Цель:
- Обобщить умения детей проводить фонетический и морфологический разборы имени существительного, разбор по составу, писать безударные падежные окончания, действуя по алгоритму.
- Развивать речь, мышление, орфографическую зоркость.
- Воспитывать аккуратность при ведении записей, культуру речи, умение выслушивать товарищей.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, нарезанные полоски цветной и белой бумаги.
Ход урока
1. Объявление темы и цели
Учитель. Сегодня мы выступаем в роли строителей и будем строить дом для ребят нашего класса. Люди этой профессии должны не только уметь обращаться с инструментами, но и думать, анализировать. Думая, доказывая, объясняя, мы с вами будем по бревнышку возводить наш дом.
В начале урока повторим правила и поставим цель. (Проводится в форме игры "Доскажи словечко".)
Имя существительное – это …, которая обозначает … и отвечает на вопросы … Оно может изменяться … , но всегда рождается определенного … У имени существительного – три типа склонения. 1 ряд внимание, к 1 склонению относятся существительные … с окончаниями … (Аналогично – 2-го и 3-го склонения.) А у существительных множественного числа склонение …
– Поставьте цель урока : знания по какой теме обобщаем.
Фундамент готов. ( на доску крепится первое бревнышко)
2. Коллективная работа
– На карточках напечатаны предложения. Ваша задача – выписать из них имена существительные и распределить их по падежам.
Ветки сирени стояли в кувшине на окне. По широкой аллее сада мы подошли к опушке рощи. Веселая речка покрылась льдом. За речкой тянется огромное поле. В лесу пахнет березовой листвой.
– Слова какого падежа не встретились? Чтобы этот падеж на нас не обиделся, давайте слова из родительного падежа перенесем сюда. ( установка второго бревнышка)
3. Письмо под диктовку
– Какое слово повторяется в предложениях? В чем различие? Как различать эти падежи?
Костя купил новую тетрадь. Тетрадь лежит в портфеле.
Сам погибай, а товарища выручай. От товарища отстать, без товарища стать.
(Установка третьего бревнышка.)
4. Комментированное письмо
– Просклонять слова – ночь, ночка.
– Почему в дательном и предложном падежах разные
окончания, хотя лексическое значение слов
одинаковое?
– Сделайте вывод : что нужно определять в первую
очередь, чтобы правильно написать окончание? (
установка четвертого бревнышка)
5. Работа у доски
– Отгадайте загадки, а отгадки поставьте в предложенном падеже. Докажите правильность написания окончаний.
На соломинке дом,
Сто ребяток в нем. (колос) – в творительный падеж.Ходит взад и вперед,
Никогда не устает. (дверь) – в предложный падеж.Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (газета) – в дательном падеже.На конверте пишем город,
Улицы название,
Имя, номер дома,
Фамилию – и до свидания. (адрес) – в предложный падеж.Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло) – в творительный падеж.
(Установка пятого бревнышка.)
6. Самостоятельная работа
На доске записан текст. Задание: списать, исправив ошибки.
Мы шли по дарожки к рощи. На опушки роще было много лисных ягот. Вот кбирезки подлители сороки. Дятел застучял клювам по осинке. Малинькие пчелки перелитали от кашке к ромашки.
Взаимопроверка. (шестое бревнышко)
7. Работа по карточкам
(Работа на оценку.)
– Вставьте окончания и докажите правильность написания.
На ветк… тополя, спал в кроват… , написал дяд… , вышел из беседк… , рад встреч… , нашли под берез… , спросил о друг… , гулял по площад… , растет в огород… , варенье из вишн… .
8. Подведение итога
– Как нужно действовать, чтобы правильно
написать безударное окончание имени
существительного? (Установка крыши и двери.)
– Вот мы и построили наш дом. А где же окна? Они у
вас на парте. На своем окошке каждый напишет свое
имя, ответив на вопрос : к кому мы пришли в гости?