Введение
От того каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Все это хорошо понимают. Многие дети (а количество таких детей растёт с каждым годом)к моменту поступления в школу имеют различные отклонения от нормы в психическом и физическом развитии. Детям, которые пришли в школу с определенными проблемами, не удаётся адаптироваться к процессу обучения. У них появляется неадекватное поведение, формируются отрицательные черты характера, нарушается система взаимоотношений с окружающими людьми.
Тема: "Взаимосвязь акцентуаций характера с девиатнтным поведением подростков".
Данная тема очень актуальна, так как в подростковом возрасте наиболее ярко проявляются акцентуации характера, а среди "группы риска" тем более. Эта тема адресована классным руководителям, предметникам, педагогам дополнительного образования и семьям. Можно использовать данный материал на родительских собраниях, педагогических советах. Прежде чем приступить к теме необходимо дать определение:
- Что такое характер;
- Акцентуации характера;
- Классификация типов акцентуации характеров подростков с девиантным поведением.
Структура и содержание характера
Начнём с определения : характер ( с греческого оттиск, чеканка) -это совокупность черт личности, определяющих отношение человека к людям, миру, труду, самому себе и проявляющихся в поведении.
В структуру характера входят такие компоненты, которые являются общими для всех людей.
Структура и содержание характера:
- динамика воли (насколько человек способен осуществлять свои цели, т. е. слаба или сильна воля).
- специфика проявлений эмоций человека (например, конфликтного), который сопровождает те или иные поступки.
- интеллектуальная особенность человека, взаимосвязь и взаимозависимость элементов структуры (для структуры характера важно гармоничны между собой или же находятся в конфликте, противоречат друг другу).
Характер тесно связан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и таким образом оказывает влияние на деятельность человека.
Особенности темперамента также откладывают свой отпечаток на характер и социальное поведение человека. Однако то, какая из сторон темперамента станет чертой характера, зависит от условий его формирования. Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности человека. В то же время характер является проявлением целостности личности, поэтому необходимо представлять и ее индивидуальное развитие на протяжении всего жизненного цикла.
Основную роль в формировании характера в детстве играет его общение с окружающими людьми. Ребенок в характерных для него поступках и формах поведения, прежде всего, подражает его близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения взрослых с самим ребенком очень важны для становления характера. Особенно важно обращение родителей с ребенком, в первую очередь матери.
В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях закрепляются и чаще всего сохраняются в течении всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями и другими взрослыми вступает в противоречие с теми формами поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается
постепенная ломка характера, которая сопровождается выраженными внутренними внешними конфликтами. Эта перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение характера, что является компромиссам между тем к чему ребенок привык дома, и тем, что от него требует школа. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера.
Акцентуации характера
Акцентуация - выделение какого-либо свойства или признака на фоне других, его особенное развитие.
В подростковом возрасте наиболее ярко проявляются акцентуации характера.
Акцентуации - это крайние варианты нормального характера и могут быть предрасполагающим фактором для развития невротических реакций, неврозов, патологии характера.
В зависимости от степени выраженности выделяются две степени акцентуации характера- явная, скрытая.
- явная акцентуация характеризуется наличием довольно постоянных черт определенного типа характера.
- скрытая акцентуация может быть отнесена к обычным вариантам нормы, так как в привычных условиях черты определенного типа характера выражены слабо или вообще не проявляются. Черты акцентуации дают о себе знать порою неожиданно, под влиянием чрезмерных для данной личности психотравмирующих ситуаций.
Существуют три критерия Ганнушкина-Кербикова, указывающие на патологию характера:
1. Характер расценивается как психопатия, если он относительно стабилен во времени "Каков в колыбельке, таков и в могилку".
2. Тотальность проявлений характера :при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду :и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих.
3. Социальная дезадаптация, когда у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо и тот и другие вместе.
В случае акцентуации характера никогда не присутствует все три признака сразу. Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер не проходит "красной нитью" через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с взрослением сглаживается. Второй признак - тотальность - также не обязателен : черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Наконец, социальная дезадаптация при акцентуации либо наступает вовсе, либо бывает непродолжительной.
В динамике акцентуаций характера (отечественный психиатр А. Е. Личко) выделяет две основные группы динамических изменений :
- 1 группа - это переходящие транзисторные изменения характера,
- 2 группа - относительно стойкие изменения характера.
Транзисторные изменения характера проявляются в подростковом возрасте в аффективных реакциях различного вида. А. Е. Личко выделяет следующие виды аффективных реакций:
Интрапунитивные реакции, которые представляют собой разряд аффекта путем аутоагрессии-нанесение себе повреждений, покушений на самоубийство, причине себе вреда разными способами.
Экстрапунитивные реакции подразумевают разряд аффекта путем агрессий, направленных на окружающих, а именно: нападение на обидчиков или "вымещение злобы" на случайных лицах или попавших под руку предметов.
Импунитивная реакция проявляется в том, что аффект разряжается путем безрассудного бегства из аффектогенной ситуации, хотя это бегство никак не исправляет ситуацию.
Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в "спектакль", в разыгрывании бурных сцен, в изображении попыток самоубийства :
Кроме Аффективных реакций при транзисторных акцентуациях особенности поведения могут проявляться как в виде делинквентности, в побегах из дома, бродяжничестве. В ранней половой жизни, в гомосексуальной направленности.
Во второй группе наблюдаются стойкие изменения характера, что проявляется : в переходе "явной акцентуации" в скрытую: в формировании под воздействием неблагоприятных условий среды психопатических черт характера.
Типы акцентуаций характера
Рассмотрим содержательные характеристики каждого типа акцентуаций характера, представленные в классификации А. Е. Личко : циклоидный, лабильный, гипертимный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, истероидный, эпилептоидный, неустойчивый, конформный.
Психастенический тип. Подростки этого типа нерешительны, тревожны, мнительны, склонны к рассуждению, самоанализу. У них легко возникают навязчивые страхи и опасения перед принятием решения, эти подростки отличаются моторной неловкостью. Делинквентность, алкоголизация и побеги из дома психостеникам не свойственны.
Шизоидный тип. Обращают на себя внимание замкнутостью и остороженностью, трудно устанавливают контакты, эмоционально холодны. Внутренний мир таких подростков малодоступен для окружающих, но зачастую полон фантазии и необычных желаний. Замкнутость мешает такому подростку группироваться со сверстниками. Алколизация, делинквентность, участие в групповых правонарушений встречаются часто. Предпочитают совершать кражи при помощи собственноручно изготовленных отмычек, умелого выпиливания дверных замков и тому подобных приёмов.
Истероидный тип. Подростки этого типа отличаются чрезмерным эгоцентризмом и стремлением обратить на себя внимание окружающих, вызвать удивление и почитание. Иногда с целью привлечение к себе внимания устраивают демонстративные прогулы, утверждают, что прилежная учёба -удел "бездарен и тупиц", заявляют о своем нежелании получить хорошие отметки, в то время как для занятия престежного положения в классе им не хватает настойчивости, ни способностей. Истероиды в подростковом возрасте с целью привлечения к себе внимания могут проявлять нарушения в поведении: выпивки, знакомство с наркотиками, воровство- все это может использоваться для того, чтобы просигнализировать близким : "Обратите внимание, иначе я пропаду!"
Эпилептоидный тип. Характерной чертой этого типа является эмоциональность реакций, злобность и жестокость, иногда с элементами садизма. В то же время эпилептоидов отличает бережное отношение к одежде, вещам, аккуратность. Они склонны к алкоголизму причем могут напиваться до глубокой степени опьянения. Для эпилептоидов характерна реакция эмансипации :они требуют от родителей не только свободы. но и прав на материальные блага, что сопровождается злопамятством, несклонностью прощать малейшие ущемления своих прав.
Неустойчивый тип. Характерной чертой является без инициативность, легкая подчиняемость другим, неумение довести до конца начатое. В раннем подростковом возрасте проявляются повышенная тяга к удовольствиям, праздному безделью и легко попадают в компанию асоциальных подростков, рано начинают курить, употреблять спиртные напитки. Поток острых впечатлений легко толкает их на правонарушения.
Рано приобретают сексуальный опыт, склонны к извращениям. Нередко бросают учебу, никакой труд их не привлекает, совершенно не думают о своем будущем.
Конформный тип. Для подростков этого типа характерна чрезмерная зависимость от привычного микросоциального окружения. Конформность сочетается с отсутствием критики к привычному окружению, все воспринимается как истина, даже в тех случаях, когда адекватность некоторых ситуаций совершенно объективна.
Циклоидный тип. Отличается склонностью к колебаниям настроения в сторону понижения. Особенно остро эти колебания проявляются при психогенно значимых ситуациях. Отмечается вялость, понижение настроения, упадок сил, сниженная работоспособность. Циклиды не склонны к нарушению поведения и могут проявлять склонность к алкоголизации лишь в период подъёма настроения.
Лабильные циклоиды. Этот тип характеризуется эмоциональной неустойчивостью. Плохое настроение вызывает неблагоприятно складывающимися событиями или ситуациями и обычно не сочетается с упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. Главная черта - крайняя неустойчивость настроения, которое резко меняется от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. Сверхчувтствительность к внешним воздействиям сохраняется у них на жизнь. Сексуальная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживанием.
Гипертимный тип. Отличается большой подвижностью, общительностью с элементами фамильярности к взрослым, шумливость, неугомонность, склонность к озорству. У гипертимных подростков четко выражена реакция эмансипации. Они плохо переносят жесткую дисциплину и регламентированный режим, тяготятся одиночеством. Половое чувство пробуждается рано и бывает сильным. Пытаясь лидировать среди асоциальных сверстников из легкомыслия, жажды развлечений, получения удовольствий, а также риска, сами становятся вдохновителями групповых правонарушений. Гипертимы проявляют интерес не только к бытовому групповому пьянству, но и к широкому кругу дурманящих средств, в том числе и к газообразным токсическим веществам.
Астенно-невротический тип. Отличается плаксивостью, капризностью, быстрой утомляемостью, раздражительностью, плохим сном и аппетитом повышенной фиксацией внимания на различных ощущениях со стороны внутренних органов. Сексуальная активность ограничивается короткими и быстро истощающимися вспышками. Ни деликатность, ни алкоголизация, ни побеги из дома у них не встречаются. В последнем случае если и наступает алкогольное опьянение, то алкоголь не веселит и не помогает контактам, а даже, наоборот может вызвать депрессивную реакцию с ощущением и переживанием собственной неполноценности.
Сензитивный тип. С раннего детства боятся оставаться дома одни, ночью часто испытывают неопределенный страх, не любят подвижные игры и сторонятся озорных сверстников. Крайне тяжело переносят насмешки и несправедливые обвинения. Сильно переживают собственную неполноценность. Суицидные действия и агрессивность могут возникать у сензитивов под влиянием ряда неудач, что бывает совершенно неожиданно для окружающих, не проникающих в мир их психики.
Заключение
Сегодня обществу нужны грамотные специалисты :психологи (желательно на каждую параллель) психологическая служба в образовательных учреждениях, так как психика детей ранимая и подвижная. Но в первую очередь должны быть грамотны учителя, классные руководители и все те кто работает с детьми, подростками. Ведь не, секрет, что не все педагоги умеют в ребенке увидеть личность. Давайте не будем равнодушны!
Ведь даже своей необычной манерой одеваться, причесываться подросток говорит нам взрослым: "Посмотрите, я не такой, как все, обратите на меня внимание!"
Уважаемые, коллеги я осветила, только часть проблемы взаимосвязи акцентуаций характера с девиантным поведением подростков, а можно изучить типы семейного воспитания. В каких семьях воспитываются? Кто воспитывает и как?
Надо создавать "институты воспитания для родителей" необходимо учить родителей воспитывать их же собственных детей. Я, как классный руководитель с этой темой выступала на родительском собрании класса, на конференции, посвященной "Педагогике риска".
Литература
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977
2. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М. , 2001
3. Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология: Учебник. М. , 2004
4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М. , 1995