В настоящее время очень важным является вопрос о толерантности, т.е. об умении народов жить рядом. В последнее время проблемы взаимоотношений с народностями, народами обсуждаются на самом высоком государственном уровне как у нас, так и за рубежом. Губернатор Кубани и Президент России провели специальное совещание с силовыми структурами и лидерами различных партий, общественных объединений о принятии мер в борьбе с проявлениями межнациональных вопросов, о правильном понимании проблем национальных меньшинств в России и особенно на Северном Кавказе. Вопрос о толерантности необходимо прививать подрастающему поколению начиная с начальной школы. Только в Анапе проживают представители 88 национальностей, а в летний период отдыхают представители других национальностей и иностранные гости.
Цель работы направлена на изучение вопросов толерантности в школе, например на уроках кубановедения или во внеклассной работе. Одним из интереснейших направлений, для младших школьников, является изучение истории проживающих на Кубани национальностей и их божеств.
За основу можно принять уже апробированную на базе г. Аврора г-к Анапа программу школьного историко-краеведческого кружка В.А. Валиева академика МАДЮТК, известного краеведа Кубани, автора многочисленных публикаций, в том числе по истории и топонимики, учителя высшей категории, обладателя многих наград.
Свои Божества роднее
За прошедшие тысячелетия на анапской земле перебывало много пришлых народов, и каждый приходил со своими обычаями, традициями и своей религией, чуждыми для местных племен. Завоеватели и колонизаторы пытались как добровольно, так и принудительно приобщать к своей религии местное население. У адыгов – язычников “основой всех религиозных взглядов была вера в высшее существо” (Карл Кох, с.72), но было и множество своих Богов и Божеств, в честь которых они всегда устраивали празднества.
Первым проповедником христианства среди прибрежных адыгов стал апостол Симон Зилот, который погиб здесь мучеником. Он появился вместе с византийскими войсками при императоре Юстиниане в 60 годах У1 в. И многие натухайцы, шегаки стали исповедовать христианство греческого обряда. Детей крестили в восемь лет. (КСС, с.275).
Интересна деталь, говорящая о порядочности адыгов тех времен. Дворяне не ходили в церковь с 18-60 лет, считая, что их военный промысел, связанный с гибелью людей, не позволяет им осквернять храм. Они молились Богу сидя в седле у храма. Однако несмотря на деятельность византийских миссионеров, христианство так и не получило широкого распространения среди адыгов, особенно тех, кто жил далеко в горах, где практически не было ни церквей ни священников. Адыги выбирали одинокий дуб на поляне (это священное для них дерево), ставили под ним большой деревянный крест и молились. Это были храмы под открытым небом. Правда, отмечал К.Кох, “черкесы не знают, что обозначает “крест”, но они ему поклоняются, так как это делали их предки” (с.73). Кресту поклонялись воины перед уходом в дальний поход и делегаты, отправлявшиеся на хасэ. У креста клялись в любви влюбленные и находили убежище преступники, ибо никто не смел тронуть их здесь. Массовое поклонение кресту производилось шесть раз в году в первое воскресенье четных месяцев. Черкесы поклонялись божьей матери Марии и праздновали пасху даже и при исламизации. А христианский обычай окунать новорожденных детей в текучей воде (своего рода крещение) увековечен даже в названии долины реки Сукко (“сын воды”).
Своего рода приходами считались у адыгов и священные рощи, на что указывал Л. Люлье: “В каждой долине есть по нескольку подобных рощ. К каждой роще причисляют известное число домов или семейств, коих можно некоторым образом почитать прихожанами ее, тгахапх” (Кажаров, с. 131). В подтверждение этому существует легенда о священной грушевой роще в Неберджае. Натухайцы молились в этой роще, развешивали на ветках груш богатые подношения божествам, и никто не смел воспользоваться ими, иначе орлы, охранявшие рощу, нападали на вора и терзали его. Кстати, Богом воды и
ветра у натухайцев был Сеозерес, который подчинил себе воду и ветер. Его символом считались именно грушевые деревья, которыми изобилует Грушевая Балка в Неберджае. Праздник в честь этого Божества проводился в конце весны. И, может быть, совсем не случайно в Неберджае столько святых источников, а сильнейшие ветра (новороссийская бора) вырываются из-за Маркхотского хребта, где в грушевых рощах обитал Сеозерес.
В Х-Х1 вв тмутараканские князья тоже пытались приобщать к христианству адыгов нижней Кубани. На Тамани появились храмы, здесь дважды бывал знаменитый летописец Руси Никон. Здесь в городе Рось (у Темрюка), задолго до киевского, состоялось фотиево крещение русичей.
В Х111-ХУ вв генуэзские колонисты пробовали ввести вокруг Мапы (Анапы) свою католическую религию. Но и из этого ничего не получилось, как не получило позже широкого распространения и мусульманство. “Жители морского побережья и горных ущелий, отчасти происхождения натухаевского… не имели определенных (религиозных) понятий, но веровали в единство высшего существа” (Люлье, с. 35).
Исламизм, который стал проникать сюда со времен Золотой Орды, а в массовом порядке в 17-18 вв., не представлял в среде адыгов реальной силы, поскольку они были к нему равнодушны. Поэтому, двоеверие сохранялось и среди натухайцев вплоть до Х1Х в. Христианство и магометанство долго сожительствовали не только в аулах, но и в семьях. Существует быль, что когда в семействе старики еще были христианами, а молодые уже мусульманами изобретательные женщины при варке пищи разделяли котел доской пополам, и в одной половинке варили баранину, а в другой свинину. Адыгские племена разбились на два враждебных лагеря.
Закубанские племена с демократическим управлением дольше других не принимали исламизма. В турецкой Анапе и вокруг нее магометанство силой оружия укрепилось среди натухайцев, но проживавшие дальше от крепости оставались христианами или жили по своим обрядам и со своими местными божествами.
Каждый черкес “верил в единого Бога, в неотвратимость судьбы и в недолгую жизнь на этом свете” (К.Кох, с.73). Во главе сонма Богов стоял Тха (Тхашхо)– творец вселенной. В его честь на склонах гор, обращенных к солнцу, устраивались праздники. Шиблэ (Шиблей, Тишблей)– Бог грома и молний. То, что поражала молния, становилось святым. В честь Шибле праздник продолжался 7 дней. Мэзытхъэ– Бог охоты, лесов, растительности. Он разъезжал по горам и лесам на золотошерстом кабане и разбрасывал семена деревьев и трав. Больше всего он разбрасывал желуди, поэтому дуб считается священным деревом у адыгов. В долине Сукко есть гора Кабанья – излюбленное место прогулок Мезитха. У Мезитха были две богини: Мэз – Гуащэ (богиня лесов) и Жыг – Гуащэ (богиня деревьев). Тхагаледж (Тхаголедж) – Бог плодородия. По преданию он подарил людям просяное зерно, чтобы в труде люди были сытыми. В сказаниях его изображали могучим пахарем, одетым в шкуры тура, с луком из ореха и стрелами из кизила. В его честь устраивали праздник после сбора хлебов. С его именем связано почитание хлеба – опоры жизни. Бросить хлеб или наступить считалось грехом. Отступая, адыги не уничтожали хлеб и поля. Братом Тхаголеджа был Амыш – покровитель скотоводства. Тлепс (Тлепш) – покровительствовал кузнецам и воинам. Он сам делал крепкие и острейшие сашкэ, которые разрубали волос и железо. Кузнецов натухайцы уважали, поэтому, если на празднике не было священника, его заменял кузнец. Кодес жил в море и походил на огромную рыбу. У него была дочь Хенегуаш (Хы-Гуащэ) – морская дева (русалка), которая дружила с Псегуаш (Псы-Гуаш)– речной девой (русалкой). Они часто встречались в устье реки и играясь заманивали парней в воду. Когда русалки брызгались водой – вокруг шли дожди. Эти Божества проживали на горе Большой храм за аулом Сукко (ныне – Звин-гора в 15 км от Анапы). Об этом говорится в записках английского исследователя Бесса. Не случайно один из переводов с адыгского языка “Сукко” означает “место откровений”, т.к. адыги шли на исповедь в свой Большой храм.
Многолетняя война с Россией и пропаганда турецких эмиссаров способствовали расширению мусульманства. Но адыги, хотя и почитали Султана духовным главою, но его светской власти (на что так надеялись турки) не подчинялись. Тем не менее, турецкие миссионеры сделали свое дело. К 1840 г. и натухайцы через мюридизм пришли к мусульманству.
Когда на востоке Черкесии в 1848 г. борьбу за независимость возглавил наиб Шамиль, в наши края пожаловал его ставленник Мухаммед Эммин (Амин), которого натухайцы не признавали. Он, как и Сефер – Бий, получил от турецкого султана звание “паша”.
Однако в 1859 г. имам Шамиль был пленен и отправлен в Россию, а через некоторое время сдался и Муххамед – Амин. Главные мусульманские вожди ушли с политической арены Черкесии.
И вот, уже в ХХ1 веке, на Северном Кавказе вновь поднимается волна исламизации, что чревато серьезными последствиями. Наш современник Ф.Хатко предостерегает адыгскую молодежь задуматься о будущем Адыгеи, прислушаться и осознать, “к чему может привести слепое доверие и подчинение исламской доктрине, навязываемой нашему народу” (с.8-9)
ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КЛУБ-МУЗЕЙ
/Модифицированная (авторизированная) программа/
Разработка В.А. Валиева
академик МАДЮТК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предусматривает обучения учащихся навыкам поисково-музейной и туристско – краеведческой деятельности, развитие у учащихся творческих способностей и познавательной активности и их воспитание на героико – патриотических традициях русского народа.
Деятельность клуба-музея направлена на решение задач практической и социальной значимости не только для гимназистов, но и города и его жителей. Поскольку краеведение – это не только общественное движение, но и дополнительное образование, наука и труд, оздоровление и отдых, поэтому значимость деятельности клуба-музея для учащихся очевидна.
Многие формы и методы, используемые в деятельности клуба-музея уже давно апробированы в гимназии “Аврора” и за ее пределами, дали положительный эффект в УВР, росте патриотической воспитанности и гражданственности среди гимназистов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ историко-краеведческого клуба-музея имени Героя России В.Евскина:
– выявление имеющихся у учащихся знаний и навыков, способностей в области истории, краеведения, туризма, литературы и кубановедения,
– формирование у учащихся представлений об основных краеведческих и туристских направлениях, музееведении, научно-литературных жанрах, издательско-редакционной работе, научно-исследовательском поиске,
– оказание помощи способным ученикам в поиске “своего Я” и в выходе на первые научные и литературно-краеведческие разработки и публикации, в проведении самостоятельного поиска, дать творческий толчок к дальнейшей историко-краеведческой, научной и музейной работе,
– дать дополнительное образование в области истории, географии, литературы и оздоровить подростков в походах и экспедициях,
Отсюда перед клубом – музеем стоят следующие ЗАДАЧИ:
– создать условия для проявления учащимися творческих способностей и их закрепления посредством привлечения к краеведческой, научной, поисковой, музейной и литературно-редакционной работе,
– оказать помощь гимназии в воспитании у учащихся чувств гражданственности и патриотизма в условиях роста национального самосознания граждан России посредством приобщения к краеведению, туризму и изучению региональной истории Анапского района,
– закрепление полученных в гимназии знаний посредством их практического применения в условиях клубно-музейной работе и Малой академии наук.
При этом в работе с учащимися предполагается использовать следующие ПРИНЦИПЫ:
– добровольности и заинтересованности каждого, проявившего желание приобщиться к краеведению, музейному делу или научно-литературной работе,
– самостоятельности и творческой инициативы в выборе тем, направления в поиске, выделении для этого свободного времени (при загруженности уроками),
– доступности и занимательности,
– индивидуальности и коллективизма в работе, позволяющие полнее раскрыться каждому и выполнить задание наилучшим образом,
– обеспечение единства познавательности и эмоциональности в содержании работы с учащимися и организации КТД,
– полезности и заинтересованности, необходимости и нужности прежде всего себе, для других и обществу,
– проведения научного и учебно-исследовательского поиска, создания педагогической краеведческой площадки по оказанию помощи учащимся, преподавателям гимназии и другим заинтересованным лицам и учреждениям,
– учет возрастных особенностей и общего уровня развития учащихся,
– связь с другими обучающими программами, предметами, общественными организациями.
Исходя из этого появляются СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ в деятельности и результативности историко-краеведческого клуба-музея-выполнение социального заказа гимназии по развитию творческих способностей учащихся. Деятельность клуба-музея несет в себе образовательные, воспитательные, оздоровительные (физические и духовные), хранительские (собирательские) и исследовательские функции,
Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу 1-го года обучения:
– знать ТБ в экспедиции и походе, владеть туристскими навыками, методикой работы с респондентами и обработкой экспонатов,
– научиться писать отчеты о проведенном поиске и оформлять публикации в журналах или СМИ,
– использовать полученные дополнительные знания при ответах на уроках,
– уметь работать самостоятельно и в группе, планировать работу,
2-й год обучения:
– научиться работать с научно-литературными источниками, архивами,
– знать музейное дело и владеть туристскими навыками,
– уметь провести сбор краеведческого и научного материала в экспедиции, применять новые знания на уроках и экзаменах, рефератах и докладах,
3-й год обучения:
– научиться организовывать экспедиции и походы, проводить научно-краеведческий поиск, готовить публикации в местной печати и для конференций,
– хорошо разбираться в региональной истории, музейном деле,
– свободно владеть методикой проведения экскурсий, оформления экспонатов и музейных экспозиций,
– использовать полученные знания при поступлении в вуз, продолжить занятия краеведением и научно-исследовательской деятельностью после школы.
Формы проведения занятий и обучения в клубе:
– беседы, лекции, экскурсии, походы, поиск и полевые работы, редакционно-литературная обработка материалов, деловые игры и выполнение заданий, встречи с ветеранами и именитыми людьми и запись их информации, зачеты по этапам, выставки, участие в конференциях и т.д.
Наполняемость группы – 15 человек в 1-й год обучения и до 6 человек в последующие годы. Программа рассчитана на 216 часов в год при 6 часовой нагрузке и неделю (сокращается до 144 часов при 4-х часовой нагрузке). Дополнительно тарифицируются часы для летних полевых работ и экспедиций в расчете 40 часов на каждую профильную подгруппу.
Обучение в клубе предусматривает три этапа:
1-й-информационно-познавательный-овладение основами туристских и краеведческих знаний и умений,
2-й – операционно-деятельностный – формирование умения учащихся самостоятельно выполнять задания, обязанности по походу, умения работать с источниками, проводить наблюдения и описывать явления и объекты,
3-й – практико-ориентационный-овладение спецификой туристско-краеведческой работы, научно-исследовательской работы,
Данная программа рассчитана на 1-11-й классы.
В состав клуба могут входить группы разных направлений на правах отдельных творческих объединений.
Группа историков-краеведов может иметь следующие подгруппы (звенья): краеведы-поисковики, краеведы-музейщики, литературно-редакционная (в данном случае – редакция Книги рекордов,
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование т е м ы |
Всего час |
Теория |
Практика |
1 |
Вводная беседа. Техника безопасности |
2 |
2 |
|
2 |
Туристско-краеведческие возможности Анапы |
3 |
1 |
2 |
3 |
Охрана природы и экопроблемы курорта Анапа |
3 |
1 |
2 |
4 |
Историческое краеведение |
16 |
4 |
12 |
5 |
Организация и проведение походов, экспедиций |
10 |
2 |
8 |
6 |
Памятники истории, культуры и природы края |
14 |
4 |
10 |
7 |
Изучение памятных мест, связанных с ВОВ |
10 |
2 |
8 |
8 |
Поиск и сбор материалов для Книги рекордов |
16 |
2 |
14 |
9 |
Военно-патриотическая работа в клубе |
10 |
2 |
8 |
10 |
Музей – как средство воспитания патриотизма и гражданственности. Музейная деятельность в школе |
10 |
4 |
6 |
11 |
Шефская (тимуровская) деятельность и милосердие |
8 |
2 |
6 |
12 |
Оформление поисково-краеведческого материала, НИР, редактирование записей |
18 |
4 |
12 |
13 |
Культурно-просветительская деятельность. Формы и методы демонстрации результатов поиска. |
4 |
2 |
2 |
14 |
Участие в конференциях, МАНН, конкурсах, слетах |
20 |
2 |
18 |
Итого при 4-х часовой нагрузке всего часов: |
144 |
34 |
110 |
Дополнительно за счет летнего лагеря (площадки) или привлеченных средств проводятся полевые экспедиции по спецпрограмме в объеме 48 часов в течение 6 дней.
3. П Р О Г Р А М М А
1. Вводная беседа: цели и содержание деятельности клуба-музея. Особенности работы историков-краеведов. Известнейшие краеведы города и Кубани. ТБ на занятиях, в походе или экспедиции. Поведение при ЧС и угрозе теракта.
2. Туристско-краеведческие возможности Анапского региона.
Практическое занятие: экскурсия по памятным местам Анапы.
3. Охрана природы и экологические проблемы курорта Анапа. Охрана природы– гражданский долг россиян и анапчан. Закон об охране природы, права и обязанности граждан в области экологии. Соблюдение пожарной безопасности на природе и борьба за чистоту курорта.
Практические занятия: участие в экологическом десанте, акциях, оказание помощи в решении экологических проблем.
4. Историческое краеведение. Историческое краеведение как наука. Отечествоведение, родиноведение, краеведение, кубановедение и анапаведение. История, быт и культура народов и племен, проживавших на территории района. Население современной Анапы.
Практические занятия: знакомство с госархивом и семейными архивами анапчан, с библиотеками. Топонимика и фольклор рассказывают… Имена в улицах города. Ведение летописи гимназии и семейная родословная.
5. Организация и проведение походов и экспедиций. С чего начинается поход? Документация, снаряжение, порядок и движение на маршруте. Кто и чем занимается. Поисковая деятельность в походе и экспедиции. Походы по местам боевой и трудовой славы.
Практические занятия: инструктивный поход и его организация. Распределение обязанностей и оформление документов. Подготовка и комплектование снаряжения. Составление карты-схемы маршрута. Описание объектов на маршруте, фотосъемки. Техника безопасности.
6. Памятники истории, культуры и природы края. Их значение: историческое, художественное и научное, воспитательное и образовательное. Охрана памятников. Деятельность ОО ВООПИК.
Практические занятия: Проведение поиска по выявлению памятников истории, культуры и природы. Описание памятников и составление картотеки. Составление карты-схемы исторических и природных мест и памятников. Встречи с активом ВООПИК и оказание помощи в охране памятников.
7. Изучение памятных мест, связанных с ВОВ. Место боя как исторический памятник.
Следы войны на улицах Анапы. Очевидцы рассказывают…
Практические занятия: поиск памятных мест и нанесение их на карту-схему. Поход по местам боевой славы Анапы. Описание памятных мест, запись воспоминаний, интервьюирование очевидцев и сопоставление фактов.
8. Поиск и сбор материалов для Книги рекордов. Книга рекордов – как одна из действенных форм поисково-краеведческой работы и дополнительного образования по кубановедению. Деятельность редакции Книги рекордов. Необходимая документация и номинации.
Практические занятия: выявление рекордов и рекордсменов Анапы. Составление актов на установление рекорда и картотеки рекордсменов. Выдача свидетельств рекордсменам, подготовка материалов к публикации.
9. Военно-патриотическая работа краеведов в школе. Проведение вахты и акций памяти. Необходимость распознавать оружие. Война считается законченной тогда, когда похоронен последний солдат. Организация встреч с ветеранами войны
Практические занятия: встречи с ветеранами войны, проведение поисковых работ в местах боев. Изучение оружия времен ВОВ. Участие в Вахте памяти и патриотических акциях.