Муниципальное учреждение социально-реабилитационный центр «Полярная звезда» г. Новокузнецка был открыт вследствие реализации Федеральный закон N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
В декабре 2011 года Центру исполнится 10 лет. Судьбы детей, подростков попавших в стены Центра, всегда связаны с такими понятиями:
- оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;
- проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
- заблудившиеся или подкинутые;
- самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
- не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
- оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.[6]
В последнее время прослеживается тенденция сокращения поступления детей с социальным статусом: « Сирота» и увеличение количества несовершеннолетних, имеющих законных представителей- родителей, близких родственников. В Центр
«Полярная звезда» поступают дети из семей группы риска. К ним относятся:
- неполная семья;
- деструктивная семья – автономия и отделение отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или детско-родительский конфликт;
- распавшаяся семья – один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежне семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него.
- ригидная, псевдосолидарная семья – безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания; [4,5]
В основном это семьи с одним родителем, минимальным прожиточным минимумом, низким уровень образования, испытывают трудности с постоянным трудоустройством; употребляют алкоголь, асоциальные семьи..Они не выполняют своих обязанностей по воспитанию и образованию детей. Те, в свою очередь, предоставлены сами себе, пропускают занятия, бродяжничают. Ситуация ухудшается до такой степени, что семья находиться на грани лишения родительских прав. Дети, поступающие из таких категорий семей, не переносят ограничения и контроль, стремятся к праздному времяпрепровождению, склонны к девиантному и делинквентному поведению, имеют низкую мотивацию к получению знаний. В Центр они поступают как по акту оперативного дежурного, так и по рекомендации Комиссии по делам несовершеннолетних.
Увеличилось поступление подростков из вполне « благополучных» семей. Родители работают, имеют достаточный уровень образования, финансовую стабильность. По их убеждению, обеспечивают ребенку реализацию всех подростковых желаний… но в ответ наталкиваются на грубость, непослушание, совершение противоправных деяний своего чада. Непонимание между родителями и ребенка приводит к личностному невоспритию друг друга, что порождает высокую потребность подростка в группировании и эмансипации, независимости. Подросток способен уйти из дома. Стремиться получить первый опыт.. и как часто, он не является положительным: курение; алкоголь, самоутверждение себя через отчаянные (часто необдуманные) поступки. Разрыв отношений достигает пика, что родители или дети готовы добровольно разрушить семью..отказаться друг от друга..Семья стоит на черте отчаяния и распада..В такой ситуации подросток или родители могут сами прийти и написать заявления на проживание в Центре на период трудной жизненной ситуации до 3 месяцев. Заявление рассматривается и принимается решение об оказании помощи семье в трудной жизненной ситуации.
За период нахождения в Центре устанавливается социальный статус, определяются критерии развития ребенка, реализуется педагогическая, психологическая реабилитация, определяется дальнейшая судьба воспитанника: перевод в детский дом или возвращение в семью. Психологи Центра ставят для себя приоритетной задачу восстановление детско родительских отношений.
В деятельности педагога психолога определяются следующие этапы работы с семьей:
1. Ознакомительный: сбор информации, оценка ситуации, знакомство. В ходе психолого-педагогического анализа изучается уровень развития семьи в материальной и культурной сфере, выделяются ценности и ориентиры, с помощью которых осуществляется воспитание и развитие ребенка, делается вывод о психолого-педагогической и социальной состоятельности членов семьи. Психолог наблюдает за видами семейных отношений, выделяет статусные роли и место ребенка. И самая главная задача на этом этапе – определить, в какой эмоционально-нравственной атмосфере находится ребенок. Характер и степень влияния на ребенка определяет множество отдельных факторов и прежде всего личность самого родителя как субъекта взаимодействия:
- темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
- религиозность;
- пол родителя (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
- возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
- национально-культурная принадлежность
- социальное положение;
- профессиональная принадлежность;
- уровень общей и педагогической культуры.
- жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус).
- организация быта (тип жилья, санитарно-гигиенические условия, условия жизни ребенка в семье).
- Физическое здоровье (диагностика, хронические болезни, профилактика, гигиена).
- Духовное и моральное здоровье (вредные привычки, рецидивы, психологическое благополучие).
- Воспитание детей (стиль воспитания в семье, психологическая, психотерапевтическая, педагогическая, юридическая помощь).
- Внутренние и внешние коммуникации семьи (открытость семьи, тип семьи, характер детско-родительских взаимоотношений, отношения между супругами).[4,5]
2. Диагностический этап.
От правильно подобранного диагностического материала и его профессиональной интерпретации зависит подбор форм и методы работы с семьей. Психологами Центра используются методики позволяющие получить эмпирическую информацию о детско-родительских отношениях, как о подсистеме семейного организма. Методики имеют градацию : -для детей (подростков); -методики для взрослых; -методики- имеющие связанные друг с другом шкалы (формы) для родителей и для детей. Проективные методики дают возможность получить богатый диагностический материал.
Методика «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о семейной ситуации так, как ее субъективно переживает сам ребенок. Тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, обнаружить, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Каждый рисунок является творческой деятельностью, не только отражающей восприятие семьи, но и позволяющей ребенку анализировать, переосмысливать семейные отношения. Поэтому рисунок семьи не только раскрывает настоящее и прошлое, но также направлен на будущее: при рисовании ребенок интерпретирует ситуацию, по-своему решает проблему семейных отношений. Методика КРС состоит из двух частей: рисование всей семьи и беседа после рисования. Для выполнения ребенку дается стандартный лист бумаги, карандаш и ластик.[2]
Проективная методика «Семья животных»
Методика «Семья животных» является вариантом методики «Рисунок семьи» и используется для детей и подростков в случае необходимости замаскировать цели обследования. Главное отличие от первоначальной методики: ребенок рисует семью животных – тех, кого он выберет. Принципы интерпретации рисунка примерно соответствуют интерпретации исходной методики.
Еще одним вариантом этой методики является методика «Ссорящиеся животные».
Процедура проведения обследования
В ходе тестирования по методике «Ссорящиеся животные» ребенку предлагают нарисовать ссорящихся животных, а затем в беседе с психологом выяснить их интересы, потребности, цели, понять причины их поведения и найти такой способ их взаимодействия, при котором они реализовывали бы свои цели. В процессе рисования и описания животных ребенок выражает свои чувства на бумаге, передает их своим персонажам, переживает вместе сними. Когда ребенок налаживает диалог между оппонентами, он понимает, что оба животных правы и имеют основания для проявляемого поведения. По мнению автора методики, таким образом ребенок понимает и принимает противоречивые стороны собственной личности.[2]
Следует отметить используемый диагностический материал для родителей:
- Опросник родительских отношений Варги-Столина (ОРО);
- Опросник родительских установок PARI;
- Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой (методика ОДРЭВ);
- Методика Р.Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе».[1]
Например, опросник родительских отношений Варги-Столина (ОРО) ориентирован на выявление родительского отношения.
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник состоит из пяти шкал:
- «Принятие – отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку.
- «Кооперация» – социально-желательный образ родительского отношения.
- «Симбиоз» – шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.
- «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.
- «Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. [1]
Используем в работе методики, имеющие связанные друг с другом шкалы (формы) для родителей и для детей : Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР) ; Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса ; Опросник родительского отношения к детям – «зеркало» для АСВ.
Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкиса устанавливает тип дисгармоничного семейного воспитания, провоцирующие отклонения в развитии личности детей и подростков. Путем выявления особых сочетаний таких характеристик воспитательного процесса, как уровень протекции (П), полнота удовлетворения потребностей ребенка (У), наличие требований к ребенку (Т), степень строгости запретов (З), степень строгости санкций (наказаний) (С), а также обобщенного показателя неустойчивости стиля воспитания, методика позволяет определить следующие типы воспитания:
- потворствующая гиперпротекция;
- доминирующая гиперпротекция;
- повышенная моральная ответственность;
- эмоциональное отвержение;
- жестокое обращение;
- гипопротекция.
Кроме того, методика АСВ позволяет диагностировать ряд психологических (личностных) проблем родителей, решаемых за счет ребенка.[1,5]
3. Коррекционный этап предполагает определение формы решение проблем семьи: проведение консультаций, индивидуальных или групповых психологических коррекционных занятий. Чаще используется метод работы – семейное консультирование, где психолог помогает скорректировать и смоделировать такое поведение, при котором ребенок будет развиваться в здоровой эмоциональной атмосфере. Законным представителям подробно разъясняется ситуация, возможные последствия неустранения проблемы, проводится работа по профилактике синдрома «холодной матери» или «холодного отца». Эффективная формы работы – совместная игротерапия; арт – терапевтическая деятельность: сказкотерапия, работа с глиной, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, фото- и видеотерапия, оригами, изотерапия; и социальное проектирование -мой дом, я и окружение, наша семья и т. д. Неплохая положительная динамика в реконструкции детско- родительских отношений прослеживается при примени авторской модификационной игры Гюнтера Хорна «Лепешка». Здесь показательным является все – выбор и изготовление героев; взаимодействие между ними; степень соблюдения правил как ребенком, так и родителем; включенность в игру, эмоциональный настрой и принятие действий другого ,желание контактировать между собой. Игра позволяет диагностировать и корректировать детско-родительские отношения, обладает выраженным психотерапевтическим эффектом, развивает воображение, коммуникативные навыки, произвольность, способствует наработке социальных навыков и становлению личности ребенка.
Психологи Центра применяют формы и методы, которые не вызывают чувства ущербности , агрессии в конкретной семье. В совместной игровой деятельности ребенок и взрослый испытывают терапевтический эффект, а психолог его развивает и закрепляет. Ведущей задачей коррекции взаимоотношений является создание условий для перехода личности к самопомощи следствием, которого является переход от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими трудностями».
Реализуя коррекционные этапы работы семьей, психологи пришли к актуальности создания специальных родительских групп. Родители, имеющие общие проблемы и ведомые одной целью - сохранить взаимоотношения, имеют потребность в объединении. Практика подтвердила и необходимость, и полезность таких групп. Психологи изучили литературу, посвященную формам работы с родителями. Ознакомились с различными моделями групп. Так, это могут быть:
- психодинамически ориентированные группы (В.Шульц, А.Адлер);
- дискуссионные группы (по модели, например, Р.Дрейкуса);
- группы, основанные на модели группового психологического консультирования (Х.Джайнотт);
- группы, основанные на идеях гуманистической психологии (К.Роджерс, Т.Гордон, М. Снайдер);
- группы, основанные на идеях о диалогической природе человеческой личности (М.М.Бахтин);
- бихевиористски-ориентированные группы (А.Бандура, Дж.Роттер);
- системы, связанные с религиозными взглядами на воспитание детей и родителей (Р.Кэмпбелл);
- группы, основанные на теории персонализации (А.В.Петровский, В.А. Петровский).
В связи с актуальностью данного направления в 2011 году планируем создать родительскую группу, основываясь на идеях и принципах трансактного анализа (Э.Берн) и теории персонализации (В.А.Петровский). Надеемся на достижение положительной динамики в реконструкции детско родительских отношений.
4. Сопровождение. По завершению коррекционного блока осуществляется постинтрнатное по запросу родителей, детей; заинтересованных служб.
Методический анализ позволяет утверждать, что на сегодняшний день сопровождение — это особая и приоритетная форма осуществления социальной, психологической, педагогической помощи. В отличие от коррекции, оно предполагает не «исправление недостатков и переделку», а поиск скрытых ресурсов развития человека или семьи, опору на его (ее) собственные возможности и создание на этой основе психологических условий для саморазвития. Ещё одной важной особенностью сопровождения является принцип активности самого субъекта. Таким образом ответственность за принятие того или иного решения всегда лежит на самих родителях, а не на специалистах.
Нам не безразлична судьба семей, которые прошли этапы реконструкции дестско родительских отношений в стенах реабилитационного центра «Полярная звезда». С взрослением ребенка появляются новые трудности. Родители и дети знают: двери отделения социальной диагностики открыты всегда; психологи окажут поддержку для сохранения самого дорого на земле – быть вместе и гордо говорить – « МЫ - СЕМЬЯ!»
ЛИТЕРАТУРА:
- Макушина О.П, Тенькова В.А..Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с семьей. Учебное пособие для вузов. Издательско-Полиграфический центр Воронежского государственного университета.2008,78 с.
- Бурлакова Н.С. Проективные методы : теория, практика применения к исследованию личности ребенка / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич. –М., 2001. – 330 с.
- Варга А.Я. Тест-опросник родительского отношения / А.Я. Варга, В.В. Столин // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. – М., 1988. – 79 с.
- Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М.,2006.
- Шнейдер Л. Б. Семья и истоки девиантного поведения детей и подростков. Девиантное поведение детей и подростков. Спб., 2005.
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".