Дидактическая игра "Морской бой"

Разделы: Математика


“Морской бой” — излюбленная игра, как младших, так и старших школьников.

Главная цель — “потопить” 10 кораблей противника путем прямого попадания в корабль.

Игровое поле представляет собой квадрат, состоящий из 10 строк, обозначенных числами от 1 до 10 и 10 столбцов, обозначенных буквами от А до К, а значит, состоит из 100 клеток. Координаты цели определяются именем столбца и строки.

В предложенном варианте “Морского боя” правила несколько изменены. Играть могут 4- команды. Игровое поле — квадрат — один для всех команд. Он находится на видном месте и имеет большие размеры. На игровом поле размещены корабли.

Участникам необходимо “овладеть” всеми кораблями.

По очереди команды делают “выстрелы”, указывая координаты на игровом поле.

Если произошло попадание в одну из палуб, то команде сразу начисляется 1 очко и дается право на следующий выстрел. Если попадания не произошло, то команда получает задание. В случае правильного ответа команда получает одно очко и право на следующий выстрел. В случае неправильного ответа команда очко не получает и право “выстрела” переходит к другой команде.

Игра завершается после того, как участники “овладели” всеми кораблями.

Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество очков. Итог состоит из очков, набранных за правильные ответы и премиальных очков, полученных за “овладение” каждым кораблем.

На столе у каждой команды находятся наборы вопросов, пронумерованные в соответствии с расположением кораблей на игровом поле.

Данную игру можно провести, как итоговое повторение по теме: “Квадратные уравнения и уравнения, приводящиеся к квадратным, рациональные уравнения”.

А.1 Упростить выражение:

а) ; б).

А.2 Выполнить действия:

а);

б)

А.3 Решить задачи:

а) Периметр земельного участка прямоугольной формы равен 60 м, а его площадь 200м. Найти размеры участка.

б) Длина земельного участка прямоугольной формы на 20 м. больше его ширины, а площадь 800 м. Найти размеры участка.

А.4 Решить уравнение:

а);

б)

А.5 Решить уравнение:

А.6 Сократить дробь:

а); б).

А.7 Решить дробное рациональное уравнение:

а)

б).

А.8 Решить задачи:

а) Женя шёл по лесной дорожке к станции, но, не дойдя до неё 4 км, он сделал привал на 20 мин. для сбора грибов. Чтобы успеть на электричку ему пришлось увеличить скорость на 1 км/ч. С какой скоростью шёл Женя первоначально?

б) Дима шёл вдоль реки к остановке автобуса. Не дойдя 3 км. до остановки, он решил искупаться и потратил на это 15 мин. Чтобы успеть на автобус, он увеличил скорость на 2 км/ч. С какой скоростью шёл мальчик?

А.9 Решить систему уравнений:

а)б)

А.10 Решить уравнение:

а);

б).

Б.1 При каких значениях р имеют общий корень уравнения: и

Б.2 Решить уравнение:

Б.3 Решить задачи:

а) Сумма квадратов трёх последовательных чисел равна 365. Найти эти числа.

б) Найти три последовательных чётных числа, чтобы сумма квадратов первых двух равнялась квадрату третьего числа.

Б.4 Выполнить действия:

а)

б)

Б.5 Не решая уравнения найти:

Б.6 Решить дробное рациональное уравнение:

а)

Б.7 Решить задачи:

а) Через первую соковыжималку можно приготовить сок на 1час быстрее, чем через вторую. А через вторую на 3 часа быстрее, чем через третью. За какое время можно приготовить сок, пользуясь первой, если это время равно времени, за которое можно приготовить сок, пользуясь вместе второй и третьей?

б) через первую трубу можно наполнить бассейн на 5 часов быстрее, чем через вторую, а третья труба наполняет бассейн на 4 часа быстрее, чем первая. За какое время можно наполнить бассейн через третью трубу, если это время равно времени, за которое наполняют бассейн первая и вторая труба вместе?

Б.8 Дано равенство . Выразить а через в.

Б.9 При каких значениях а один из корней уравнения равен 2? Для данного значения а найти другие корни уравнения.

Б.10 Сложить дроби:

а) ;

б).

В.1 При каких значениях параметра р корни и уравнения удовлетворяли условию ?

В.2 Решить уравнение:

а); б).

В.3 При каких значениях с уравнение не имеет корней?

В.4 Решить задачи:

а) Скорость мотоциклиста на 40 км/ч больше скорости велосипедиста. Поэтому на весь путь 30 км мотоциклист затратил на 1 час меньше, чем велосипедист. Сколько на этот путь тратит велосипедист?

б) Скорость велосипедиста на 6 км/ч больше скорости пешехода. Весь путь 18 км велосипедист проехал на 1,5 часа меньше, чем пешеход. Сколько времени потратит пешеход?

В.5 Решить систему уравнений:

В.6 Решить уравнение:

В.7 Дано равенство . Выразить а через в.

В.8 Решить задачи:

а) Двое рабочих могут выполнить работу за 12 дней. После 8 дней совместной работы первый рабочий перешёл на другой участок. Второй окончил её за 5 дней. За сколько дней каждый из них, работая отдельно, может выполнить эту работу?

б) Баржа была разгружена с помощью двух кранов в течение 15 часов, причём первый кран приступил к работе на 7 часов позже второго. Известно, что первый кран, работая отдельно, может разгрузить баржу на 5 часов быстрее, чем второй. За сколько часов может разгрузить баржу каждый кран, работая отдельно?

В.9 Решить уравнение:

а)

В.10 Решить уравнение:

а) б) .

Г.1 Найти меньший корень.

Г.2 При каких значениях параметра р корни и уравнения удовлетворяли условию - = 7?

Г.3 Найти сумму корней.

Г.4 Сократить дробь:

а) ; б).

Г.5 Решить задачи:

а) От города до турбазы туристы шли на байдарке и прошли 16 км. Вернулись обратно на автобусе по шоссе, проехав 20 км. Скорость автобуса на 22 км/ч больше скорости байдарки. Найти скорость автобуса, если на обратный путь затрачено на 1 час 20 мин меньше.

б) До озера рыбак добирался по дороге на грузовике и проехал 10 км. Обратно шёл через поле 5 км. Найти скорость рыбака, если она на 15 км/ч меньше скорости грузовика и на обратный путь он затратил на 30 мин больше, чем на путь до озера.

Г.6 Дано равенство . Выразить в через а.

Г.7 Решить уравнение:

а) ; б) .

Г.8 При каких значениях а уравнения и равносильны?

Г.9 Решить дробное рациональное уравнение:

Г.10 Решить задачи:

а) Две бригады трактористов, работая вместе, могут вспахать поле за 3ч. Работая порознь, первая бригада вспахивает поле на 4 часа быстрее второй. За сколько часов могут вспахать поле первая и вторая бригады, работая отдельно?

б) Две сенокосилки, работая вместе, могут убрать урожай за 7,5 ч. А, работая порознь, первая убирает на 8 часов быстрее второй. За сколько часов могут по отдельности убрать урожай каждая сенокосилка?

Д.1 Решить уравнение:

а)

б).

Д.2 При каких значениях с один из корней уравнения равен нулю?

Д.3 При каких значениях к уравнение не имеет корней?

Д.4 Решить задачи:

а) Две бригады столяров делали стулья. Первая – 65, вторая – 66. Первая бригада делала за 1 день на 2 стула больше, но работала на 1 день меньше, чем вторая. Сколько стульев за 1 день делали две бригады вместе?

Д.5 Дано равенство . Выразить в через а.

Д.6 Решить уравнение:

а)

б)

Д.7 Решить систему уравнений:

Д.8 Решить задачи:

а) Два комбайна могут собрать урожай с поля на 9 дней быстрее, чем один первый комбайн, и на 4 дня быстрее, чем один второй. За сколько дней каждый комбайн может собрать урожай?

б) Для наполнения бассейна через первую трубу потребуется времени на 9 часов больше, чем для наполнения через первую и вторую трубы одновременно, и на 7 часов меньше, чем через одну вторую трубу. За сколько часов наполнится бассейн через обе трубы?

Д.9 При каких значениях параметра р корни и уравнения удовлетворяли условию - = -6?

Д.10 Решить дробное рациональное уравнение:

Е.1 При каких значениях с один из корней уравнения равен нулю?

Е.2 При каких значениях а уравнения и равносильны?

Е.3 Решить уравнение:

Е.4 Сложить дроби:

а);

б).

Е.5 Решить уравнение:

Е.6 Решить задачи:

а) Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 4 км, отправились два пешехода. Второй пешеход вышел из пункта А на 10 мин позже первого, но пришёл в пункт В на 2 мин раньше. Найти скорость второго пешехода, если известно, что она на 1 км/ч больше скорости первого пешехода.

б) Лодка может проплыть 18 км по течению реки и ещё 2 км против течения за то же время, которое требуется плоту, чтобы проплыть 8 км по этой реке. Найти скорость течения реки, если известно, что собственная скорость лодки 8 км/ч.

Е.7 Решить уравнение где а-параметр.

Е.8 Решить задачи:

а) Моторная лодка прошла по озеру 10 км и 4 км против течения реки, затратив на весь путь 1 час. Найти скорость лодки, если скорость течения реки 3 км/ч.

б) Катер прошёл 15 км по течению реки и 4 км по озеру, затратив на весь путь 1 час. Найти скорость лодки по течению, если скорость течения 4 км/ч.

Е.9 Найти все значения параметра а, при которых корни и уравнения удовлетворяют соотношению 3- 4=11.

Е.10 Решить дробное рациональное уравнение:

Ж.1 Решить систему уравнений:

Ж.2 Решить уравнение:

Ж.3 Решить задачи:

а) Два каменщика, второй из которых начинает работать на 3 дня позже первого, могут выложить стену за 14 дней. Известно, что первому потребовалось бы на выполнение работы на 6 дней больше, чем второму. За сколько дней может выложить эту стену каждый в отдельности?

б) Две машинистки, работая вместе, печатают в час 44 страницы текста. Первые 25% двухсотстраничной рукописи печатала первая машинистка, затем к ней присоединилась вторая, а последние 20% текста печатала только вторая машинистка. Сколько страниц в час печатает каждая, если на перепечатывание всей рукописи ушло 6ч 40 мин, а первая работает медленнее второй?

Ж.4 При каких значениях с оба корня уравнения равны по модулю, но противоположны по знаку?

Ж.5 При каких значениях а произведение корней квадратного уравнения равно нулю?

Ж.6 Решить задачи:

а) Из города А в город В, расстояние между которыми 30 км, выехал грузовик, а через 10 мин вслед за ним отправился автомобиль, скорость которого на 20 км/ч больше скорости грузовика. Найти скорость автомобиля, если известно, что он приехал в город В на 5 мин раньше грузовика.

б) Катер проплывает 8 км против течения реки и ещё 30 км по течению за то же время, за которое плот может проплыть по этой реке 4 км. Скорость катера в стоячей воде 18 км/ч. Найти скорость течения реки.

Ж.7 Решить уравнение:

Ж.8 При каких значениях а один из корней квадратного уравнения в два раза больше другого?

Ж.9 Решить уравнение:

Ж.10 Решить задачи:

а) Найти два последовательных нечётных числа, разность кубов которых равна 98.

б) Найти три последовательных положительных числа, если квадрат большего из них равен сумме квадратов двух других.

З.1 При каком значении а сумма квадратов корней уравнения равна 9?

З.2 Решить уравнение:

а);

б).

З.3 При каких значениях р имеют общий корень уравнения и .

З.4 При каких значениях параметра р корни и уравнения удовлетворяли условию 3 - 2= 14?

З.5 Решить систему уравнений:

З.6 Решить уравнение:

З.7 Упростить:

:

З.8 Решить уравнение:

З.9 Упростить выражение:

З.10 Решить задачи:

а) Дано двузначное число. Число его единиц на 3 меньше числа десятков. Произведение этого числа на число, записанное теми же цифрами, но в обратном порядке, равно 574. Найти число.

б) Найти три последовательных положительных чётных числа, если квадрат большего из них равен сумме квадратов двух других.

И.1 Решить дробное рациональное уравнение:

И.2 Решить уравнение:

И.3 При каких значениях с оба корня уравнения равны по модулю, но противоположны по знаку?

И.4 Решить уравнение:

И.5 При каких значениях а сумма корней квадратного уравнения равна нулю?

И.6 Найти целый корень уравнения

И.7 Решить уравнение:

И.8 Найти все положительные решения уравнения

И.9 Сократить дробь:

И.10 Решить систему уравнений:

а)

К.1 Решить уравнение:

К.2 При каких значениях параметра р корни и уравнения удовлетворяли условию 2 += -8?

К.3 Решить уравнение:

К.4 Найти все решения уравнения принадлежащие промежутку

К.5 Решить уравнение:

К.6 Решить задачи:

а) Яхта прошла по течению реки 9 км и такой же путь против течения. Путь по течению занял на 2 часа меньше, чем путь против течения. Найти собственную скорость яхты, если скорость течения 3 км/ч.

б) Двое рабочих, из которых второй начинает работать на 1,5 дня позже первого, могут отремонтировать квартиру за 7 дней. Если бы ремонт выполнял каждый в отдельности, то первому потребовалось бы на 3 дня больше, чем второму. За сколько дней каждый из них, работая в отдельности, может выполнить ремонт квартиры?

К.7 Решить дробное рациональное уравнение:

К.8 Решить уравнение:

К.9 Решить уравнение:

К.10 Решить систему уравнений:

а)

Игра представляет собой производную от игр “Морской бой” и “Брейн Ринг”. Весь класс делится на 2 команды – одна называется “Корсары”, а вторая – “Эскадра”. Расстановка кораблей и баллов на игровом поле известна только ведущему. Количество кораблей на поле равно стороне его квадрата. Количество баллов в каждой результативной клетке равно сложности задачи. Время решения задачи зависит от ее сложности и составляет от 1 до 3 минут.

Та команда, которой выпало по жребию начать игру, “стреляет” первой – называет ведущему координаты выстрела. Если на этой клетке есть корабль, то он “подбит”. А ведущий записывает в поле боя стоимость задачи (однопалубник – 20, двухпалубник – 15, трехпалубник – 10, четырехпалубник – 5) и дает командам карточки с заданиями. Если команда, “подбившая” корабль правильно решает заaдачу, очки в клетке зачисляются ей в “плюс”. Если ответ не верен или команда, не отвечает, очки ей не начисляются, а право ответа передается соперникам. Если соперники правильно решают задачу, очки в клетке зачисляются им, а у команды, “подбившей” корабль, – отнимаются. Если же и они не отвечают, то счет остается без изменений, но они делают следующий “выстрел” после того, как ведущий прочтет ответ.

Задания на 5 очков (четырёхпалубник).

  1. В воскресенье в 6 ч утра гусеница, которая, как известно, живет не более суток, а затем превращается в кокон, начала вползать на дерево. В течение дня, то есть до 6 часов вечера, она забралась на высоту 5 м, но потом сползла на 2 метра вниз. Когда и в каком часу гусеница, двигаясь, таким образом, может достигнуть вершины, если высота дерева 12 м? (никогда)
  2. Найдите полторы трети от ста.(50)
  3. В 9 часов из Минска в Могилев выходит автобус, проходящий 50 км в час. Через 2 ч из Могилева в Минск выезжает такси, скорость которого 80 км/ч, и едет по тому же шоссе, что и автобус. Какая из этих автомашин в момент встречи будет ближе к Минску (на одном расстоянии)
  4. Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно, длиной в 5 метров? (за 4 минуты)
  5. В доме 100 квартир. Сколько раз на табличке написана цифра 9? (20)

Задания на 10 очков (двухпалубники).

  1. Летели галки, сели на палки. Сели по одной – галка лишняя, сели по две – палка лишняя. Сколько было галок и палок? (4 галки, 3 палки)
  2. В 1990 году было 53 понедельника. Какой день недели был 1-го января 1991 года? (вторник)
  3. Сколько штук сапог необходимо заготовить для городка, третья часть обитателей которого одноногие, а половина остальных предпочитает ходить босиком?(Сколько жителей в городке)
  4. Можно ли, имея два сосуда емкостью 4 л и 5 л, набрать из водопроводного крана 2 л воды? (да, переливать из 5 л в 4 л)
  5. У старушки спросили, сколько ей лет. Она ответила, что ей столько лет, сколько ее внучке месяцев, а вместе с внучкой им 91 год. Сколько лет старушке?(84)
  6. Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день?(среда)

Задания на 15 очков (трёхпалубники).

  1. Бабуля продавала на рынке щенка. Мимо шли три парня, собрали по 100 р. и купили его за 300 р. Парни ушли, а бабуля подумала, что продала щенка очень дорого. Она попросила мальчика догнать парней и вернуть им 50 р. Мальчик подумал: “Как же парни разделят между собой эти деньги? Отдам я им 30 р., а себе возьму 20 р.” Так он и сделал. Получилось, что каждый парень заплатил по 90 р., т.е. все вместе отдали они 270 р., 20 р. осталось у мальчика, т.е. всего 290 р. Куда делись 10 р.? (складывать доходы и расходы нельзя, они равны)
  2. Длина каждой палочки 6 см. Как из 13 таких палочек выложить метр?(метр)
  3. У любителя головоломок спросили, сколько ему лет. Ответ был замысловатый: - Возьмите трижды мои годы через три года, да отнимите трижды мои годы три года назад, - у вас как раз и получатся мои годы. Сколько ему лет? (18)
  4. Цену товара увеличили на 10% в сентябре, а затем еще на 10 % в октябре. Стал бы товар дешевле, если бы его цену увеличили бы сразу на 20% в сентябре? (стал бы, вторые 10% брались бы от меньшего числа)
  5. Из 16 спичек составлено 4 квадрата. Как из тех же 16 спичек составить 5 таких же квадратов? 

6. В доме 100 квартир. Сколько раз на табличке написана цифра 9? (20)

Задания на 20 очков (однопалубник).

  1. Отец пообещал сыну за каждую правильно решенную задачу по 12 р., а за каждую неправильно решенную сын должен возвращать отцу по 10 р. После того, как было решено 20 задач, у сына оказалось 86 р. Сколько задач было решено правильно? (13)
  2. Сережа на свои деньги может купить один карманный фонарик или 8 батареек к нему. Фонарик вместе с батарейкой стоит 1р. 53 к. Сколько денег у Сережи?(1 р. 36 к.)
  3. Если к задуманному двузначному числу приписать слева цифру 2, то полученное трехзначное число будет в 9 раз больше первоначального. Какое число задумано? (25)
  4. Проведите в круге 4 хорды так, чтобы они делили круг на 11 частей.