Послушайте и вы забудете,
Посмотрите, и вы запомните,
сделайте и вы поймете.
Конфуций
Современный процесс развития школы характеризуется использованием новых форм, методов, подходов к обучению. Мы, учителя, призваны обеспечить всестороннее развитие человека с учетом его склонностей, творческих способностей. Как же не ошибиться с выбором того самого «ключика», который откроет «дверцу» к внутреннему миру ребенка? Думаю, что подсказать может только сама природа.
Согласно теории нейро-лингвистического программирования – люди различаются по способам получения, обработки и хранения информации. Зрение, слух и кинестетические чувства – это три основные системы восприятия, которые востребованы в процессе обучения, обоняние и вкус используются в меньшей степени.
Однако всего у трети всех людей генетически определено предпочтение какой-либо модальности (сенсорному каналу получения информации). В основной массе человечество обладает одинаковым уровнем развития способности работать в разных модальностях. Сам этот уровень развития может быть различным, и зависеть не только от наследственности, но и от того, насколько часто востребуется данный канал для восприятия информации.
Если мир постигается в картинах-образах, то более развита визуальная система; если в ощущениях тела, то – кинестетическая, если в звуках – аудиальная; некоторые способны постигать мир посредством запаха и вкуса. Представления о мире более полные, если включаютсявсе каналы восприятия.
Итак, входя в класс, учитель имеет дело с визуалами, аудиалами и кинестетами, которых и обучать-то следует по-разному. Именно это заставляет вновь обратиться к проблеме методов обучения, что подводит к основной цели педагогической деятельности: создать условия для развития интереса к предмету, на основе формирования учебного успеха каждого ученика.
Рисунок 1
Перед вами структура учебного успеха, предложенная Н.И. Галеевой. Из которой видно, что «хочу и могу» зависит от системы ценностей ребенка, а вот «могу и умею» – от природы. Поэтому
вновь возвращаясь к природе человека, можно отметить, что на уроках биологии, изучая живое, необходимо научить детей ощущать, чувствовать, входить в образ, необходимо включать все органы чувств в процесс обучения.
Так, организуя внимание, педагог-визуал скажет: «Посмотрите…», аудиал: «Послушайте…», кинестет: «Почувствуйте», а педагог, желающий активизировать у аудитории все каналы восприятия, произнесет нечто вроде: «Сегодня вы увидите новое, услышите необычное и почувствуете, что это пригодится в вашей работе (учебе)». Визуал скажет: «Мы смотрим на это одними глазами». Аудиал заметит: «Это созвучно моим представлениям». А Кинестет произнесет: «Я чувствую это так как же как и вы»
В учебном процессе информация фиксируется и передается в 3 формах: звук, изображение, мышечное усилие, либо все в комплексе. Сообразно этому выделяются 4 группы методов обучения.
Рисунок 2
Аудиальные методы обучения представлены звуковой информацией. К этой группе относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция, игровые задания. В чистом виде эти методы обеспечивают передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу. Эффективность усвоения звуковой информации визуалами и кинестетами можно повысить, используя определенные сказуемые визуальной и кинестетической модальностей, а также жесты и темп речи, позволяющие включать и удерживать внимание обучаемых всех групп. Кроме того, работу на уроке целесообразно организовывать таким образом, чтобы и аудиалы, и визуалы, и кинестеты имели возможность высказаться. В этом случае информация, заключенная в их словах, будет более полно воспринята "одногруппниками".
Игровые задания и игры для аудиалов
Слушая список животных, обозначить хлопком в ладоши только беспозвоночных.
Воробей, медведь, *муравей, носорог, ласточка, *дождевой червь, карась, *боярышница, *кузнечик, сокол,* беззубка, сова, бегемот, *саранча, *нереида, лиса, барсук, дятел, *богомол
Определите допущенные биологические ошибки:
А эта веселая птица – синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится,
В доме, который построил Джек.
(Ошибка: синица питается насекомыми, но даже в стужу, при отсутствии насекомых клюет семена подсолнуха или конопли, но не пшеницы.)
Игра: «Третий лишний».
На доске в несколько столбиков написаны названия организмов или явлений (по три в каждом столбике), сгруппированные по определенному признаку. Но одно название в каждом столбце лишнее. Задача: определить, кто лишний в каждом случае и объяснить свой выбор. Пример:
- желудок, кишечник, трахея. (1, 2 – органы пищеварения, 3 – орган дыхания)
- масленок, сыроежка, мукор (1, 2 – шляпочные грибы, 3 – плесневый гриб)
Игра: «Подсказки».
Эта занимательная игра знакомит ребят с характерными признаками тех или иных организмов. Основная ее цель: сформировать знания особенностях основных групп живых организмов. Условия игры: чем быстрее угадаешь, тем лучше; подсказки расположены так, что каждая следующая приближает к ответу быстрее, чем предыдущая; каждая новая подсказка снимает один балл (если школьники угадывают, о ком идет речь после первой подсказки, им засчитывают максимальное количество баллов, после второй подсказки на балл меньше и т.д.)
Игра «Членистоногие».
- Подсказка 1: первопоселенцы суши.
- Подсказка 2: живут повсюду.
- Подсказка 3: их называют «восьминогие агрессоры»
- Подсказка 4: на голове 4 пары простых глаз
- Подсказка 5: являются санитарами воздуха
- Подсказка 6: на брюшке имеют паутинные бородавки – железки, выделяющие жидкость, застывающую на воздухе в виде нити
- Подсказка 7: укусы некоторых опасны для человека.
Визуальные методы обучения предполагают передачу информации в виде изображения. Это демонстрация натуральных объектов и изобразительных пособий, а также работа со всеми видами печатной или письменной информации.
В чистом виде эти методы рассчитаны на визуалов, поэтому они обязательно должны сопровождаться устными текстами (для аудиалов и кинестетов), содержащими сказуемые кинестетической модальности, а также жестами, удерживающими внимание и облегчающими восприятие информации кинестетами. Например, при описании натуральных объектов можно с помощью жестов обозначить параметры, а с помощью слов дать представление о структуре поверхности.
Игровые задания и игры для визуалов
Игра «Гусеница»
Пример: соколибрибисойканарейказаркайральбатрососедроздрофазанандудодубоносорокакаду
(найдите названия птиц)
Игра: «Фоторобот»
Задание: по отдельным фрагментам собрать целое изображение
Игра: «Домино»
(Правильно соедини блоки и получишь задуманные слова)
ца архе ана о кара птерикс кон ка да ти
(каракатица, археоптерикс, анаконда)
Кинестетические методы обучения предполагают передачу и восприятие информации с помощью мышечных усилий и иных ощущений тела.
Игровые задания и игры для кинестетов
Собери цепь РНК, которая соответствует последовательности аминокислот:
Аланин – валин – глицин – лизин – тирозин
(используя цветные канцелярские скрепки)
Определить название плода с закрытыми глазами на ощупь.
Полимодальные методы обучения предполагают передачу информации по нескольким каналам восприятия. К этой группе следует отнести часть наглядных и все виды практических методов.
Аудиовизуальные методы рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию, а графическое представление повышает эффективность запоминания;
- составление опорных конспектов тем или уроков, т. е. схематизация относительно больших объемов учебного материала также облегчает выделение существенных информационных блоков и повышает эффективность запоминания за счет их визуализации;
- составление таблиц, в ходе которого ученик объединяет и систематизирует всю имеющуюся в его распоряжении информацию. Кроме того, необходимость вписывать большие объемы информации в ограниченные рамки граф таблицы заставляет изобретать приемы ее свертывания (визуализации);
- использование немых рисунков для контроля знаний. Если обучающиеся оповещены, что в контрольной работе им нужно будет сделать подписи к схематическим рисункам, это стимулирует и инициирует целенаправленную работу по трансформации всей приобретаемой информации в визуальную форму.
В качестве дополнительного приема визуализации информации целесообразно использовать цветовое кодирование рисунков и схем.
Учителю необходимо помнить, что рисунки, схемы, графики, опорные конспекты ученик, по возможности, должен выполнять сам, так как способы свертывания информации сугубо индивидуальны.
Задания с использованием полимодальных методов
Задание 1. Заполнить таблицу: Сравнительная характеристика кровеносной системы позвоночных животных
Признаки | Рыбы | Земноводные | Пресмыкающиеся | Птицы | Млекопитающие |
Число камер сердца | |||||
Числокругов кровообращения |
Задание 2. С помощью стрелочек соотнеси названия органов и их функции.
Органы кровеносной системы | Выполняемые функции |
1. Предсердия | Несут кровь к сердцу, имеют клапаны. |
2. Желудочки | Мельчайшие сосуды пронизывают все тело животного, в них происходит газообмен. |
3. Артерии | Несут кровь от сердца, самые крупные сосуды. |
4. Вены | Принимают кровь из предсердий, сокращаясь, выталкивают ее в артерии. |
5. Капилляры | Собирают кровь из вен, проталкивают ее в желудочек. |
Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим.
С помощью диагностики (Приложение 1-2) можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания.
…творческий человек не приемлет однообразия, шаблона, унылого стандарта, он постоянно стремиться попробовать что-то новое: новые методики и технологии, подходы и учебники…