Художественно-дидактические игры на уроках изобразительного искусства в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Дидактическая игра получила всеобщее признание. Учителя давно и успешно включают игры в уроки математики, русского языка, естествознания. На уроках же изобразительного искусства и художественного труда в силу их “практической” направленности и малого запаса времени от использования игр в большинстве случаев отказываются. И не в том ли причина раннего затухания у детей интереса к рисованию, что оно нередко преподается неинтересно, без учета специфики искусства? [4, с.24] Возможности игры в роли активного участника учебного процесса уникальны. В игре развиваются у ребенка мышление, память, воображение, внимание, способности, начинают формироваться волевые качества личности, зачатки характера [3, с. 57].

Опыт многих педагогов убеждает, что дидактические игры необходимы на уроках изобразительного искусства. Во-первых, для ребенка рисование, одно из любимых занятий дошкольного детства, становится школьным предметом и приобретает новую окраску. И необходимо сделать так, чтобы оно не превратилось в будничную, скучную обязанность, а сохранило в своей сущности праздник творчества, момент раскрытия всего, что волнует, захватывает ребенка, время встречи с прекрасным и проникновения в него [1, с.44]. Включение дидактических игр в систему педагогических ситуаций вызывает у детей особый интерес к пониманию окружающего мира, положительно сказывается на продуктивно-изобразительной деятельности учащихся и их отношении к занятиям [2, с.136]. Во-вторых, уроки изобразительного искусства, как правило, проводятся по расписанию последними, и дети к этому времени уже устают. Игра восстановит физические силы ребенка, создаст радостное рабочее настроение.

Художественно-дидактические игры.

2-й класс.

По учебнику Кузина В. С., Кубышкиной Э. И. “Изобразительное искусство в начальной школе. 1–2 классы”

I-я четверть. Мы рисуем осеноь.

Урок 2. Осенние подарки природы.

Вид занятий: лепка с натуры с использованием натурных моделей – фрукты, овощи, муляжи.
Задача урока: закрепление умения работать с объемом, массой, передача формы, очертания овощей и фруктов; развивать умение анализировать, рассуждать, систематизировать впечатления, знания.

Игра “Узнай на ощупь”.
Дидактическая задача: развитие способности воспринимать предметы через их форму и цвет.
Игровая задача: узнать, что это за овощ или фрукт, не ошибиться.
Материал: набор фруктов и овощей, мешочек из ткани.
Игровые действия. В мешочке лежат овощи и фрукты. Дети поочередно подходят, опускают руку в мешочек, ощупывают предмет. Нужно о нем рассказать какой он формы, твердый или мягкий, какая у него поверхность, гладкая или шероховатая, какого цвета он обычно бывает, а в конце сказать, что же это за овощ или фрукт. Тот, кто правильно выполнил задание, получает жетон в форме фрукта или овоща.

Урок 4. Осенний узор.

Задание и вид занятий: узор в полосе из декоративных ягод, плодов, листьев, декоративное рисование.
Задача урока: формирование понятий об орнаменте и его элементах.

Игра-эстафета “Веселый узор”.
Дидактическая задача: закрепление понятий об орнаменте и его элементах; развитие эстетического восприятия, чувства ритма, формы, цвета.
Материал: наборы трафаретов овощей, фруктов, цветов, листьев, ягод.
Игровые действия. На классной доске перед каждой командой прикрепляется чистая полоса бумаги для коллективной работы над созданием узора. По команде учителя к своим полосам подходят первые представители от каждой команды-ряда, выбирают и прикрепляют первый элемент узора. Затем выходят вторые представители, третьи и т. д. Каждый выбирает и прикрепляет один элемент узора, соблюдая ритм, учитывая форму и цвет. Выигрывает та команда, учащиеся которой правильно, красиво и быстро справятся с работой, не нарушая правил игры. Правило: участник эстафеты выходит прикреплять свой элемент узора только тогда, когда предыдущий участник сядет на свое место.
Такие игры-эстафеты являются и своеобразными физкультурными паузами, так как дети имеют возможность двигаться.

II-я четверть. По дорогам сказки.

Урок 12, 13. Иллюстрирование сказки “Гуси-Лебеди” (или другой с действующим героем – сказочной птицей).

Задание и вид занятий: тематическое рисование, иллюстрация к сказке.
Задачи урока: развитие наблюдательности, зрительной памяти и логического мышления; формирование композиционных навыков, осуществление смысловой взаимосвязи всех элементов композиции.

Игра-викторина “Из какой сказки прилетела птица?”
Дидактическая задача: настроить детей на собственное изобразительное творчество на тему сказки, активизировать воображение, оживить в памяти образы из прочитанных сказок.
Игровая задача: вспомнить название сказок.

  1. Вот мудрец перед Дадоном
    Стал и вынул из мешка
    Золотого петушка. (А. С. Пушкин. Сказка о золотом петушке.)
  2. − Пип! Пип! – пропищал птенец и вывалился из яйца. Но какой же он был большой и гадкий! (Г. -Х. Андерсен. Гадкий утенок.)
  3. Князь у синя моря ходит,
    С синя моря глаз не сводит;
    Глядь – поверх текучих вод
    Лебедь белая плывет. (А. С. Пушкин Сказка о царе Салтане.)
  4. − Вот мой дом! – сказала ласточка. – А ты выбери себе самый красивый цветок внизу, я посажу тебя туда, и ты заживешь прекрасно. (Г.-Х. Андерсен. Дюймовочка.)
  5. – Ох, беда, конек! – сказал. –
    Царь велит достать Жар-птицу
    В государскую светлицу.
    Что мне делать, горбунок? (П. П. Ершов. Конек-горбунок.)
  6. Повадилась к царю Выслову в сад летать жар-птица: на ней перья золотые, а глаза восточному хрусталю подобны. Летала она в тот сад каждую ночь и садилась на любимую Выслава-царя яблоню, срывала с нее золотые яблочки и опять улетала. (Русская народная сказка “Иван-царевич и серый волк”.)
  7. А гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крали; девочка догадалась, что унесли они ее братца, и бросилась их догонять. (Русская народная сказка “Гуси-лебеди”.)
  8. Журавль хлоп-хлоп клювом стучал-стучал – ничего не попадает! А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и съела. (Русская народная сказка “Лиса и Журавль”.)

III-я четверть. Мои друзья.

Урок 19, 20. Декоративная полоса “Игрушки”, коллективный фриз по мотивам дымковской, филимоновской игрушек (аппликация).

Задание и вид занятий: декоративная аппликация, создание орнаментальной полосы по мотивам дымковской, филимоновских игрушек.
Задачи урока: углублять представление о добром и красивом мире сказочных зверей в древнем народном и современном декоративно-прикладном искусстве.

Игра “Подбери подружек”.
Дидактическая задача: закреплять умение узнавать и отличать игрушки разных народных промыслов.
Игровая задача: быстро и правильно подобрать подружек.
Игровые действия. Учащиеся делятся на команды. На столе перемешаны дымковские и филимоновские игрушки. Каждая команда должна отобрать игрушки определенного вида. Побеждает та команда, которая сделает это правильно и быстро.

Урок 22. Мы любим спорт.
Задание и вид занятий: лепка фигуры человека в движении по воображению, памяти, частично с натуры.
Задачи урока: развитие умения уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объеме.

Игра-пантомима “Живые скульптуры”.
Дидактическая задача: наблюдать в натуре позы фигуры человека во время ходьбы, бега, спортивных занятий; активизировать образы, имеющиеся в опыте.
Игровая задача: как можно точнее изобразить скульптуру, стараться быть неподвижным.
Игровые действия. Ведущий изображает скульптуру какого-либо спортсмена (бегуна, лыжника, боксера, штангиста и др.). Тот учащийся, который первым отгадает, какого спортсмена изобразил “скульптор”, становится ведущим.

IV-я четверть. С чего начинается Родина?

Урок 30. Цветы нашей Родины.

Задание и вид занятий: рисование с натуры (натурная постановка).
Задачи урока: учить рисовать с натуры цветы, используя правила расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета (композиция); развитие художественного вкуса, наблюдательности.

Игра “Узнай цветок”.
Дидактическая задача: развитие способности к анализу, обобщению; формирование умения рассуждать, делать выводы.
Игровая задача: отгадать загадки.
Игровые действия. Отгадайте загадки о цветах. Расскажите, по каким признакам вы догадались, что это за цветок.

Золотое решето черных домиков полно;
Сколько черненьких домков,
Столько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

Стоит в поле кудряшка – белая рубашка,
Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка.)

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом.
А дунул ветерок –
Остался стебелек. (Одуванчик.)

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь,
Хоть не красный он, а синий,
Все ж на звездочку похож! (Василек.)

Четыре ярко-красных
Блестящих лепестка,
И зернышки в коробочке
У этого цветка.
За зернышками этими ты бегал в огород,
На грядке в огороде
Такой цветок растет. (Мак.)

То фиолетовый, то голубой.
Он на опушке встречался с тобой.
Звонким названием он наделен.
Посмотришь – подходит название это,
Но никогда нам не слышался звон
Из голубого лесного букета. (Колокольчик.)

Урок 31. Праздничный салют.

Задание и вид занятий: выполнение работы в смешанной технике “коллаж”, создание выразительной открытки-плаката, композиция на заданную тему, использование надписи.
Задачи урока: развитие умения использовать подручные материалы для художественного творчества, знакомство с техникой “коллаж”.

Кроссворд “Угадай ключевое слово”.
Дидактическая задача: пополнение запаса художественных терминов.
Игровая задача: решить кроссворд и прочитать ключевое слово.
Игровое действие. Сегодня мы будем работать в новой интересной смешанной технике. Как она называется, и какие материалы и инструменты нам понадобятся, вы узнаете, разгадав кроссворд, а отгаданное ключевое слово и есть название техники.

  1. Рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зерен кварца, полевых шпатов и мелких частиц иных твердых минералов.
  2. Разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на балах, маскарадах.
  3. Белое кристаллическое вещество с острым вкусом, растворяющееся в воде. Употребляется как приправа к пище.
  4. Тончайший металлический лист, употребляющийся в технике, для тиснения, для упаковки пищевых продуктов.
  5. Общее название для тканых, трикотажных и некоторых нетканых материалов.
  6. Режущий инструмент из двух раздвигающихся лезвий с кольцеобразными ручками.

В выделенном столбике читаем ключевое слово “коллаж”. Коллаж – в изобразительном искусстве: наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким способом. [Ожегов С. И. Словарь русского языка]

Использованная литература:

  1. Ежова Е. Ю. Игра в обучении изобразительному искусству детей шестилетнего возраста. // Начальная школа. − 1990. − №10. – C. 44–47
  2. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя / Б. П. Юсов и др.; Под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Народная асвета, 1992. – 191 с.
  3. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1–3 классах: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1983. – 191 с.
  4. Кузин В. С. Психология. Учебник для сред. спец. учебных заведений. − М.: Рандеву – АМ: Агар, 1999. – 303 с.