Цель: формирование понятия «Родина», раскрытие некоторых возможных форм проявления любви к своему Отечеству, как взрослыми, так и детьми.
Задачи:
- Формировать представления о родной стране (родном крае); освоить понятия «Родина», «страна», «государство», «Отчизна».
- Обогатить эмоциональный мир детей.
- Развивать чувство патриотизма, гражданской ответственности.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь «Учимся думать и фантазировать», толковые словари, мультимедийный учебно-методический комплекс «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» 2 класс, компьютер, интерактивная доска, магнитофон, «письмо» от Космика, ребус, аудиозапись песни «С чего начинается Родина».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка цели урока.
– Ребята, на мой электронный почтовый ящик пришло одно очень интересное сообщение. Вот послушайте:
Здравствуйте, земляне!
Приветствует Вас житель другой планеты Космик. Перехватывая сигналы с ваших спутников, мы очень часто слышим слово «РОДИНА». В нашем языке нет такого слова. Объясните, пожалуйста, что такое «РОДИНА»?
– Когда я прочитала это сообщение, то вспомнила, что сегодня на уроке мы будем говорить о нашей Родине – России. Давайте, попробуем рассказать Космику, что же такое «Родина».
III. Работа над новым материалом.
1. Работа с учебником: с. 90-91
– Послушайте рассказ из учебника «О чём рассказал папа» (читают учащиеся).
– Случались ли с вами такие истории, когда вы скучали по дому?
– Вспоминаете ли вы о своём родном посёлке, о своей улице, о своём доме, когда уезжаете в другие края?
– Почему человек скучает по дому?
– Человек привыкает к родному дому, где ему всегда хорошо и уютно, здесь его ждут и скучают по нему.
– Родина – это тоже родной дом людей, поэтому человек не может долго жить без своей Родины.
– Послушайте стихотворение.
Звучит стихотворение З. Александровой «Родина».
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
– А что же вы можете сказать об этом слове «РОДИНА»?
2. Работа со словарём.
– Давайте обратимся к толковому словарю и прочитаем какое лексическое значение имеет слово «РОДИНА».
– Посмотрим, что об этом написано у нас в учебнике на с. 91. Прочитаем.
3. Работа с интерактивной доской.
– Россия – наша Родина. Давайте посмотрим, что знает о России наш друг с другой планеты Космик.
1 интерактив. «Вид России из космоса». См. www.nachalka.info/ns/IMGU/o2/AB/%7BAB15D78B-386D-47B3-AC6C-8E49AC458BE8%7D.png
Как велика моя земля!
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Моя огромная страна,
Всегда найдёшь здесь друга.
Живём мы в радостном краю
И знать его должны мы.
Страну Российскую свою.
Свой светлый край любимый.
2 интерактив. «Составь из букв название своей страны». См. www.nachalka.info/ns/IMGU/o2/D5/%7BD59051BF-831B-495D-B098-E245F8F93791%7D.png
– Ребята, а вы знаете, почему наша страна называется Россия?
Трактовка: древние славяне, русы, Русь, росы, Руссия, Росия, Россия.
– Исстари русский народ считался хлебосольным, т.е. гостеприимным, готовым поделиться с гостем всем, что имеется в доме.
Выражение: "Хлеб да соль" – служило одной из форм приветствия, означавшего пожелание благополучия. И сегодня этот прекрасный обычай не забыт во многих, особенно крестьянских семьях.
(Входят мальчик и девочка в русских народных костюмах с хлебом и солью).
ЗАКЛИЧКА.
Как хлеб на стол,
Так и стол престол,
А как хлеба ни куска,
Так и стол доска.
Как хлеба край,
Так и под елью рай,
А хлеба ни куска,
Так и в тереме тоска.
Хлеб да соль на столе – счастье будет в семье.
– Хлеб да соль и вашему дому.
– Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" –
В поле, в доме, в державе!
ФИЗМИНУТКА.
Положили в землю зернышко,
Напоили водой поле.
Пусть пригреет солнышко,
Будет урожая вдоволь.
– Мы живём в России – самом большом государстве на планете. Территория России занимает 1/6 часть земной суши. Население России приближается к 150 миллионам человек.
– В России около 2 миллионов озер и около 120 тысяч рек, 1057 городов. Крупнейшие из них – Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Челябинск, Омск, Пермь, Казань.
– Как вы думаете, какой самый известный город в России?
– А почему? (Москва – столица России)
На свете много разных стран,
Но есть одна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
– На планете Земля много разных государств. Наше государство – одно из них.
– Послушайте стихотворение, написанное ещё в XIX веке:
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх!
– О каких государственных символах России говорится в стихотворении?
3 интерактив. «Выбери флаг России». См. www.nachalka.info/ns/IMGU/o2/B6/%7BB653461A-D2BC-43AB-AAD7-B473F304264C%7D.png
– Российский флаг объединяет людей, которые говорят на разных языках, живут на огромном расстоянии друг от друга. Но все они – жители одной страны – России.
4 интерактив. «Раскрась государственный флаг России». См. www.nachalka.info/ns/IMGU/o2/1C/%7B1C9C50F3-3249-4055-BF7A-70749F3E7247%7D.png
– А как вы думаете, какая самая главная песня в России?
– А когда она звучит?
– Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.
Интерактив – плеер. (звучит Гимн России) См. www.nachalka.info/ns/IMGU/o2/1C/%7B1C9C50F3-3249-4055-BF7A-70749F3E7247%7D.png
– Послушаем Гимн России.
– Звучит гимн, развивается российский флаг.
– А как вы думаете, что обозначает каждый цвет на государственном флаге России?
5 интерактив. «Что обозначает каждый цвет на флаге России?» См. www.nachalka.info/ns/IMGU/o2/CE/%7BCE542876-853F-40F2-9A65-66E00D4FB567%7D.png
– А что является ещё одним государственным символом Российской Федерации?
– Герб – официальная эмблема государства.
6 интерактив. «Выбери герб России». См. www.nachalka.info/ns/IMGU/o2/97/%7B97A96C11-BCD3-4783-83A8-47345A8C2901%7D.png
– Герб государства изображается на знамёнах, печатях и некоторых официальных бумагах.
– Приходилось ли вам видеть герб России? Где?
– Герб России изображён на паспорте гражданина РФ, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы и других документах и ценных бумагах.
– Государственным гербом РФ стал золотой двуглавый орёл. На груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.
– Это древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врагов.
– Перечислите государственные символы России.
Берегите Россию,
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой.
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.
– А сможете ли вы назвать символ русской природы?
7 интерактив. «Выбери символ русской природы». См. www.nachalka.info/ns/IMGU/o2/4C/%7B4C425792-06D3-4327-9EA9-5A461E84C987%7D.png
– Много стихов и песен написано о русской берёзке. Послушайте.
Звучит стихотворение С. Есенина «Берёза».
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
– Строки из стихотворения С.Есенина передают красоту не только русской берёзы, но и всей нашей огромной Родины.
– Что же такое Родина?
– Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём
И березки у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И рубиновые звезды -
Звезды мира над Кремлем.
– Как вы понимаете смысл пословицы: ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И СГОДИЛСЯ.
– Мы с вами родились и живем в России, в одном из её округов. Кто скажет каком?
– Разгадайте ребус и вы узнаете, как назывался наш край в далёком прошлом.
– Югра – это наша малая родина.
– Чем славится наш северный край?
– Да, богатейшими природными ресурсами.
– А знаете ли вы, что в наших лесах растёт «северный виноград»?
– Кто хочет попробовать?
(Учитель проносит по рядам корзинку с клюквой.)
Звучит стихотворение Е. Тимофеевой «Клюква».
Клюквы красные
Спелые шарики
На болоте включают фонарики.
И зимой из-под снега они
Светят ярко до самой весны.
Их в корзинку положишь,
Домой принесёшь –
Миллион витаминов
В каждой штучке найдёшь.
– Клюква – это вечнозелёный кустарник с тонкими стеблями, мелкими листьями и очень вкусными и полезными плодами. Если перевести название с научного языка, то клюква – «кислые шарики». Первые зрелые ягоды появляются в конце августа, однако лучше всего их собирать в середине сентября. Ягоды сохраняются на кустиках до весны, их можно собирать после схода снега.
IV. Закрепление. Проверка знаний.
– Ребята, вы уже девятый год живёте в России и учитесь во 2 классе. За это время вы многое узнали.
– А сможете ли вы сказать, какие праздники отмечают в России?
8 интерактив. «Распредели названия праздников по подходящим датам». См. www.nachalka.info/ns/IMGU/o2/E6/%7BE6DED973-4540-4E67-91F6-4C232B8675A8%7D.png
Звучит стихотворение А. Прокофьев
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и дела.
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!
V. Итог урока.
Звучит песня «С чего начинается Родина».
– Как вы думаете, теперь Космику понятно, что означает слово «РОДИНА»?
– А как вы поняли? Что такое Родина?
VI. Домашнее задание.
– Выполнить задание в рабочих тетрадях. Найти (можно нарисовать) символы ХМАО – Югры.