Прилежны простирайте руки
И взор до самых дальних мест,
Пройдите землю и пучину,
И степи, и глубокий лес...
Везде исследуйте всечасно
Что есть велико и прекрасно!
М.В. Ломоносов
Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Квадратные уравнения»;-
- развивать внимание, логическое мышление, формировать коммуникативную и информационную компетентность учащихся;
- воспитывать чувство гордости за свою малую родину, чувство прекрасного; расширить знания учащихся по истории родного края. Слайд№2
Задачи урока:
- Повторить алгоритм решения квадратных уравнений различными способами.
- Приобщить учащихся к изучению истории родного края.
Вид урока: Обобщающе-повторительный
Тип урока: интегрированный (математика, история, литература)
Оборудование: Компьютер, проектор, тетрадь, учебник, презентация, раздаточный материал.
План урока:
- I этап: Актуализация знаний.
- II этап: Организация учебной деятельности: повторение теоретических и практических заданий по теме «Квадратные уравнения»; «Исторические чудеса родного края».
- III этап: Рефлексия и постановка домашнего задания.
Ход урока.
Организационный момент.
Класс делится на три команды, за каждой командой закреплены консультанты (ученики 11 класса), которые оценивают работу в группе.
I этап. Актуализация знаний.
Учитель: Наш урок посвящен историческим чудесам родного края.
Мы совершим по ним путешествие, используя знания математики по теме «Квадратные уравнения», посетим исторические места нашего района. Не зря сказал наш великий земляк М.В.Ломоносов пророческие слова. Слайд №3.
Математика - это инструмент для решения различных задач. И тот, кто в совершенстве владеет этим инструментом , справится с любой проблемой.
Устная работа.
У каждого из вас на партах есть листы с заданиями. Все необходимые записи и вычисления будете проводить в этих тетрадях.
- Как называется уравнение, которое вы видите на доске? Исправьте таблицу, чтобы в левом столбце находились квадратные уравнения, а в правом - уравнения, не являющиеся квадратными. Слайд № 4
- Вспомните, как называются коэффициенты квадратного уравнения и поставьте соответствие между коэффициентами и их названиями. Слайд № 5,6
- Заполните таблицу коэффициентов квадратных уравнений. Слайд № 7
- Решите устно квадратные уравнения, укажите их корни, используя различные способы решения квадратных уравнений. Какие способы решения квадратных уравнений вы знаете? Слайд № 8-15
- Восстановите формулу корней квадратного уравнения. (А если коэффициенты обозначены другими буквами?)
- Решите самостоятельно квадратное уравнение и укажите вариант правильного ответа. (Используя различные способы решения квадратного уравнения). Слайд № 16.
Итог устной работы: презентация. Решение квадратных уравнений.
II этап
-Итак, мы отправляемся в путешествие по родному краю.
1. По вариантам.
-Задание: расположите квадратные уравнения в порядке возрастания старшего коэффициента. Слайд № 17- 18
Мы получили 2 слова - Вавчуга и Баженины. С этими словами связана историческая родина кораблестроения на Севере.
(Историческая справка: рассказывают библиотекарь и ученики 11 класса, которые на уроке являются не только консультантами, но и пробуют себя в роли экскурсоводов) Слайд №19.
2. Учитель:- Продолжаем наше путешествие.
-Решите неполные квадратные уравнения. (Поставьте соответствие). Слайд № 20-21
Итак, мы получили слово Емецк. Отправляемся по его историческим местам.
С Емецком связаны Антониево-Сийский монастырь и имя поэта-земляка Н.Рубцова.
(Историческая справка: рассказывают библиотекарь и ученики 11 класса) Слайд №22-23
О творчестве Н.Рубцова и его Родине селе Емецк рассказывают ученики. С лайды №24-25
А сейчас мы отдохнем. Физминутка!
3. Продолжаем наше путешествие. Слайд №26-27 -Среди квадратных уравнений найдите такие, которые не имеют корней. (Работа в группах). Итак, слово - Матигоры.
Мы отправляемся на экскурсию в Свято-Воскресенский храм. Историческая справка (библиотекарь и ученики). Слайд №28-29
Ю.Доронин. Стихотворение «В Матигорах звонят колокола» (читает ученик)
4. Учитель:- Найдите корни уравнения, путем выделения полного квадрата двучлена.
(Лото). Слайд №30-31
-Конечно, это изделие из кости. Наши земляки издавна занимались старинным промыслом - резьбой по кости. Родина этого промысла - село Ломоносово.
Историческая справка: (библиотекарь и ученики) Слайд №32-33
5. Учитель:- Найти сумму корней квадратного уравнения и расставьте их в порядке убывания. Слайд № 34-35
-Итак, Холмогоры - историческая справка: (библиотекарь и ученики) Слайд №36-38
6. Найти произведение корней уравнения. Расставьте числа в порядке убывания. Слайд № 39-40
Ломоносов. Стихотворение «Памяти М.В.Ломоносова» автор Максим Леонов. Слайд №41
III этап: Рефлексия.
1. Запишите свои отзывы об этом путешествии на листах.
- что вам понравилось?
- что запомнилось?
- чему научились?
- поставьте себе оценку за работу на уроке.
2. Сегодня на уроке мы обобщили наши знания по теме: «Квадратные уравнения», совершив путешествие по семи историческим местам родного края. Я думаю, что этот уголок земли Вам всем дорог. Вы должны помнить и любить то место, которое называется Родина. Помните мудрое изречение:»Не зная прошлого, не будешь знать настоящее !» Всем участникам путешествия мы вручаем карту исторических мест нашего района. Слайд №42.
Домашнее задание: составьте 7 квадратных уравнений и решите их различными способами. Слайд №43
Все приложения у автора.