Цели урока.
Образовательная: создать условия для осмысления произведения, для понимания авторского идеала, для активизации мыслительной деятельности учащихся.
Развивающая:
- создать условия для развития умения анализировать текст, создавать сочинение;
- способствовать развитию функции самооценки, умению мыслить самостоятельно;
- продолжать работу по развитию речи учащихся, формированию умения грамотно высказывать свои мысли.
Воспитательная: создать условия для формирования умения общаться, слушать ответы одноклассников.
I. Приветствие. Организационный момент.
II. Вызов.
– Да, в мире много сказок. Очарованию сказок подвластны все: и взрослые, и дети. Мы верим в чудеса, хотим быть похожими на сказочных героев, из сказок извлекаем первые нравственные уроки. Почему нельзя прожить без сказок? В них включены знания о мире, о взаимоотношениях людей, мечты о будущем; они рассказывают о препятствиях, возникающих у человека в жизни; они рисуют фантастический мир, наполненный чудесами, тайнами, волшебством; учат преодолевать трудности и верить в силу добра, любви и справедливости.
– Сегодня нам предстоит очередная встреча со сказкой. Какой? (Минута внутреннего сосредоточения в тишине, придумывание эпитетов и ласковых слов для сказки.)
– Наверное, она будет красивой, доброй, интересной, поучительной… В сказке – ложь, да в ней намёк…
– Сказки бывают разные: народные, авторские. Сегодня мы будем говорить об авторской сказке. Угадайте, о каком авторе пойдёт речь? Это известный датский сказочник, в чей день рождения 2 апреля отмечается День детской книги.
– Молодцы! Это Ханс Кристиан Андерсен. Какие сказки Андерсена вы знаете?
III. Осмысление.
– А сейчас мы с вами узнаем название произведения. Оно спряталось в загадке. Отгадайте её.
В животе – баня,
В носу – решето,
На голове – пуговица,
Одна рука, и то на спине. (Чайник).
– Человек так устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее, словом, – прогнозировать.
– Как вы думаете, почему именно так называется произведение?
– Что может произойти в сказке с таким названием?
Презентация и аудиофайл.
– Понравилась вам сказка? Всё ли вам в ней понятно? Верными ли были ваши предположения? Наверное, есть необходимость прочитать сказку вместе…
Физкультминутка.
– Читать эту сказку мы с вами будем, делая остановки, осмысливая каждый эпизод, оформляя записи на листках (см. в конце конспекта). Иными словами, станем вдумчивыми читателями-критиками и подготовим рабочий материал к сочинению. Я предлагаю эту сказку разделить на пять частей. (Вместе с детьми приступаем к чтению сказки до того места, где я предлагаю сделать остановку.)
Чтение 1-го отрывка.
Один расписной фарфоровый чайник любил хвастаться и очень собой был доволен. Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою и об этом говорил не уставая. А вот что крышка у него разбита и склеена – об этом он не любил говорить, это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, на то есть твои недоброжелатели и враги. Весь чайный сервиз – чашки, сливочник, сахарница – охотнее говорил о хилости чайника, чем о его добротной ручке и великолепном носике. Чайнику это было известно.
"Знаю я их! – рассуждал чайник про себя. – Знаю и свой недостаток и признаю его, и в этом – моё смирение и скромность. Недостатки есть у всех, зато у каждого есть и свои преимущества. У чашек есть ручка, у сахарницы – крышка, а у меня и то и другое и ещё кое-что, чего у этих завистников никогда не будет, – мой чудный удобный носик. Благодаря ему, я – король всего чайного стола. Сахарнице и сливочнице тоже выпало на долю услаждать вкус, но только я – истинный дар, я – главный, я – услада всего жаждущего человечества: во мне кипящая безвкусная вода перерабатывается в волшебный китайский напиток".
Остановка в чтении и беседа. Работа с языковыми средствами. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста. Запись ключевой фразы.
– Какая обстановка царит на чайном столе? (Нет взаимопонимания среди чайных приборов.)
– Каким вы видите героя сказки? (Гордый, самодовольный, считает себя самым лучшим, ощущает себя королём чайного стола, хотя у него есть один внешний недостаток.)
– Какое отношение к герою сказки вы испытываете? (Он эгоистичен, одинок: рассуждает сам с собой …)
Чтение 2-го отрывка.
Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности. Но вот однажды стоит он на столе, чай разливает чья-то рука. Тонкая и изящная с виду рука оказалась неловкой: чайник выскользнул из неё, упал – и носика как не бывало, ручки тоже, о крышке же и говорить нечего, о ней и сам чайник не любил говорить. Лежал теперь бедолага чайник без чувств на полу, из него в безобразную лужу стекался кипяток. Ему был нанесён тяжёлый удар, и тяжелее всего было то, что смеялись-то не над неловкою рукой, а над ним самим.
"Этого мне никогда не забыть! – говорил чайник, рассказывая впоследствии свою биографию самому себе. – Меня прозвали калекою, сунули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, просившей немного сала. И вот попал я в бедную обстановку и пропадал без пользы, без всякой достойной цели.
Остановка в чтении и беседа. Работа с языковыми средствами. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста. Запись ключевой фразы.
– Как вы относитесь к герою? (Жаль его, он оказался выброшенным, он одинок. Герой ощущает свою бесполезность, ненужность, обречённость. Чайник рассказывает свою биографию самому себе, нет ни малейшей надежды на лучшее. Потерян смысл существования.)
– Как будут развиваться события дальше?
Чтение 3-го отрывка.
Так стоял я и стоял, как вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь... Да, бываешь одним, а становишься другим. Меня набили землёю – для чайника это все равно что быть закопанным -, а в землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил её мне, не знаю, но дали мне её взамен китайских листочков и кипятка, взамен отбитой ручки и носика. Луковица, которая лежала, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне не было. И я почувствовал, что во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Луковица пустила ростки, она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. И они вылились в цветке.
Остановка в чтении и беседа. Работа с языковыми средствами. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста. Запись ключевой фразы.
– Что нового узнали о герое? Какие чувства мы испытываем к нему? (Началась новая жизнь, лучшая жизнь. Появляется надежда на возрождение: живое сердце, силы, пульс, ростки, мысли, чувства.)
– Как будут развиваться события дальше? (На доске составляется четвёртая колонка предположений.)
Чтение 4-го отрывка.
Я любовался им, я держал его в своих объятиях, я забывал себя ради его красоты. Какое блаженство забывать себя ради других! А цветок даже не сказал мне спасибо, он и не думал обо мне, – им все восхищались, и если я был рад этому, то как же должен был радоваться он сам!
Остановка в чтении и беседа. Работа с языковыми средствами. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста. Запись ключевой фразы.
– Оправдались ли ваши предположения, которые возникли после чтения предыдущего фрагмента? Каким вы видите чайник? Как меняются взгляды героя на жизнь, его ощущения, чувства? Каково настроение отрывка? (Появились чувства любви, радости, восхищения: какое блаженство забывать себя самого ради других!)
– Казалось бы, можно поставить точку. Побеждает добро. НО автор этим не заканчивает сказку. Авторская мысль развивается дальше. Что же ждёт нашего героя?
Чтение 5-го отрывка.
Но вот однажды я услышал: "Такой цветок достоин лучшего горшка!" Меня разбили, было ужасно больно... Цветок пересадили в лучший горшок, а меня выбросили на двор, и теперь я валяюсь в нём, но зато светлых и ярких воспоминаний моих у меня никто не в силах отнять!"
Остановка в чтении и беседа. Работа с языковыми средствами. Это стадия осмысления прочитанного фрагмента и одновременно стадия вызова для следующего фрагмента текста. Запись ключевой фразы.
– Как звучит концовка этой сказки? (Построена на контрасте. Внешние детали указывают на то, что чайник несчастен: разбили, больно, выбросили, валяюсь, как старый черепок…НО оптимистично звучит заключительная фраза героя: “…но зато светлых и ярких воспоминаний моих у меня никто не в силах отнять!"”)
IV. Рефлексия.
– О чём же эта сказка? Чему можно научиться, читая это произведение?
(О людях, о взаимоотношениях, о назначении человека, о смысле жизни. Автор провёл героя через жестокие испытания, благодаря которым герой научился радоваться за других, жить ради других. Можно сказать, он проделал путь от самолюбования до самопожертвования. Андерсен говорит о том, что внешняя красота временна, её можно лишиться. Важна красота внутренняя.)
– Как получилось, что такая короткая сказка вмещает так много? Заставляет задуматься о смысле жизни, о предназначении? (Писательское мастерство).
– А теперь закончите фразы:
Хорошо ________________
Интересно _______________
Мешало _________________
Возьму с собой ____________
Домашнее задание.
Написать сочинение – миниатюру на одну из предложенных тем:
- “Только что прочитал сказку Х.К.Андерсена “Чайник”.
- “ Жизнь для себя? Для других?”
- “О чём заставила меня задуматься сказка Андерсена?”
План | Языковые средства | Мое отношение к герою. |
Я – король всего чайного стола. | ||
Меня прозвали калекой, сунули куда-то в угол. | ||
Во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. | ||
Какое блаженство забывать себя ради других! | ||
Светлых и ярких воспоминаний моих у меня никто не в силах отнять! |