Работа по активизации речи дошкольников по средствам обучения пересказу

Разделы: Работа с дошкольниками


Родители дошкольников часто жалуются на то, что ребёнок неусидчив во время чтения ему книжки; очень сложно воспринимает на слух, практически не может пересказать услышанное; трудно идёт процесс запоминания.

В студии "Вундеркинд" на занятиях развития речи "трудность", названную выше, решаем следующим образом.

Педагог, рассказывая сказку, представляет детям сюжетную опору( картинка к сказке ). Текст сказки делится на несколько сюжетных опор, которые последовательно расставляются друг за другом. При первом изложении сказки педагог рассказывает красочно и ярко, мимикой и жестами дополняя картину повествования . После первого представления сказки педагог вновь рассказывает сказку, но уже сжато и лаконично.

Потом следует игра "Чего не хватает?" Дети отворачиваются или закрывают глаза, а педагог в это время убирает одну из смысловых опор к сказке - дети должны догадаться и назвать "потерявшуюся" картинку.

Далее раздаются каждому ребёнку набор смысловых опор к сказке, но только если смысловые опоры представленные педагогом были цветными, то у детей они чёрно-белые. Чтобы уточнить: ориентируются ли дети в смысловых опорах, педагог просит детей показать ту или иную карточку из сюжета сказки. Как только дети соотнесли цветное и черно-белое изображения смысловых опор , выстраивается "Паровозик сказки". Смысловые опоры расставляются друг за другом, исходя, из сюжетной линии сказки.

Дома дети со взрослым ещё раз перечитывают сказку и, ориентируясь на смысловые опоры, пересказывают самостоятельно.

К каждой сказке подбирается четверостишие, в котором тот же герой, что и в сказке. Четверостишие, кроме всего, должно быть ёмким, весёлым, "с улыбкой", желательно с языковым "сюрпризом".

В дошкольном возрасте, когда ребёнок познаёт мир и является великим "конструктором", языковые "сюрпризы"( знакомство с многозначностью слов, омонимичностью, антонимичностью и многое другое) благоприятно работают на формирование "языкового чутья".

Так же, как со сказкой, четверостишие представляется детям посредством смысловых и графических опор. Графические опоры - это схематическое изображение предмета.

Педагог рассказывает четверостишие, представляя смысловые опоры; второй раз педагог рассказывает , представляя графические опоры.

Далее с помощью счётных палочек дети выкладывают графическую схему к четверостишию и повторяют текст.

Педагог обращает внимание детей на языковой "сюрприз" и предлагает подумать или разъясняет.

И заключительная часть работы по сказке - поделка из пластилина.

Ниже представлены смысловые опоры к сказке "Петушок и бобовое зёрнышко"; смысловые и графические опоры к четверостишию:

"Петуха спросили дети:
- Почему зовут вас Петей ?
Так ответил Петя детям :
- Хорошо умею петь я !"

Аппликация из пластилина "Петушок".