Цель урока: Сформулировать общее представление о железе, как об элементе и простом веществе.
Задачи:
Образовательные:
- Проконтролировать степень усвоения основ ЗУН по теме: рассмотреть электронное строение железа.
- Изучить основные физические свойства этого металла; опираясь на знания зависимости свойств металлов от строения их атомов, предсказать характерные химические свойства железа и его применение.
- Познакомить со способами получения железа.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к предмету и процессу познания.
- Совершенствовать умения работать с учебными, раздаточными материалами, выделять главное, составлять логические цепочки умозаключений, проводить исследовательские процедуры, связно и доказательно формулировать выводы, обобщать информацию.
- Развивать умение работать самостоятельно и в группах, навыки само- и взаимоконтроля.
Воспитательные:
- Воспитывать умение аргументировано доказывать свою точку зрения, анализировать и оценивать результаты своей деятельности.
- Способствовать формированию навыков взаимодействия и сотрудничества, чувства ответственности.
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, учебник Габриелян О.С. Химия 9 класс, Приложение 1 “Образцы минералов”, географическая карта “Полезные ископаемые”, компьютер, магнит, кристаллическая решётка железа (таблица с изображением кристаллической решётки), стакан, скрепка, микроудобрения, индукционная катушка, провод, картинки с изображениями изделий из железа и его сплавов, лабораторный штатив, прибор для получения газов, спиртовка, карточки с тестами для самостоятельной работы, проектор.
Реактивы: оксид меди (II), цинк, соляная кислота, стружки железа, железный гвоздь, вода, железо (порошковое), сера.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Знакомство учащихся с планом урока: для работы класс разбивается на 7 групп, каждая группа получает своё задание. Готовятся в течение 10 минут, используя материал учебника, дополнительную информацию из справочной литературы. Затем представители каждой группы представляют отчёт о проделанной работе, а класс принимает участие в обсуждении результатов. В рабочих тетрадях учащихся должны быть зафиксированы основные выводы, уравнения реакций по каждому из рассматриваемых вопросов.
Ребята повторяют правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами, после чего группы приступают к работе.
3. Критерии оценки выступлений:
- Умение учащихся правильно, полно и развёрнуто ответить на поставленные вопросы.
- Использование средств наглядности (таблицы, схемы) и информационных технологий для иллюстрации рассказа.
- Участие, каждого учащегося в работе группы.
II. Актуализация знаний.
Учитель. Ребята, сегодня мы с вами будем изучать тему, без знаний которой не обходятся люди многих профессий: врачи, фармацевты, биологи, химики, физики, минерологи, геологи, агрономы, ветеринары, инженеры, повара, и список этот можно продолжать до бесконечности. Одна легенда гласит: “Водяной царь сидит на троне, вокруг него танцуют русалки. Вдруг забрасываются сети, русалки уплывают, а царя рыбаки вытаскивают на берег. Взмолился царь, чтоб отпустили его обратно в озеро, а он за это предложил выкуп: либо золота на один год, либо серебра на десять лет, либо железа на вечные времена.
Как вы думаете, ребята, что выбрали местные жители?
Местные жители без колебания выбрали железо. А водяной, судя по всему, слово свое сдержал: железные запасы до сих пор не иссякли. Эта легенда сложена жителями Австрии. Штирия – одна из крупнейших земель богатых запасами железной руды.
Как видим, без железа не может обойтись даже легенда.
Fe – железо (от лат. "феррус" – твердый, крепкий) известно с древнейших времен.
Meталл я редкий в чистом виде,
Пластичный и блестящий я,
Богата рудами моими магнитогорская земля.
Я при реакциях активный,
Но вытесняет из солей
Меня активный алюминий,
Да и из окиси моей.
В прекрасных сплавах с углеродом
Я приобрел большой почет,
Служу я фабрикам, заводам,
Мне благодарен весь народ.
Среди металлов самый славный
Важнейший, древний элемент
В тяжелой индустрии главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
Расплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии
Он нужен всей стране родной.
Чрезвычайно важное место занимает этот металл в жизни человека. Поэтому задачи сегодняшнего урока – составить полное представление об элементе и о простом веществе – железе, изучить его физические и химические свойства, рассмотреть применение и получение этого металла, а также биологическую роль.
Записываем тему урока.
III. Изучение нового материала.
Работа в группах.
Положение железа в периодической системе химических элементов и строение его атома.
Карта заданий для группы № 1.
- Рассмотрите положение железа в периодической системе химических элементов и строение его атома.
- Составьте электронно-графические формулы атома железа в основном и возбуждённом состояниях.
- Объясните, на основе, каких общих признаков строения атомов элементы вставных декад больших периодов могут быть объединены в одну группу.
- Укажите степень окисления железа. Какая степень окисления наиболее типична.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, учебник Габриелян О.С.
Результаты работы группы – составление краткого рассказа о положение железа в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строении его атома.
Нахождение железа в природе.
Карта заданий для группы № 2.
- Выяснить какое место занимает железо по запасам в земной коре и по распространенности среди металлов.
- Из приложения № 1 “Образцы минералов” выберите минералы, содержащие железо. Найдите по карте важнейшие месторождения железных руд.
- Задача. Какой из минералов гематит (Fe2O3) или магнетит (Fe3O4) богаче железом? (Решение задачи оформляется на компьютере, затем во время отчёта проецируется на экран.)
Оборудование: Приложение 1 “Образцы минералов”, географическая карта “Полезные ископаемые”, компьютер.
Результаты работы группы – составление краткого рассказа о нахождении железа в природе; объяснение решения задачи.
Получение железа.
Карта заданий для группы № 3.
- В кабинете физики для изучения магнитного поля понадобился порошок железа. Предложите химический способ получения железного порошка из выданных вам реактивов – оксидов железа (II) и (III) – и проверьте его на опыте.
Оборудование: лабораторный штатив, прибор для получения газов, спиртовка, магнит.
Реактивы: оксид меди (II), цинк, соляная кислота.
Физические свойства железа.
Карта заданий для группы № 4.
1. Пользуясь, учебником Габриелян О.С. и справочной литературой изучите, и опишите физические свойства железа по плану:
- Агрегатное состояние;
- Цвет;
- Запах;
- Растворимость в воде;
- Температура плавления;
- Температура кипения;
- Электрическая проводимость.
2. Задача. Сколько атомов железа содержится в выданном вам образце железа массой 3 г?
Оборудование: магнит, железный гвоздь, кристаллическая решётка железа (таблица с изображением кристаллической решётки).
Результаты работы группы – составление краткого рассказа о физических свойствах железа и объяснение решения задачи.
Химические свойства железа.
Карта заданий для группы № 5.
- Повторите правила техники безопасности.
- Вспомните общие свойства металлов и предположите, с какими веществами будет взаимодействовать железо. Проделайте опыты и напишите уравнения реакций. Результаты объясните.
- Восстановителем или окислителем является железо в этих реакциях?
- Какие ещё химические реакции описаны в учебнике. Выпишите уравнения этих реакций и дайте объяснение.
Оборудование: стакан
Реактивы: стружки железа, железный гвоздь, вода, железо (порошковое), сера.
Результаты работы группы – демонстрация опытов с написанием химических уравнений и объяснением.
Применение железа.
Карта заданий для группы № 6.
- Рассмотрите иллюстрации и выданные приборы (Приложение 3). Назовите области их применения. На каком свойстве железа основано их применение?
Оборудование: магнит, скрепка, микроудобрения, индукционная катушка, провод, картинки с изображениями изделий из железа и его сплавов.
Результаты работы группы – оформление в виде таблицы “Применение” и её представление.
Применение | На каких свойствах основано применение |
Биологическая роль железа.
Карта заданий для группы № 7.
- Прочтите текст учебника и дополнительную литературу. (Приложение 3).
- Составьте опорную схему “Биологическая роль железа”.
- Перескажите материал по схеме.
Результаты работы группы – составление схемы и её представление.
IV. Этап закрепления новых знаний.
Выполнение проверочного теста с последующей проверкой (тест на отдельных карточках). (Приложение 2).
Учитель. Примерно 90 % всех используемых человечеством металлов – это сплавы на основе железа. Железа выплавляется в мире очень много, примерно в 50 раз больше, чем алюминия, не говоря уже о других металлах. Сплавы на основе железа универсальны, технологичны, доступны, дешевы. Железу еще долго быть фундаментом цивилизации.
А закончить урок мне бы хотелось словами А.С.Пушкина, написанными им в 1826 г.:
“Все мое”, – сказало злато,
“Все мое”, – сказал булат.
“Все куплю”, – сказало злато,
“Все возьму”, – сказал булат.
Как вы прокомментируете эти слова? Как они относятся к нашему времени? Эти слова подходят к людям, у которых есть деньги, власть. Но существуют человеческие ценности, которые ни купить, ни взять силой нельзя – это честность, доброта, любовь. И мне очень хочется, чтобы вы оставались, прежде всего, честными, порядочными людьми.
V. Стадия рефлексии.
“Попс – формула”:
Задание: Написать вывод урока по образцу, закончив предложения:
Сегодня я понял (а), что…
Главным на уроке для меня было…
Больше всего мне запомнилось…
Ученики зачитывают свои выводы.
VI. Домашнее задание: Изучить 14, упражнения на стр. 68 с 4и 7.
Выставление оценок за работу на уроке активным ученикам.
Литература.
- Габриелян О. С. Химия 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений [текст] / О. О. Габриелян. М.: Дрофа, 2008.
- Габриелян О. С. Химия 9 класс: Настольная книга учителя [текст] / О. О. Габриелян, И.Г. Остроумов. М.: Дрофа, 2003.
- Горковенко М. Ю. Химия. 9 класс. Поурочные разработки к учебнику О. С. Габриеляна (М.: Дрофа); Л.С. Гузея и др. (М.: Дрофа); Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана [текст] / М.
- Ресурсы Инернета.