Закон Российской Федерации «Об образовании» называет одним из приоритетных принципов государственной политики «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Важным направлением в развитии личности ребёнка является нравственно-эстетическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетические оценки и овладение основами творческой деятельности. Обучение детей младшего школьного возраста основам древнего японского искусства оригами предоставляет широкие возможности для их вовлечения в такую творческую деятельность, где проявляются творческие способности каждого ребёнка. Это близкое и доступное им искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. За короткое время они могут научиться превращать бумагу в удивительные изделия. Оригами позволяет развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения.
Складывание поделок оригами соответствует возрастным возможностям детей младшего школьного возраста, отвечает их интересам. У детей этого возраста происходят значительные изменения в развитии костно-мышечной системы, хрящевыми остаются только кости кисти рук и ступней ног. Дети способны сохранять довольно длительное время определённую позу за столом, возрастает их усидчивость и работоспособность, развивается координация и точность движений. Нервная система становится устойчивее, возбудительные и тормозные процессы уравновешеннее. Эти физиологические особенности оказываются благоприятным условием для успешного развития у детей сосредоточенности, наблюдательности, внимания. Совершенствуется вся мыслительная деятельность, включённая в процесс восприятия. Дети данного возраста анализируют предложенные им предметы, выделяют общие для них признаки и находят индивидуальные особенности. Развивается способность к произвольному управлению своими действиями. В этом возрасте велико значение интереса для запоминания нужного материала. Предложение превратить «волшебный квадратик» в ту или иную игрушку дети обычно встречают заинтересованно, радостно. Они переживают эмоциональный подъём, когда сами оформляют свои поделки дополнительными деталями, создают коллективное панно, аппликацию из выполненных поделок. Кроме того, слабость мелкой моторики кисти, недостаточная сформированность навыков зрительно- двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти, творческого воображения отрицательно сказываются на усвоении программы обучения в школе.
В современной педагогике многие авторы отмечают большое значение оригами в развитии творческого воображения, мелкой моторики кисти детей, идёт поиск наиболее эффективных приёмов обучения искусству оригами. Афонькиным С.Ю и Афонькиной Е.Ю. отмечена большая роль оригами в полноценном развитии детей, разработаны многочисленные пособия по обучению детей оригами, в их числе экспериментальный учебник для начальной школы «Уроки оригами в школе и дома». Губанова Л., Простякова Н., Кузнецова О. отмечают огромную роль оригами в развитии мелкой моторики кисти, творческого воображения детей и предлагают использовать на занятиях оригами игры-сказки, облегчающие освоение приёмов складывания, побуждающие к творчеству. Использование с детьми технологических историй и сказок позволяет «оживить» лист бумаги, скучная схема действий при этом заменяется сюжетной историей, не только действующей на пространственно-логические операции, но и активизирующей ассоциативно-образное мышление ребёнка. Благодаря этому дети легче запоминают этапы выполнения поделки.
Занятия оригами соответствуют и возрастным психологическим особенностям детей младшего школьного возраста. Ребёнок в этом возрасте осваивает новый вид деятельности – учебный. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Оригами развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплине, активизирует мыслительные процессы. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, что способствует успешному овладению навыками письма. Оригами готовит учеников начальных классов к восприятию многих новых для них предметов. Дети могут освоить начальные термины геометрии: квадрат, диагональ, точку, угол.
Данная программа особенно актуальна для работы с детьми, воспитывающимися в условиях детского дома. Она составлена с учётом их психологических особенностей, обусловленных их неблагоприятной социальной ситуацией развития. Для воспитанников детского дома характерны неустойчивость внимания, несобранность, быстрая утомляемость, отвлекаемость, недостаточная координация движений пальцев и кисти рук, недоразвитие мелкой моторики, общее недоразвитие речи, неумение заполнить свой досуг интересным делом. Кроме того, у них мал жизненный опыт, невелик кругозор, низкий уровень общей осведомлённости об окружающем мире. Все эти нарушения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная работа по их коррекции. Занятия оригами будут способствовать преодолению ряда нарушений в развитии детей, их реабилитации.
Кроме того, занятия оригами помогут организовать досуг детей, с пользой занять своё свободное время, открыть свои творческие способности. Повышению заинтересованности детей в процессе занятий оригами способствует использование технологических сказок, схем, иллюстрирующих последовательность изготовления поделки. В конце занятия выполненную поделку можно будет раскрасить, оформить дополнительными деталями, дать имя или прозвище, придумать про неё историю или сказку, что также открывает простор для творчества, обогащения словарного запаса, развития связной монологической речи детей.
Последовательность занятий данной программы определяется системой перехода от освоения одной базовой формы, лежащей в основе любой поделки, к другой. Все базовые формы складываются из квадрата. Умение складывать базовые формы позволит детям быстрее усвоить приёмы конструирования разнообразных моделей оригами. Освоение последовательности выполнения каждой базовой формы закрепляется в ходе нескольких занятий. На итоговых занятиях детям предоставляется возможность самостоятельного выбора выполнения поделки на основе базовой формы.
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих программ по обучению складыванию поделок оригами является использование в ходе занятий с детьми дополнительных творческих заданий, целью которых является развитие творческого потенциала воспитанников, обогащение словарного запаса, развитие связной монологической речи, формирование общечеловеческих ценностей.
Цель программы: развитие личностного и творческого потенциала ребёнка на основе организации декоративно-прикладной деятельности с использованием искусства оригами.
Задачи:
- формирование эстетических знаний, художественно-пластических умений и навыков работы с бумагой на основе освоения искусства оригами;
- содействие развитию творческих способностей каждого ребёнка;
- развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственного воображения, речи;
- совершенствование координации движений пальцев кисти рук;
- развитие усидчивости, способности к волевому усилию;
- воспитание аккуратности, самостоятельности при изготовлении поделок оригами;
- воспитание внимательного отношения к окружающим, желания порадовать их своей поделкой.
Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Объём программы 16 часов. Режим занятий – два раза в неделю по 1 часу. Данная программа может быть реализована в работе с детьми в летнее каникулярное время в оздоровительном центре, интернатном учреждении, группе продлённого дня (особенно в классах коррекционно-развивающего обучения). Педагоги могут вносить коррективы в тематику занятий, обучать детей технологии выполнения поделок на основе других базовых форм оригами.
Предполагаемый результат:
Дети должны знать:
- название и назначение различных видов бумаги;
- название и назначение ручных инструментов;
- правила безопасности труда при работе с ручными инструментами;
- знать условные обозначения, используемые в схемах и технологических картах;
- знать основные операции в оригами, технику складывания базовых форм.
Дети должны уметь:
- организовывать своё рабочее место и поддерживать на нём порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- экономно расходовать материалы на занятии;
- уметь пользоваться схемами, технологическими картами поэтапного изготовления поделки оригами;
- самостоятельно изготавливать несложные изделия оригами по рисунку;
- составлять композицию из готовых фигурок оригами.
- составлять рассказ, сказку о выполненной поделке оригами.
Механизм оценки и контроля результатов:
- выполнение самостоятельной работы по заданным образцам;
- контрольное задание с использованием индивидуальных технологических карт;
- участие в выставках поделок оригами;
- наблюдение за деятельностью детей на занятии;
- выполнение поделок оригами для образцов.
Для отслеживания и оценивания результатов коррекционно-воспитательной работы по программе используются:
- методика Матейчик З., Странадовой М. «Срисовывание образцов» для диагностики уровня развития зрительно-моторной координации, тонкой моторики кисти;
- методика Гуткиной Н.И. «Домик» для оценки умения ребёнка ориентироваться на образец, точно его копировать, для определения особенностей развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
- методика Дьяченко О. «Художник» для исследования особенностей воображения и творческих способностей;
- «Экспресс-анализ и оценка детской деятельности» Сафоновой О.А. для изучения уровня развития игровой и речевой деятельности.
Критерии эффективности реализации программы:
- проявление стремления к творчеству, овладение приёмами творческой деятельности; активизация творческого воображения;
- повышение усидчивости, способности к волевому усилию, настойчивости в достижении результата деятельности;
- совершенствование координации движений пальцев кисти рук;
- обогащение словарного запаса, развитие связной монологической речи;
- повышение уровня культуры труда;
- развитие пространственного мышления;
- повышение уровня раскрытия творческих, познавательных способностей.
Методическое обеспечение программы
Структура программы представлена последовательностью занятий, соответствующей логике освоения художественно-творческой деятельности на основе искусства оригами: от первоначального знакомства с материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоения отдельных простейших трудовых операций, знакомства с технологическими картами, схемами до введения элементов самостоятельной деятельности как во время выполнения практических работ по изготовлению поделок, так и при анализе задания, его планировании, организации, поиске путей решения поставленной задачи, до усложнения при работе с технологическими картами, схемами, выполнения творческих заданий. В содержании программы представлены тема, цель, задачи, краткое содержание занятий, предполагаемый результат. Каждое занятие направлено на создание условий для развития индивидуальных творческих способностей детей.
Реализация программы предполагается во внеурочное время в течение шестнадцати дней. Учебно-тематический план включает в себя следующие блоки: «Вводное занятие», «Базовая форма «Треугольник», техника её выполнения», «Базовая форма «Воздушный змей», техника её выполнения», «Итоговое занятие» (Приложение №1, Приложение №2, Приложение №3). Содержание каждого блока предусматривает постепенное обновление и усложнение материала с целью расширения объёма знаний, умений и навыков воспитанников по каждой рассматриваемой теме.
Принципы реализации программы:
- принцип личностно-ориентированного подхода (осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку);
- принцип природосообразности (учёт возрастных, интеллектуальных, творческих способностей детей);
- принцип создания «ситуации успеха»;
- принцип самореализации.
Формы проведения занятий по программе соответствуют возрастным особенностям детей младшего школьного возраста:
- занятие - выставка;
- занятие – игра.
Формы организации деятельности детей на занятии:
- фронтальная;
- групповая;
- дифференцированно-групповая;
- индивидуальная.
Для воспитания и развития навыков творческой деятельности детей программой предусмотрено использование следующих методов:
- словесные (рассказ, беседа);
- исследовательские (исследование свойств бумаги, работа с литературой, журналами, компьютерными программами по обучению искусству оригами);
- объяснительно-иллюстративные (показ готовых поделок оригами, иллюстраций с последовательностью складывания фигурок, работа по технологическим картам, схемам);
- репродуктивные (работа по образцам готовых поделок);
- поисковые (складывание поделки в процессе технологической сказки, выполнение вариативных заданий, использование дидактических игр и упражнений);
- творческие (выполнение творческих заданий, самостоятельное составление композиций из фигурок оригами, придумывание историй и сказок к выполненным поделкам, сюжетным композициям).
Условия реализации программы:
- специальная литература по вопросам обучения искусству оригами, содержащая схемы складывания фигурок, пояснительный текст;
- иллюстрации поделок, выполненных мастерами оригами;
- образцы поделок, выполненные педагогом, детьми;
- схемы изготовления поделок, технологические карты;
- слайды, видео-пособия, компьютерные программы по обучению оригами.
Для проведения занятий по программе необходимы следующие материалы и оборудование в расчёте на группу воспитанников из 10 человек:
- образцы бумаги различных видов – 10 наборов;
- образцы поделок оригами – 15 шт.;
- наборы цветной бумаги – 10 шт.;
- белая матовая бумага – 40 листов;
- мелкие обрезки цветной бумаги для украшения поделок – 10 наборов;
- большие листы тонированной бумаги – 6 шт.;
- фломастеры – 10 наборов;
- цветные карандаши- 10 наборов;
- акварельные краски – 10 наборов;
- кисти – 10 шт.;
- клей – 10 шт.;
- ножницы с закруглёнными концами – 10 шт.;
- горизонтальные подставки для кисти – 10 шт.;
- подстилка для работы с клеем – 10 шт.;
- коробка для обрезков бумаги – 10 шт.
Список литературы
Для педагогов:
- Афонькина Е., Афонькин С. «Уроки оригами в школе и дома», «Аким», 1997.
- Афонькин С. ж. «Начальная школа», № 6, 1993.
- Богатеева З. «Чудесные поделки из бумаги», М., «Просвещение», 1992.
- Выготский Л. «Воображение и творчество в детском возрасте», М., 1967.
- Гусакова М. «Складывание фигурок из бумаги», «Дошкольное воспитание», № 6, 1999.
- «Оригами. Искусство складывания из бумаги», журнал, подписной индекс 72041.
- Приложение к журналу «Оригами», подписной индекс 71841 по каталогу Агентства Роспечать.
- Простякова Н., Кузнецова О. «Игры – сказки в обучении детей оригами», «Дошкольное воспитание», № 5, 1997.
- Петров Л. «Сказка о сгибании бумаги», «Начальная школа», № 6, 1996.
- Рогаткина М., Бередина Л. «Нескучное оригами», «Дошкольное воспитание», № 8, 1998.
- Тарабарина Т. «Оригами и развитие ребёнка», Ярославль, «Академия развития», 1996.
Для детей:
- Афонькина Е., Афонькин С. «Игрушки из бумаги», СПб, «Литера», 1997.
- Афонькина Е., Афонькин С. «Оригами на праздничном столе», М., «Аким», 1996.
- Коротеев И. «Оригами для малышей», М., «Просвещение», 1996.
- Кунихико Касахара и Поши Макахама «Оригами для знатаков», Нью-Йорк, 1988.
- Лункевич Л., Поликарпов Н. Оригами. 5-7 лет» альбом, М., АСТ, 1997.
- «Оригами. Искусство складывания из бумаги». М., Японская Ассоциация оригами, 1995.
- Рузина М., Афонькин С.»Страна пальчиковых игр: развивающие игры и оригами для детей и взрослых», СПб, «Кристалл», 1998.
- Сержантова М., «365 моделей оригами», М., «Айрис Пресс Ральф», 1999.
- Соколова С. «Игрушки-оригамушки», СПб, «Химия», 1997.
- Соколова С. «Сказки из бумаги», СПб, «Химия», 1998.