта работы с “трудными” учащимися. Педагогическая поддержка необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно-ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий, И сейчас, мы услышим, какой тактикой действуют наши классные руководители:Новикова Л.А., Дьячкова Е.Н.
6. Подведение итогов работы и принятие решения педсовета. В заключении хотелось бы отметить, что воспитание ребенка является динамическим, противоречивым, творческим процессом, при котором не может быть каких-либо застывших рекомендаций. Только обращение к личности ребенка, его интересам, принятие во внимание особенностей его развития и индивидуальности поможет педагогам, психологам и родителям найти подход к “трудному” ребенку.
7. Решение педагогического совета:
– Провести заседание школьного МО классных руководителей по теме: “Педагогическая поддержка в практике воспитательной деятельности”.
– Совершенствовать проведение индивидуальной работы с учащимися.
– Создать школьному психологу базу данных по работе с учащимися школы.
– Провести анкетирование родителей по проблеме “Трудно ли Вам с ребенком?”.