Урок-представление "Уравнение и его корень"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цель урока:

  • познакомить с понятиями: «уравнение», «корень уравнения»;
  • научить отличать уравнения от других математических понятий;
  • формировать умения решать уравнения способом подбора, проверять, какое из чисел является корнем уравнения;
  • развивать логическое мышление, математическую речь;
  • формировать коммуникативные навыки.

Оборудование:

  • цифры и знаки для составления уравнений;
  • таблички для актуализации знаний,
  • карточки – опоры,
  • портрет Аль-Хорезми – арабского ученого,
  • костюмы для героев представления.

Ход урока

I. Организация на работу

Ребята, у нас сегодня необычный урок, а урок – представление про уравнение.

В жизни много интересного,
Но пока вам неизвестного.
Будем думать и считать
И о многом узнавать.

II. Актуализация знаний

А пока начнем разминку:
Вот представьте вы картинку.

1. В кормушке сидело несколько птиц.
И к ним прилетело еще 5 синиц.
И стало 12 их в кормушке сейчас
Так сколько их было, скажет каждый из вас. (7) 

Выставить + 5 = 12

2. В хоре 40 мальчиков песни распевали
Вскоре несколько из них голос потеряли,
И осталось в хоре 36 голосов.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько потеряли голосов? (4)

Выставить 40 - = 36

3. Я задумал число,
Пополам делю его.
Вот его я разделил,
Семь в итоге получил.
Назовите вы его,
Мое первое число. (14)

Выставить : 2 = 7

4. У этого цветка 4 лепестка
Сколько росло цветков,
Если 16 таких лепестков? (4)

Выставить 4 · = 16

– Какие действия выполняли?

Выходят Волк и Заяц. (Волк и Заяц «активно действуют» на страницах учебника)

Волк:

На табличках у меня
Знаки математики.
«Плюс», «равно», и «минус» тоже
Знаки «разделить», «умножить»
Они нужны нам, без сомнения,
Чтоб составить уравнения.

Заяц:

Молодцы, что посчитали,
Ну, а главное, узнали,
Что в этих равенствах дано
Неизвестное число.

Волк:

Можно «m», и можно «a»
Да, такие вот дела!
Нет единого решенья,
И у вас есть свое мнение.
Но чаще всего это буква «х».

III. Работа с информацией

1. Введение понятия «уравнение».

Появляется Мистер Икс

Заяц:

Откройте плащ свой, мудрый Мистер
Вы букву видите, друзья?
Ее сейчас представлю я.
С ней уравнения решаем,
Мы буквой той обозначаем
(Уж в мире так заведено)
Нам неизвестное число.

Мистер Икс:

Для вас развею все сомнения:
Я стану только в уравнение

(Составляется «живое уравнение» из цифр и знаков, прикрепленных на шапочках участников.)

Я встану первым,
«Плюс» – вторым,
Потом пусть будет цифра 5,
«Равно», за ним девятку взять.

х + 5 = 9

Мистер Икс:

Поставим десять впереди.
«Минус»! Где ты? Подходи!
Теперь я за ним должен стоять
Потом «равно», и цифра 5.

10 – х = 5

Вот перед вами уравнения.

– Как вы думаете, чем уравнение отличается от других математических понятий? (Это равенство. Есть переменная.)

– Придумайте свои уравнения.

2. Знакомство с определением уравнения.

Прочитайте об этом на стр. 65 учебника в рубрике «Это важно знать»

–  Что такое уравнение? (Равенство с переменной.)

–  Что называют корнем уравнения? (Число, при подстановке которого в уравнение вместо переменной, получается верное равенство).

–  Что значит решить уравнение? (Значит, найти все его корни или определить, что их нет.)

3. Определение уравнений

№ 248, стр. 65 учебник

Среди записей найдите и прочитайте уравнения:

3+4   9·6+7   у-4=8
7-2=5   13<20   25:5=5
12-5·2   15=15   k:2=8
х+8=16          а=7          365-129

– Какие два условия выполняются? (карточка-опора) 

1. Является ли эта запись равенством?
2. Содержит ли она переменную?

(Разбирая каждую из записей, ученики проверяют выполнение двух условий. Уравнения:

х + 8 = 16          y – 4 = 8
а = 7   k : 2 = 8)

4. Решение уравнений

№ 249, стр. 65 учебник – у доски

Какое из чисел 5, 2, 6, 3 является корнем уравнения:

  1. а + 7 = 10;
  2. 15 – х = 9?

Подставляем каждое число в уравнение вместо переменной, если получается верное равенство, то это число является корнем уравнения.

а + 7 = 10            15 – х = 9
а = 5, 5 + 7 = 10 (н.)   х = 5, 15 – 5 = 9 (н.)
а = 2, 2 + 7 = 10 (н.)   х = 2, 15 – 2 = 9 (н.)
а = 6, 6 + 7 = 10 (н.)   х = 6, 15 – 6 = 9 (в.)
а = 3, 3 + 7 = 10 (в.)   х = 3, 15 – 3 = 9 (н.)
Ответ: 3   Ответ: 6

5. Самостоятельная работа по вариантам.

№250, стр. 65 учебник

I вариант: m + 3 = 7
II вариант: 9 – t = 6

Решите каждое уравнение, перебирая по порядку числа, начиная с нуля.

Взаимопроверка.

(I вариант            II вариант
m+3=7   9-t=6
m=0, 0+3=7 (н.)   t=0, 9-0=6 (н.)
m=1, 0+1=7 (н.)   t=1, 9-1=6 (н.)
m=2, 2+3=7 (н.)   t=2, 9-2=6 (н.)
m=3, 3+3=7 (н.)   t=3, 9-3=6 (в.)
m=4, 4+3=7 (в.)   Ответ: 3.
Ответ: 4. )    

6. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Учебник стр. 66

Мистер Икс приглашает вас на 1000 лет назад.

Давайте его послушаем.

Мистер Икс: Та часть математики, которая рассматривает уравнения и их решения, называется алгеброй. Алгебра появилась более 1000 лет назад, и создал её арабский учёный МУХАММЕД ИБН-МУСА АЛЬ-ХОРЕЗМИ. Аль-Хорезми написал первый учебник математики под названием «Книга о восстановлении и противопоставлении» (Китаб аль-джебр ва-л-мукабала). От слов аль-джебр и произошло слово алгебра. В этом учебнике было много примеров уравнений и их решений.


Аль-Хорезми

IV. Физкультминутка

Отдых наш физкультминутка
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите.
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
Ручки выше поднимаем.
Раз и два, раз и два!
Завертелись наши ручки
Раз и два, раз и два!
Мы на месте покрутились
Раз и два, раз и два!
И за парты опустились
Раз и два, раз и два!

V. Работа над пройденным материалом

1. Решение задачи самостоятельно

№214, стр. 52 – тетрадь

Обратите внимание на рисунок к задаче.

– Что нам известно в задаче? (Расстояние между велосипедистом и мотоциклистом 1 км 250 м. Через несколько минут это расстояние уменьшилось на 360 м.)

– Что спрашивается в задаче? (На каком расстоянии теперь находятся друг от друга велосипедист и мотоциклист?)

Работаем самостоятельно.

Проверка.

(1 км 250 м = 1250 м
1250 – 360 = 890 (м)
Ответ: 890 м между велосипедистом и мотоциклистом.)

2. Построение фигуры, симметричной данной.

№213, стр. 52 – тетрадь

Соединить точки отрезками так, чтобы получился треугольник.

Построить фигуру симметричную треугольнику.

– Как построить фигуру симметричную данной, на клетчатом фоне? (карточка-опора)

1. Точки должны находиться на одной и той же линии, которая пересекает ось симметрии.
2. Точки находятся на одном и том же расстоянии от оси симметрии, которое легко определяется и отмеряется по клеткам фона.

Учащиеся группы А – консультанты проверяют правильность построения, используя кальку.

VI. Домашнее задание

  • Составить уравнение для своего друга.
  • Учебник, стр. 66 № 256.

Прочитайте задачу. Сможем сразу ответить на первый вопрос? (Сможем.) А на второй вопрос? (Нет.)

VII. Рефлексия

– Кому было интересно на уроке?

– Кто считает, что понял новый материал, поднимите синий карандаш?

– Кто затруднялся при определении уравнений, нахождении корня – красный?

И актеры в заключение
Сочинили стихотворение.

Мистер Икс:

Я познакомил вас с уравнением!
Теперь с ними справитесь
Все без сомнения.                

Волк:

Научились уравнения отличать
И выполнение двух условий проверять! 

Заяц:

Знаете, как уравнение решить,
Корень уравнения подбором определить! 

Спасибо за урок!