Урок математики по теме "Решение уравнений". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: научить учащихся решать простейшие уравнения с помощью графов; развивать логическое, творческое мышление у детей; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручку.

Оборудование: предметные картинки, схемы-графы, записи на доске.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Слово организатору минуток здоровья.
2. Вводные записи урока.

II. Сообщение темы и целей урока

Произнесите, пожалуйста, вслух тему урока.
Подумайте и скажите, какое название точнее подходит к нашему уроку, математика или алгебра?
Почему?
Что вы еще узнали из рубрики “ Путешествие в прошлое”? (100 лет назад алгебру создал арабский ученый Аль-Хорезми).

Ваша главная задача сегодня – научиться решать уравнения с помощью графов.
А чтобы каждый из вас справился с этой задачей, хочу дать вам добрый совет: “Научился сам – помоги товарищу”.

Вам такой совет по душе?
Тогда – вперед!
Уже нас ждет устный счет.

III. Устный счет

Перед вами – предложение с переменной: “а летает”. Можно ли сразу определить, верно оно или нет? Почему?

Тогда давайте начнем подставлять вместо переменной а такие ее значения – предметы на картинках. Какое получается высказывание в каждом случае: верное или неверное, ваши ответы?

Рассуждая таким же образом, найдите все значения переменной с, при которых получается верное неравенство:
с + 1 < 5 ( 0, 1, 2, 3)

И последнее устное задание:
Прочитайте записи на доске, используя термины “сумма”, “разность”, “частное”, “произведение”.

1) 80 + 20 = 100
2) 90 – 9 < 99
3) 0 : х = 0
4) Х – 5 = 20
5) 2 * 5 + 1
6) 42 : 6 * 3
7) 0 * х = 0
8) т + 10 = 50

Выделите равенства, объясните свой выбор (учащиеся указывают на 1 условие – знак “=”).
Из этих равенств выделите уравнения, объясните свой выбор (учащиеся указывают на 2 условия: знак “=” и переменную).
Выделите уравнения, которые имеют сколько угодно корней.
Докажите! (учащиеся называют правила умножения числа на 0 и деления 0 на число).
Что значит РЕШИТЬ УРАВНЕНИЕ?

IV. Решение уравнений с помощью графов

Приступаем к решению уравнений с помощью графов.
Но прежде позволим себе напомнить, что обозначают стрелки (графы) на этих схемах?

Учащиеся объясняют, читают схемы.
Двое учащихся работают у доски, решают уравнения:

х – 5 = 20
t + 10 = 50

Класс: самостоятельно решает уравнения, №260, с. 68
Проверка работы: учащиеся у доски поочередно объясняют ход решения своих уравнений, а класс помогает, исправляет, дополняет.
Работающих за партами детей проверяет учитель.
Дифференцированная работа:
Двое учащихся, работают у доски, решают сложные уравнения.Остальные – работают в парах (сильные учащиеся помогают слабым):
№262, с.68.
Проверка работы: решающие у доски объясняют ход решения своих уравнений, класс помогает, дополняет, исправляет.
Проверка работы в парах: решение уравнений объясняют слабые, а сильные им помогают.
Учитель подводит итоги работы, указывает учащимся на типичные их ошибки, пути их исправления.

V. Минутка здоровья

Вы, наверное, устали?
И поэтому все встали!
Минутка здоровья!

(Ее проводит учащийся, имеющий поручение: организатор минуток здоровья).

VI. Повторение пройденного

Поработали мы с графом, а теперь нас ждут задачи.

1. Р азноуровневые задания:

№268 (у доски) – составление и решение задачи по краткой записи, самостоятельно.
Сильные учащиеся – аналогичное задание.
Слабые учащиеся: №267. Задача на нахождение числа на несколько единиц больше данного и на кратное сравнение чисел.

Проверка работы:

  1. Отвечающий у доски объясняет ход решения задачи.
  2. Остальных учащихся работу учитель проверяет фронтально.

2. И еще задание, вами любимое,

Задача про ломаную линию.
№269 Коллективное решение задачи.

VII. Заключительный этап урока

1. Итоги работы, опенки.

Кто кому помогал, чьи ответы особенно понравились, какую бы оценку поставили себе, почему?
Учитель высказывает свою точку зрения, комментирует каждую оценку.

2. Домашнее задание

В-1: №263 (1 столбик)
В-2: №264 (1,2 задание).