Урок химии по теме "Соединения кальция и магния, их применение". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Цели:

  • знакомство с важнейшими соединения Са и Мg, их применением в технике, быту и жизнедеятельности человека, применением в промышленных производствах и технологиях, значением этих соединений для растений и животных;
  • развитие навыков самостоятельной работы при выполнении лабораторных опытов, решении расчетных задач, работе с учебником и различными творческими заданиями;
  • развитие познавательного интереса к химии как науке через работу с разными источниками информации.

Оборудование: АРМ учителя, химические мини-лаборатории (для выполнения лабораторных опытов), наборы химреактивов и химической посуды для демонстрационного эксперимента, коллекции природных соединений Са и Мg, таблица “Художественное применении мрамора”, карточки-задания (кроссворд “Применение соединений Са и Мg” для каждого учащегося), мини-таблицы “Круговорот карбонатов в природе”

1. Организационный момент урока (1 мин).

Сегодняшнее занятие поможет нам понять, почему химические знания помогают человеку безопасно и полезно организовывать свою жизнедеятельность; а так же еще раз убедиться, что важнейшие соединения окружают людей практически повсюду; главное – обладать информацией о их свойствах и применении.

2. Изучение нового материала.

Актуализация знаний учащихся (2 мин).

Вопрос: опираясь на схему ответить на вопрос: в каком виде в природе встречаются Са и Мg (предполагаемый ответ: в природе данные химические элементы встречаются в виде соединений: солей и оксидов). Вопрос: назовите соединения Са и Мg, которые вам знакомы (учащиеся могут назвать мел, мрамор, известняк, плавиковый шпат, кальцит).

Общая характеристика соединений кальция и магния (6 мин).

Самостоятельная работа. Учащиеся используют информацию учебника (п.12 стр.62-66, учебник “Химия 9 класс, 1часть”, Габриелян О.С., из-во “Дрофа. ОАО Московские учебники” 2008 г) и таблицу (образец таблицы учитель проецирует на экран) (Приложение 1). Задание к самостоятельной работе: познакомиться с информацией учебника и выписать соединения Са и Мg, заполняя при этом 1 колонка таблицы. Экспресс-контроль выполнения работы: правильность выполнения работы осуществляется через самопроверку в парах (образец выполнения задания учитель демонстрирует через экран), учащиеся на протяжении всего урока при знакомстве с соответствующим веществом будут возвращаться к 2 колонке таблицы)

Круговорот карбонатов кальция в природе (3 мин)

Работа с мини-таблицей. Фронтальную работу класса организует учащийся, который заранее подготовлен учителем. Учащийся при сообщении информации обязательно пишет уравнение:

CaCO3 + CO2 + H2O Ca(HCO3)2 Ca(HCO3)2 CaCO3 + H2O + CO2

Демонстрационный эксперимент “Свойства гипса” (5 мин) (Приложение 2).

Многообразие соединений кальция (3 мин).

Рассказ учителя с фронтальной демонстрацией веществ , которые есть в школьной химической лаборатории Ca(PO4)2, CaCl2, CaC2 и т.п.

Многообразие соединений магния (4 мин).

Рассказ учащегося с использованием приготовленной презентации ,в которой есть слайды с информацией о тальке, асбесте, доломите.

Лабораторный опыт “Ознакомление с природными соединениями Са и Мg” ( 8 мин)

(Приложение 3)

3. Закрепление (10 мин)

Фронтальная проверка полученный знаний организуется в форме отгадывания кроссворда “Применение соединений Са и Мg” (Приложение 4)

1 учащийся выполняет задание по решению расчетной задачи (Приложение 5)
1 учащийся выполняет задание по решению “цепочки превращений” (Приложение 6)

4. Домашнее задание (1 мин).

П.12 стр.62–66, доделать таблицу (3 колонка); дополнительное задание: решить задачу 1 (стр.67, учебник “Химия 9 класс, 1часть”, Габриелян О.С., из-во “Дрофа. ОАО Московские учебники” 2008 г

5. Итог урока (2 мин.)

Соединения кальция и магния играют важное значение в природе и жизнедеятельности человека и широко им используются. На данном уроке оценивается работа учащихся по подготовке индивидуальных заданий (2 уч-ся), решение расчетной задачи (1 уч-ся), решение “цепочки превращений” (1 уч-ся), выполнении работы по самопроверке таблицу (1 уч-ся), выполнение лабораторного опыта (2 уч-ся), заполнение таблицы (1 уч-ся) и несколько учащихся могут быть оценены за работу на протяжении всего занятия.