Цели.
1. Продолжить рассматривать вместе с детьми способность воображать и сочинять, как еще один способ видеть мир по-новому. Стараться все обсуждаемые ситуации сделать личностно значимыми для каждого ребенка.
2. Формировать универсальные учебные действия (деятельность наблюдения, умение удерживать внимание, умение построить речевое высказывание).
3. Формировать начальные представления о языке живописи и путях ее развития.
Задачи урока.
1. При помощи вопросов к стихотворению В.Лунина “Что я вижу” обратиться к личному опыту детей; узнать, кто из школьников любит фантазировать, выдумывать, а также спровоцировать детей проявить свое воображение подобно герою стихотворения.
2. После того как дети познакомятся с текстом стихотворения Ю.Мориц, обнаружить такую его интересную особенность: заглавные буквы каждой строчки складываются в слово, составляющее название стихотворения.
3. В “Музейном Доме” рассмотреть и изучить при помощи рамочки два портрета итальянского художника Арчимбольдо.
Оборудование: портрет Джузеппе Арчимбольдо, репродукции картин “Лето” и “Осень”, ноутбук, проектор.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
На доске записана дата и тема урока.
Особенности поэтических произведений В.Лунина “Что я вижу”, Ю.Мориц “Хвостики”. Поход в “Музейный Дом”. Работа по картинам Джузеппе Арчимбольдо “Лето”, “Осень”.
- Прочитайте название темы сегодняшнего урока.
- Что в названии темы вам знакомо? (Выражение “поэтические произведения”, авторы В.Лунин и Ю.Мориц, картины Джузеппе Арчимбольдо “Лето” и “Осень”).
- Когда вы впервые познакомились с репродукциями картин Джузеппе Арчимбольдо “Лето” и “Осень”? (На первом уроке главы “Точка зрения” после чтения стихотворения А.Кушнера “Что я узнал”. Мы находили пейзажи и портреты в “Музейном Доме”).
II. Актуализация знаний, фиксация затруднения
- А что вы пока не можете объяснить в названии темы урока? (Что объединяет стихотворения В.Лунина, Ю.Мориц и репродукции картин Джузеппе Арчимбольдо “Лето” и “Осень”?)
- Действительно, ребята, нам предстоит ответить на этот вопрос. Наш успех будет зависеть от каждого из нас. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успеха. Я тоже желаю нам удачи.
III. Постановка учебной задачи
- Почему вы не можете соотнести стихотворения В.Лунина и Ю.Мориц и репродукции картин Джузеппе Арчимбольдо “Лето” и “Осень”? (Не читали стихотворения, не знаем их содержание)
- Прочитайте первое предложение в названии темы. (Особенности поэтических произведений В.Лунина “Что я вижу”, Ю.Мориц “Хвостики”)
- Объясните значение слова особенности. (Что-то необычное)
- Как проверить наше предположение? (Найти объяснение в толковом словаре)
Особенность - характерное свойство, отличающее от других, остальных.
Как же нам определить особенности стихотворений? (Прочитать)
IV. “Открытие” особенностей стихотворений
1) Чтение учителем стихотворения Виктора Лунина “ Что я вижу”. (С.74-75)
- Предположите по названию и рисунку, о ком или о чем это стихотворение. (Мальчик спит и ему снится сон.)
- Я читаю стихотворение, вы внимательно слушаете и проверяете, совпадает ли наше предположение с содержанием текста. (Нет. Мальчик не спит, он рассматривает узоры на обоях.)
2) Чтение стихотворения учениками по цепочке и выполнение заданий под условным обозначением “Подумай”.
- Сколько предложений в стихотворении? (4).
- Обозначьте горизонтальными черточками красного цвета границы каждого предложения. (Чтение цепочкой по предложениям.)
- Что такое обои? (Полоски бумаги, которые наклеивают на стены.)
- Как проверить наше предположение? (Прочитать сноску в тексте Андрея Усачева “Обои”.)
Обои - широкие полоски бумаги с рисунком (или без) для оклейки стен.
- Какой из простых способов использовал герой для того, чтобы увидеть мир по-новому? (Прищуривание).
- Подтвердите свой ответ словами текста.
…И, чуточку щурясь,
На стенку гляжу, ...
- Какими герой увидел слона? Львицу? (Герой слона видит полосатым, львицу - лиловой.)
- Где спит утка с утятами? (В камышах.)
- Когда герой видит не серые пятна теней, а множество стройных и длинных серебряных шей журавлей? Ответьте словами текста.
…Когда я прищурюсь
Немного сильней, …
- Когда засыпает герой? (Когда слоны начинают летать, львица, как птица в гнезде, щебетать.)
- Почему? (Герой сочиняет и фантазирует, он смотрит сквозь призму своего воображения.)
- Так в чем особенность этого стихотворения? (Герой сочиняет, придумывает и фантазирует. Хочется придумать самим что-нибудь.)
3) Представление учащимися своих вариантов обоев.
На дом были даны творческие задания.
1. Нарисовать обои.
2. Составить вопросы и задания по репродукциям картин Джузеппе Арчимбольдо “Лето”, “Осень” для работы в группах.
Дети, которые выбрали домашнее задание №1, выходят к доске и в 2-3-х предложениях комментируют свои работы.
- Можно ли сказать, чьи обои лучше? (Нет.)
- Почему? (Каждый ученик имеет свою точку зрения на предмет.)
- Над какой проблемой мы работали в первой части учебника? (Человек, у которого развито воображение – по-настоящему богатый человек.)
- Ребята сейчас нам доказали, что они богатые люди - умеют придумывать и фантазировать.
4) Стихотворение Юнны Мориц “Хвостики”. (С.75-76)
- Особенность этого стихотворения можно определить даже не читая его.
- Посмотрите внимательно на текст. Что привлекло ваше внимание? (Выделены первые буквы каждой строчки и при чтении сверху вниз получается слово-название стихотворения “Хвостики”)
- Предположите по названию и рисункам, о ком или о чем стихотворение? (Про мышку, тигра, обезьяну – по рисунку, про хвостики - из названия.)
5) Чтение стихотворения про себя.
- Подтвердилось ваше предположение? (Да.)
- Кто герой этого стихотворения? (Хвосты являются главными действующими лицами.)
В этом стихотворении необычная точка зрения. Действуют не сами животные, а их хвосты; именно хвосты являются главными действующими лицами.
- Перечитайте стихотворение, поставьте вопросы по содержанию.
В ходе обсуждения стихотворения Юнны Мориц “ Хвостики” подвести детей к выводу: воображать – значит сочинять, придумывать, фантазировать. Поэты лучше всех умеют обнаружить чудесное в самом обыкновенном.
- А можно ли развить фантазию? (Да)
- Как? (Читать сказки, фантастические истории.)
V. Домашнее задание
- Дома прочитайте стихотворение Ю. Мориц (с.76-77), которое состоит из двух частей. Но в учебнике напечатана только первая часть. И название стихотворения состоит из двух частей. Предположи, какое полное название стихотворения? (Особенность стихотворения в том, что первые буквы каждой строки образуют название.)
VI. Динамическая пауза
- Прочитайте четверостишие.
Точка, точка, запятая -
Вышла рожица смешная.
Палка, палка, огуречик –
Вот и вышел человечек.
- Читаем четверостишие, рисуем левой и правой рукой в воздухе в соответствии с текстом.
VII. Поход в “Музейный Дом”
1) На доску проецируются портрет Джузеппе Арчимбольдо и репродукции картин “Лето” и “Осень”.
Человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Он был изобретателен не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Фактически он стал “артистическим директором” императора Максимилиана. В то же самое время он — инженер, создатель фонтанов, принимал участие в основании музея искусств. Арчимбольдо был главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников. Всё это — чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем.
2) Работа в группах. (Вопросы и задания подготовили ученики – консультанты дома, вопросы и задания учитель проверяет заранее, чтобы проверка была логически выстроена.)
1 группа.
Почему репродукция картины называется “Лето”? (Портрет составлен из плодов и фруктов, которые созревают летом: вишни, яблоки, груши, сливы, лук, колоски пшеницы, кукуруза, горох…)
2 группа.
Почему репродукция картины называется “Осень”? (Портрет составлен из плодов и фруктов, которые созревают летом: вишни, яблоки, груши, сливы, лук, колоски пшеницы, кукуруза, горох…)
3 группа.
Что необычного в картинах Джузеппе Арчимбольдо? (Два портрета, лица людей составлены из овощей и фруктов, т.е. натюрморты в виде портретов.)
4 группа.
Кто изображен на картинах “Лето” и “Осень” мужчина или женщина? Докажите.
На картинах “Лето” - краснощекий молодец. На картине “Лето” развита тема знойного летнего полдня, символизирующего молодость. Плоды на этой картине будто вырастают из золотистых колосьев пшеницы. Цвет здесь “знойный”, насыщенный, “летний”. Спелые рубиновые вишни, изумрудные огурцы, наливающиеся розовые яблоки и груши - таков колорит картины.
На картине “Осень” - зрелый мужчина. На картине “Осень” тема “среднего возраста” находит свое развитие в изображении осенних плодов, освещенных лучами заходящего солнца. Рыжеватые осенние листья, тяжелые грозди золотистого винограда, грибы и овощи - все это создает удивительную картину изобилия и богатства природы.
Ученица подготовила вопрос, используя информацию из Интернета.
3) Проверка работы в группах
Во время проверки каждая группа свой ответ подтверждает показом фрагментов или отдельных предметов на картинах.
Третья группа с помощью рамочки (кадра) вычленяет фрагменты, являющиеся натюрмортами и портретами.
Учащиеся четвертой группы аргументировано доказали, что на портрете “Лето”- женщина, “Осень” - мужчина.
Ученица-консультант во время обсуждения согласилась с мнением одноклассников. А после проверки озвучила точку зрения самого художника. (Точка зрения Д.Арчимбольдо обозначена после вопроса четвертой группы.)
Для одноклассников это стало удивлением и открытием.
- Ваше отношение к этим картинам?
- Можно ли определить, чье высказывание верно? Почему? (Нет. Каждый человек имеет свою точку зрения.)
VIII. Итог урока. Рефлексивная деятельность
1) Итог урок
- Вспомните проблему урока?
Что объединяет стихотворения В.Лунина, Ю.Мориц и репродукции картин Джузеппе Арчимбольдо “Лето” и “Осень”?
- Сможете теперь ответить на этот вопрос? (Да.)
Произведения В.Лунина, Ю.Мориц и Джузеппе Арчимбольдо - это их точка зрения на окружающий мир. Поэты выражают её словом, а художники красками. Объединяет авторов умение фантазировать, придумывать и сочинять, т.е. видеть мир по-новому.
2) Образная рефлексия
- На общем листе бумаги, фантазируя, придумывая, нарисуйте образ урока.