Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит прежде всего от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.
Можно выделить три вида внеклассной работы:
- Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике.
- Работа с учащимися проявляющими интерес к математике.
- Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.
Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Бытует мнение, что если такая дополнительная работа ведётся, то это говорит, что недостаточно организована работа на уроке. В любом случае эта работа должна носить ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта и характера.
Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики так, например:
- Развитие и углубление знаний по программному материалу.
- Привитие им навыков исследовательской работы.
- Воспитание культуры математического мышления.
- Развитие представлений о практическом применении математики.
Третий вид внеклассной работы может носить подобные цели, но главный упор делается на развитие интересов математики в соответствии с возможностями этой группы учащихся.
Формы внеклассной работы:
Математический кружок.
Факультатив.
Олимпиады конкурсы, викторины.
Математические олимпиады.
Математические дискуссии.
Неделя математики.
Школьная и классная математическая печать.
Изготовление математических моделей.
Математические экскурсии.
В Ильинской школе в течение многих лет в той или иной мере используются практически все формы работы. Самой яркой и привлекательной из них является неделя математики. Одной из важнейших целей проведения предметной недели математики является развитие интереса учащихся к математике, привлечение учащихся к занятиям в факультативах и к осмысленной работе на уроках. У учащихся имеется желание проверить свои силы, математические способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлекает возможность добровольного участия.
Чтобы ещё более заинтересовать обучающихся, несколько лет назад в школе была разработана акция “Призвание” в номинации “Математика”, которая уже оправдала себя. Идея состоит в том, чтобы оценивать обучающегося на протяжении всего (или почти всего) учебного года. В школе ведётся мониторинг акции “Призвание”, который вывешивается на всеобщее обозрение. (Приложение 1.)Участие в кружках, ИГЗ, факультативах – заявка на участие в акции. Кроме этого, любое проявление интереса к математике также поощряется математическими акциями разного достоинства по следующим этапам:
- Участие в кружках, ИГЗ, факультативах.
- Четвертная оценка, переведённая в акции.
- Участие в школьной олимпиаде.
- Участие в районной олимпиаде.
- Проведение открытого урока в дни самоуправления.
- Проведение или участие во внеклассных мероприятиях.
- Математический турнир среди победителей акции младшего, среднего, старшего звеньев.
Акции разного достоинства. На обратной стороне каждой акции задание – нарисовать рисунок не отрывая карандаш от бумаги. (Приложение 5.)
Начисление акций:
Четвертная оценка:
“3” – 1 балл,
“4” – 2 балла,
“5” – 3 балла,
За участие в мероприятии – 1 балл,
За победу – 2 балла,
Активные зрители – 2 балла.
Викторина и олимпиада по схеме:
Процент выполнения |
Баллы | Процент выполнения |
Баллы |
1–5 | 1 | 51–55 | 11 |
6–10 | 2 | 56–60 | 12 |
11–15 | 3 | 61–65 | 13 |
16–20 | 4 | 66–70 | 14 |
21–25 | 5 | 71–75 | 15 |
26–30 | 6 | 76–80 | 16 |
31–35 | 7 | 81–85 | 17 |
36–40 | 8 | 86–90 | 18 |
41–45 | 9 | 91–95 | 19 |
46–50 | 10 | 95–100 | 20 |
Викторина вывешивается в специальном месте сроком на 1 неделю в рамках недели математики. (Приложение 2.)
На наш взгляд одним из наиболее захватывающих мероприятий был “Морской бой” между командами старшеклассников и учителей. (Приложение 4). Ярко и познавательно прошла “Математическая гостиная” для учащихся начальной школы. (Приложение 6.) (Приложение 9.) Старшеклассники приняли активное участие в конкурсе презентаций о великих математиках. (Приложение 7.) (Приложение 8.)
В рамках недели математики подводятся итоги и выявляются победители по сумме баллов в каждой группе учащихся: 1–4 кл, 5–7 кл, 8–9 кл, 10–11 кл. Победители встречаются на последнем этапе. Последний этап проводится весной и выявляет лучшего математика школы в текущем учебном году. Проходит этот этап в виде математического турнира для четырёх участников. Для каждого из них приготовлены задания (Приложение 3.) Турнир длится 1 час. Итоги подводятся по количеству правильно решённых задач.
Кроме основной премии “Лучший математик” предусмотрены и поощрительные:
1. Математический Огонёк
(за умение зажечь своим интересом других)
2. Юный Педагог-математик
(за умение передать свои знания другим)
3. Математический Почемучка
(за огромное желание познать неизвестное)
Победители получают дипломы разного достоинства и памятные подарки. (Приложение 5.)