Задачи:
- Продолжить воспитание бережного отношения к животным, экологической культуры; воспитывать наблюдательность, любознательность.
- Развивать общеучебные умения (работа с текстом, с иллюстрациями, с таблицей, с кроссвордом); развивать воображение, ассоциативное мышление.
- Дать представление о глубоководных животных, обитающих в солёных водоёмах, познакомить с их многообразием.
Оборудование: ТСО - компьютер, мультимедийный проектор, экран для проектора, диск с компьютерной презентацией, диск с фильмами из коллекции NATIONAL GEOGRAPHIC, аудиозапись звуков моря; ножницы, клей.
Наглядность: учебник, тетрадь для самостоятельных работ; энциклопедии: "Книга знаний" (Москва, "МАХАОН", 2008), "Всё обо всём" (Москва, "Астрель" АСТ, 2004); батискаф, нарисованный на листе ватмана, картинки с животными морей - кит, дельфин, акула, осьминог, медуза, креветка; детская игрушка китёнка в сетке, игрушка дельфина; предметы: морская звезда, морские ракушки (большая для показа и маленькие для подарков).
I. Организационный момент и мотивация к учебной деятельности.
1. Организационный момент.
У. - Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
Д. - Весёлым, интересным, чтобы узнали что-то новое.
2. "На свете нет ничего лучше путешествий!" - это девиз нашего сегодняшнего урока.
У. - Скажите, пожалуйста, а что такое "путешествие"? (Ответы детей.)
- В толковом словаре сказано: "Путешествие - это поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха)".
- Мы тоже сегодня на уроке отправимся в путешествие. Чтобы путешествовать, нужно решить:
- Куда?
- На чём?
- Зачем?
Это - план путешествия. (План записан на доске.)
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
1. Блиц-опрос.
У. - Чтобы узнать, куда мы отправимся, нужно ответить на вопросы:
а) Ты подумай над вопросом:
Кто совсем не дышит носом?
Ни на суше, ни в воде - нигде! (Рыбы)
б) - Чем ещё рыбы отличаются от других животных?
- Где обитают рыбы? (Озеро, море, река, аквариум)
в) - Белая, синяя, тигровая, китовая, колючая: Кто это? (Акула)
г) - Какая рыба надувается и выставляет наружу колючки? (Рыба-меч и рыба-шар)
г) - Где обитают эти рыбы? (В море)
Вывод: -Куда мы отправимся в путешествие? (По морю, точнее в морские глубины.) - Это тема сегодняшнего урока.
- На чём можно путешествовать по морю? (Ответы детей)
У. - Давайте вернёмся к девизу нашего урока: "На свете нет ничего лучше путешествий!" Так воскликнул однажды знаменитый французский писатель Жюль Верн. Он написал книгу про капитана Немо.
- Кто-нибудь знает, на чём путешествовал капитан Немо? (На подводной лодке)
- А мы сегодня будем путешествовать на батискафе. Знаете, что такое "батискаф"?
(В толковом словаре С.И.Ожегова дано такое объяснение: "Батискаф - самоходный аппарат для глубоководных исследований".)
(На доске прикреплен нарисованный на листе ватмана батискаф.)
А теперь скажите, зачем нам нужно исследовать морские глубины?
(Чтобы изучать животных подводного мира, больше узнать об из жизни, научиться выделять их из других групп животных)
У. -Сделайте вывод: куда, на чём и зачем мы будем сегодня путешествовать.
(Ответы детей)
(Показ фрагмента фильма "Властелины бездны" из коллекции NATIONAL GEOGRAPHIC.)
- Вы готовы погрузиться в морские глубины, чтобы встретиться с морскими животными?
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с животными.
а) Киты. (Двигательная активность)
(Включить запись крика кита.)
У. - Ребята, вам не кажется, что кто-то плачет и просит о помощи. Это китёнок попал в сети браконьеров. Мы должны его спасти. Давайте освободим его. Но сначала мы должны его найти. Одеваем акваланги, застёгиваем, выходим из батискафа.
- Ищите китёнка, но только очень тихо, чтобы не напугать. Двигайтесь на носочках.
(Дети ищут по классу игрушку китёнка в сетке.)
У. - Молодцы! Спасли китёнка! Теперь он на свободе.
У. - Люди должны всё делать для того, чтобы жизнь в морях продолжалась. За последние 50 лет в морях и океанах исчезло около тысячи биологических видов, которые никогда не будут восстановлены. И в этом виноват человек.
У. - А что вы знаете о китах?
(Дети рассказывают заранее приготовленные рассказы о китах из энциклопедий, показывают картинки.)
Дополнение учителя: Кит - вот уж чудо из чудес. Хвост и голова у кита рыбьи. Но он вовсе не рыба: у предков кита были ноги. Кит - самое могучее животное. Новорождённый китёнок весит 5т, что вдвое больше взрослого слона. На завтрак китёнок выпивает по 100 л молока. Один язык кита весит 3 т. Кит - самое большое млекопитающее.
Кит - млекопитающее животное. Плавая в морских глубинах, он вынужден всплывать на поверхность, чтобы наполнять лёгкие воздухом. Под кожей у кита есть жировая прослойка. Толщина подкожного жира может достигать 50 см. Поэтому киту не нужна шерсть. Ведь шерсть у зверей для того, чтобы сохранять тепло.
б) Дельфин. (Работа с учебником)
У. - Ребята, а мы продолжаем опускаться на батискафе в морские глубины.
- Откройте учебники - с. 38, зад. 9. Узнайте морское животное по описанию.
(Вслух читают текст, отгадывают животного, наклеивают картинку с дельфином.)
Напишите название животного и группу, к которой оно относится.
(Через проектор на экране показать таблицу -1 слайд с анимацией.)
- м е о т ю щ е
Дополнение учителя: Предки дельфинов имели задние конечности. Когда эти животные приспосабливались к водному образу жизни, они утратили задние конечности, зато приобрели двулопастной хвост, по форме напоминающий рыбий. Это позволяет им плавать быстрее.
Дельфины после человека считаются теперь самыми разумными из живых существ. У дельфинов неважное зрение, зато замечательный слух. Учёные установили, что дельфины между собой разговаривают. Эти животные обладают высокоразвитой нервной системой, обладают сложной звуковой сигнализацией, издают и воспринимают ультразвуки, могут подражать человеческому голосу, поддаются дрессировке (способны учиться). Этим морским животным посвящено много рассказов и легенд.
в ) - Чем различаются акула, дельфин и кит?
Д. - Кит и дельфин - морские млекопитающие, а акула - рыба.
Дополнение учителя: В отличие от рыб, дельфины и киты двигают хвостом не из стороны в сторону, а вверх-вниз. (Дети изображают с помощью рук.)
Вывод: - Кто, кроме рыб, живёт в морских глубинах? (Млекопитающие)
Физминутка.
1. Рыбки
Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде:
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.
2-3 упражнения, действия повторять 3-4 раза. (Под звуки моря - аудиозапись)
г) Отгадывание кроссворда.
- Вот теперь можем погружаться в воду. Не боитесь? Иллюминатор герметически (т.е. плотно) закрывается. Давайте посмотрим в иллюминатор батискафа, какие ещё животные там видны.
(2 презентация - кроссворд "Животные моря")
(В процессе отгадывания на доске прикреплять картинки с животными и на экране в кроссворде появляются слова-отгадки)
1.
Он похож на мягкий таз,
Зоркий блеск огромных глаз,
Восемь длинных гибких ног
Под названьем:(осьминог)
3.
Кто из хищников морских
Так опасен для других,
Когда в поисках обеда
Мчится быстро, как торпеда? (Акула)
2.
Что такое там плывёт?
Не желе это, не лёд
И не мякоть от арбуза,
В море плавает:(медуза)
4.
Меньше рака, но не рак
Назовём её мы как?
И варёная нередко
На столе у нас:( креветка)
(В дополнение к загадкам: - Медуза с виду только безобидная. Они могут жалить, как крапива. Шупальца медуз усеяны клеточками с ядом, которые лопаются от прикосновения к ним. В море многие животные боятся медуз.
Ученик читает заранее выученное стихотворение про осьминогов:
Жил осьминог со своей осьминожкой
Было у них осьминожек немножко,
Все они разного цвета.
Первый - зелёный, второй - фиолетовый,
Третий - как зебра, весь полосатый,
Белые оба - четвёртый и пятый.
Шестой - тёмно-синий от носа до ножек,
Жёлтый-прежёлтый седьмой осьминожек.
Восьмой - словно спелая ягода - красный.
Словом, не дети, а тюбики с пастой.)
У. - Если осьминог хочет испугать врага, он моментально изменяет окраску: от обычного серого до розового, а иногда и красного цвета. А если хочет спрятаться - выпускает чернильное облако, за которым скрывается.
Вывод: - Можно этих животных отнести к рыбам? Объясните, почему.
Вот мы и познакомились с морскими обитателями. Давайте будем всплывать на поверхность. А пока всплываем, повторим, что знали раньше и узнали сегодня.
IV. Закрепление пройденного.
1. Практикум по самостоятельному применению знаний.
а) Работа с текстом учебника и с иллюстрацией.
С. 37 - прочитать вслух текст и в зад.8 указать изображённых животных.
Вопрос: Кто из изображённых на иллюстрации животных не обитает в море?
Д. - В море не обитает рак и моллюски. Они живут в пресной воде.
Вывод: Значит, на картинке изображены не только морские, но и пресноводные животные.
Дополнение учителя: Очень интересные создания - крабы. Есть крабы-малютки еле заметные для глаза (с горошину), а есть и крабы-гиганты, до 60см в поперечнике. Это животное похоже на рака. У него 5 пар ножек. Одна пара - это клешни. Краб - силач. Он может поднять тяжесть, превосходящую его вес в 30 раз.
Морские звёзды - тоже животные. Тело этих животных жёсткое и шершавое. Морская звезда - прожорливый разбойник, поедающий мелких рыбёшек, рачков и рабов.
У. - Что общего у моллюсков?
Д. - Моллюски прячут своё мягкое тело в раковинах разной величины. Раковины твёрдые. (Предлагаю потрогать что-то твёрдое, н-ер стол.)
Дополнение учителя: Осьминог и кальмар - тоже моллюски, но у них нет раковины. Их называют головоногие моллюски, т.к. от головы отходят щупальца. Они мягкие.
У. - Осьминог - единственное морское животное, которое не имеет ни скелета, ни твёрдого покрытия. Он мягкий.
(Предлагаю потрогать что-нибудь мягкое, н-ер, кофточку.)
- С чем они ассоциируются? (Холодец, желе, мякоть арбуза)
У. - Зачитайте из текста, какую пользу приносят моллюски?
Д. - "В водоёмах, где живут моллюски, вода чистая и прозрачная".
У. -Значит, нужно бережно относиться к моллюскам, которые очищают водоёмы.
V. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
1. Итог урока.
У. - Вот и подошло к концу наше путешествие. Понравилось оно вам? Узнали ли что-то новое? (Ответы детей.)
У. - Пригодятся ли новые знания, полученные на уроке, в жизни? Какие? Где?
У. - Мы с вами сделали сегодня на уроке полезное и доброе дело. Какое?
Д. - Спасли китёнка.
2. Рефлексия учебной деятельности.
У. -Посмотрите, какие красивые раковины выбрасывают морские волны на берег как бы в подарок людям.
- Возьмите себе в подарок ракушку, кто считает, что хорошо работал на уроке. (Дети подходят и берут по одной ракушке.)
- Остальным детям я тоже дарю ракушки, они тоже очень старались.
VI. Домашнее задание.
В учебнике с. 39 зад. 10 - творческое задание: сделать диафильм "Подводный мир". (Объяснить, как сделать.)