Дифференциация Г–К. Письмо слов, предложений с буквами Г, К

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

– формирования навыка правописания букв, слогов и слов с буквами г-к;
– формирование графической зоркости, развитие фонематического слуха.
– развития и совершенствования у детей видов речевой деятельности;
– снижения отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику учащихся, развитие мелких мышц рук.

1. Организационный момент.

– Что необходимо приготовить к уроку?
– Что нужно делать чтобы работа в вашей прописи была очень хорошей?

2. Повторение.

На листочке написаны буквы.

А У о а г я У и а ы

– Подчеркните письменные буквы.
– Какие звуки обозначают эти буквы? (Гласные.)
– Обведите в кружок “хитрую” букву? Почему она так называется? (Я – обозначает два звука.)
– Какая буква заблудилась? Зачеркните её. Почему? (Буква г.)

Теперь если вы сделали сами правильно – поставьте рядом зелёный плюс.

Если вы сделали правильно, но с помощью – поставьте зелёный знак вопроса.

Если вы не смогли сделать – поставьте знак минус.

3. Работа в прописи.

1) Дифференциация звуков г – к.

– Сегодня вы познакомились с новым значком – красным колокольчиком.
– Что он обозначает?
– Как определить звонкий ли согласный? (Нам поможет ладошка.)
– Мы сегодня узнали, что при произнесении звонких согласных дрожит горлышко. Как это можно почувствовать? (Приложить ладонь к горлышку.)
– Если над фишкой согласного звука в модели слова нарисован колокольчик, что это значит?
– Откройте прописи на с. 36.
– Над какой буквой нарисован колокольчик? Почему? Докажите.
– Почему нет колокольчика над буквой к? Докажите.

Напишите по 2 раза букву г и букву к.

2) Закрепление связи.

Сравнение двух моделей звукового состава, данного после слова горка.

– Чем похожи и чем отличаются?
– Определите какая модель соответствует слову горка.
– Какое слово будут соответствовать второй модели? Выложите в кассе. Докажите. Запишите слово корка.

(Тоже со словом икра. Можно самостоятельно.)

3) Разбор слов.

Прочитайте слова написанные на 4 и 5 строках.

– Почему некоторые слова написаны с большой буквы? А что ещё пишется с большой буквы?
– Обозначьте красной точкой буквы, которые обозначают гласный звук.
– Разделите слова на слоги. Что нам поможет разделить слова на слоги?

(Гласные. Ск. В слове гласных – столько и слогов.)

– Назовите мне слова в которых один слог, три слога.
– Сколько слогов в остальных словах?
– Поставьте в словах ударение. Назовите мне слова, в которых ударным является второй слог.(нога, гора, карман, Галина, комар)

Физкультминутка.

– А теперь распределите все эти слова по строчкам в зависимости от наличия буквы к или г.
– Обозначьте твердые и мягкие согласные.
– Назовите слова, в которых все согласные твердые.

4) Вписывание букв.

– А теперь давайте поучимся рассуждать. Если на месте пропуска нет колокольчика, значит нужно вставить букву глухого согласного. Вставьте ее на место первого пропуска. Прочитайте начало слова. Над вторым пропуском стоит колокольчик. Это сигнал, что здесь должна быть вписана буква, обозначающая звонкий согласный звук г. Какой буквой он записывается?

Вписываем ее. Читаем слово.

– Название картинки и само слово совпадают? (Да.) Значит мы не ошиблись.
– А теперь я буду говорить начало предложения, а вы мне помогать.

На месте первого пропуска нужно вставить букву звонкого …(согласного звука ) это звук …(Г) , значит мы пишем букву Г. На месте второго пропуска нет колокольчика, значит здесь стоит …(глухой согласный звук), это звук (К), значит мы вписываем букву К.

(Аналогично дальше.)

– Прочитайте мне слова, в которые первой вписана буква г, а потом слова, в которые первой вписана буква к.
– Каким звуком является буква Г, буква К?

Физкультминутка.

5) Работа с предложением.

– Что записано на следующей строчке? (Предложение.)

Гера и Коля гуляли у реки.

– Как вы догадались что это предложение? (Первое слово с большой буквы, в конце – точка.)
– Что ещё должно быть в предложении? (Смысл.)
– Прочитайте его. О чем оно?
– Почему некоторые слова написаны с большой буквы?
– Перепишите его на пустую строку.
– Найдите букву согласного звука, положите ладонь на горлышко и произнесите звук. Если горлышко дрожит – то мы ставим над этой буквой точку, т.к. эта буква будет обозначать звонкий согласный звук.

4. Итог урока.

– Что учились делать сегодня на уроке?
– Как определить звонкий или глухой согласный?