Последние 10-15 лет в России стала стремительно формироваться потребность общества в полиязычии. Прежде всего, это связано с расширением возможностей россиян путешествовать, работать и учиться за границей и следовательно, общаться с народами мира. Изучение двух, а иногда и трёх иностранных языков даёт детям представление об универсальности любого языка в выражении коммуникативных потребностей человека, формирует, таким образом, уважительное отношение к языкам разных народов и их культуре в целом, даёт учащимся возможность на опыте почувствовать сходство и различие в структуре языков.
В наши дни наиболее важной целью овладения иностранным языком считается приобщение детей к иноязычной культуре и участие в диалоге культур. В нашей гимназии полиязычные внеклассные мероприятия являются многолетней традицией, помогая учащимся в успешном изучении иностранных языков, укрепляя их интерес к двум изучаемым языкам, позволяя в игровой форме ощутить себя гражданами Европы.
На начальном этапе обучения дети с огромным желанием приступают к изучению иностранного языка. Но со временем эти порывы угасают, так как дети начинают сталкиваться с трудностями, зубрёжкой и большим количеством учебного материала. Поэтому задача педагогов нашей гимназии состоит в том, чтобы поддержать этот интерес и развивать его дальше, чтобы желание заниматься иностранным языком не угасало, а наоборот, нарастало, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Внеклассные мероприятия – это наиболее наглядный показатель того, как можно помочь детям не потерять желание к изучению иностранного языка, как сделать обучение успешным, помочь ученику раскрепоститься, развивать его познавательные мотивы, так как лишь при условии возникновения этих мотивов возможно деятельное, а не формальное овладение материалом.
Внеклассные мероприятия, разработанные на трёх иностранных языках (английском, немецком и французском) дают детям возможность не только почувствовать себя полиязычными, но и сопоставить лексический и грамматический материал, решить поставленную задачу с помощью языковой догадки, сравнить культурные традиции стран изучаемых языков.
В разработанном учителями нашей гимназии внеклассном мероприятии «Полиглот» мы применяли на практике три основных вида интеллектуальной деятельности:
а) сотрудничество участников в выработке единой идеи;
б) передача информации от одного участника к другому;
в) комбинирование информации, известной разным участникам
Подобные задания приучают школьников к речевому взаимодействию на иностранном языке в условиях коммуникативно-ориентированного обучения. Они также помогают оценить коммуникативные способности учащихся, их лексический и грамматический запас знаний, уровень владения страноведческим материалом.
Внеклассные мероприятия помогают учителям решить многие учебные и воспитательные задачи, активизировать языковой материал учащихся, усвоенный на уроках. мотивацию и нацеленность на успешность, расширяет их лингвострановедческий кругозор.
Приложение 1 Сценарий игры-викторины
Приложение 2 Задания в программе PowerPoint