Главное требование к уроку – это достижение цели: усвоение изучаемого материала. Ни для кого не секрет, что учебный материал, который преподносится ученику в готовом виде, далеко не всегда им усваивается. Гораздо эффективней происходит процесс познания, когда ученики сами добывают знания. Главная задача учителя активизировать уроки, добиться включения учащихся на всех этапах деятельности, заставить ученика трудиться. Самостоятельная работа учащихся должна входить органической частью во все звенья процесса обучения. Использование различных видов и форм организации самостоятельной работы учащихся позволяет разнообразить учебный процесс, повышает его эффективность. Чаще всего термин “самостоятельная работа” ассоциируется с закреплением и контролем уже полученных знаний. В практике школ мало распространены самостоятельные работы учащихся, применяемые с целью получения новых знаний. Но эти работы необходимо вводить в разнообразных видах, так как они создают подготовку учащихся к более активному и внимательному слушанию сообщений учителя.
В курсе информатики наиболее сложным по праву считается раздел “Программирование”. Зачастую учитель сталкивается с полным непониманием излагаемого им материала. Это усугубляется еще и тем, что в сознании ученика предмет “Информатика” ассоциируется в большей степени с работой на компьютере. Причем при выполнении практических заданий по использованию прикладных программ учащиеся чаще всего не испытывают особых трудностей, компьютер их “слушается”, так как современное поколение детей достаточно свободно обращается с ним с самого раннего возраста. И вдруг для ученика возникает какая-то непонятная ситуация: прежде чем приступить к работе за компьютером, приходится очень долго слушать учителя, решать какие-то задачи в тетради. Естественно, ребенок “протестует”, он не особо слушает учителя, а если и пытается слушать, то его мысли только и заняты: “скорей бы за компьютер”. И при этом он совершенно уверен, что как только он сядет за компьютер, у него сразу все получится без всяких учительских наставлений. Но, к сожалению, этого, как правило, не происходит. А причина в том, что ученик все прослушал. Выход из такой ситуации я вижу в организации самостоятельной работы учащихся именно на этапе приобретения новых знаний в процессе практической работы за компьютером.
На мой взгляд, наиболее важно удержать интерес учащихся на первых уроках программирования. Особенно нудным и непонятным для учащихся кажется объяснение структуры программы на языке Pascal. Предлагаю заменить объяснение нового материала на этом уроке самостоятельным добыванием знаний в ходе выполнения практической работы. Учащимся предлагается написать свою первую программу. Во всех учебниках по программированию это стандартная программа приветствия “Hello, World!”. И я в первой практической работе по программированию за основу взяла эту идею, несколько ее усложнив. Таким образом, уже на одном из первых уроков по теме “Программирование на языке Pascal” учащиеся получают первоначальные представления о структуре программы, о некоторых типах данных, об организации ввода и вывода данных, об организации вычислений. Обращаю внимание читателей на то, что первостепенное значение на таком уроке имеет этап подведения итогов урока, на котором обсуждаются все важные теоретические моменты, с которыми ребята столкнулись при выполнении практической работы. А также, хочу отметить, что проведенная практическая работа по изучению нового материала вовсе не обеспечит прочного владения всеми рассмотренными вопросами на следующем уроке. Но зато у ваших учеников появится хоть какая-то “почва под ногами”, и на последующих уроках вы можете более детально рассматривать данные моменты. При этом вы уже будете разговаривать с учениками на знакомом для них языке. Ниже приведен конспект урока по теме “Знакомство с языком программирования Pascal” для 9 класса.
Тема урока: “Знакомство с языком программирования Pascal”
Цели:
Обучающая: знакомство с понятием
линейной программы и со структурой программы на
языке Pascal; знакомство с некоторыми типами данных;
процедурами write(), writeln(), read(), readln(); с оператором
присваивания.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Возраст учащихся: 9 класс.
Продолжительность: 80 мин.
Оборудование:
- ПК, среда программирования Turbo Pascal 7.0.
- Разработки практической работы (Приложение1).
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Определение целей урока – 5 мин.
- Изучение нового материала. Практическая работа – 55 мин.
- Подведение итогов урока. Рефлексия. – 15 мин.
- Постановка домашнего задания. – 3 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
2. Определение целей урока.
Мы с вами уже познакомились с понятием программы и многообразием языков программирования. Сегодня мы начинаем знакомство с одним из них – с языком программирования Pascal.
Цели урока выясняются в процессе эвристической беседы:
- Как вы думаете, что необходимо научиться делать в процессе изучения языка программирования? (писать программы)
- Что необходимо знать, чтобы написать программу на том или ином языке программирования? (знать команды этого языка и правила их использования в программе)
- Кому и для чего нужны компьютерные программы? (программы нужны пользователю для выполнения каких-либо действий на компьютере)
- Каким образом осуществляется диалог пользователя с компьютером? (необходимо в программе предусмотреть ввод данных пользователем в компьютер с помощью мыши или клавиатуры и вывод информации компьютером на экран)
3. Изучение нового материала. Практическая работа.
Учащиеся преимущественно самостоятельно
выполняют работу. Учитель выступает в роли
наблюдателя-консультанта.
Содержание практической работы см. в Приложении
1
4. Подведение итогов.
Проверка и обобщение полученных знаний проводится в форме беседы, сопровождающейся краткими записями основных моментов в тетрадях.
Примерные вопросы для проведения беседы:
- В каких двух режимах вам довелось сегодня работать в среде программирования?
- Как запустить среду программирования?
- Как запустить готовую программу на исполнение?
- Какие части вы можете выделить в получившейся программе?
- По каким правилам задаются идентификаторы (имена) программы и переменных?
- Из скольких команд состоит тело программы? Как компьютер выполняет эти команды: в каком порядке, все ли команды выполняются, сколько раз выполняется каждая команда?
- Составленная программа является линейной. Попробуйте сформулировать определение линейной программы.
- С помощью каких устройств осуществляется диалог пользователя с компьютером при работе с полученной программой?
- С помощью какой команды можно запрограммировать вывод сообщения на экран?
- Что записывается в скобках команды write( )? Может ли быть фраза разбита на части? В каком случае это необходимо? Какие части нужно записывать в кавычках, а какие без кавычек?
- Какая команда позволяет запрограммировать ввод данных в компьютер с помощью клавиатуры?
- Что записывается в скобках команды read( )? Используются ли кавычки в данном случае?
- Что дает окончание ln в командах writeln() и readln()?
- Сколько переменных было использовано в данной программе? Для чего нужна каждая из них?
- Переменные каких типов были использованы? Как обозначаются эти типы в языке Паскаль?
Рефлексия:
- Сегодня на уроке каждый из вас попробовал себя в роли программиста. Какие личные качества помогали, а какие мешали вам в процессе программирования?
- От чего вы устали больше всего?
- Сколько новых фактов вы узнали?
- Какие моменты так и остались не понятны вам?
5. Постановка домашнего задания.
Составьте программу “Арифмометр”,
запрашивающую у пользователя два числа и
выводящую их сумму, разность и произведение.
Подумайте, каких знаний вам не хватает, чтобы
включит в программу еще и четвертое
арифметическое действие – деление?