Эти загадочные Простейшие

Разделы: Биология


Дидактическая цель: cоздать условия для закрепления и осмысления блока информации посредством использования исследовательского метода обучения.

Учебная цель: способствовать осознанию, взаимосвязи между строением живой системы и ее функциями; развивать самостоятельность мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни.

Средства обучения: дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся, микроскопы, готовые микропрепараты, мультимедийный проектор.

Ход мастерской

I. Актуализация знаний. Введение в тему

Учитель: Мы с вами изучили особенности подцарства Простейшие. Это особенное подцарство животных. В чем же особенности представителей этого подцарства (3 мин.)

Высказываются мнения:

  1. Организм простейших состоит из одной клетки.
  2. Клетка выполняет все функции многоклеточного организма.
  3. Клетка состоит из органоидов, которые выполняют определенные функции.

II. Ребята рассаживаются в группы по 5-6 человек

Вопрос учителя: Что вы знаете, а хотели бы узнать о Простейших? (3 мин.)

Учащиеся по группам на листе бумаги записывают свои вопросы. Учитель собирает листочки и раскладывает их на группы: тип Саркодовые, тип Жгутиконосцы, тип Инфузории.

III. Каждая группа получает задание на отдельном листе бумаги. На выполнение этого задания выделяется 10 минут.

Задание для группы № 1

1. Каковы общие признаки простейших. Какие функции выполняют органоиды клетки Простейших?

Заполните таблицу “Функции органоидов клетки простейших”

Органоиды клетки

Функции органоидов

   

Задание для группы № 2

1. Какую роль играют простейшие в природе и жизни человека?

Паразитические одноклеточные животные.

Значение простейших

Значение Корненожки Жгутиковые Инфузории
Положительное      
Отрицательное      

Задание для группы № 3

1. Какими способами могут размножаться простейшие? Охарактеризуйте эти способы размножения. Составьте схемы размножений.

Задание для группы № 4

1. На примере вольвокса поясните, в чем появляется усложнение организации колониальных форм животных по сравнению с одноклеточными.

Задание для группы № 5

Составьте кроссворд к теме “Простейшие” (10-15 слов)

IV. Каждая группа вывешивает результаты работы и старший от группы выступает по результатам работы, отвечает на поставленные учащимися класса вопросы (группа помогает) – 15 мин.

V. Сообщение заранее подготовленного ученика о паразитических простейших. – 3 мин.

VI. Выполнение тестовой работы (индивидуально)

Выпишите по порядку цифры, вслед за которыми даны сведения об инфузории – туфельке (I – вариант), об амебе обыкновенной (II- вариант) – 5 мин.

1. Форма тела постоянная.

2. Передвигается при помощи многочисленных ресничек тупым концом вперед.

3. Питается бактериями, мельчайшими водорослями, простейшими.

4. Может питаться растворенными в воде органическими и неорганическими веществами. В питании принимают участие хлоропласты.

5. Жидкие продукты жизнедеятельности и избыток воды удаляются через две сократительные вакуоли.

6. Переваривание пищи происходит в пищеварительных вакуолях.

7 При неблагоприятных условиях превращается в цисту.

8. В цитоплазме одно ядро.

9. В цитоплазме два ядра — большое и малое.

VII. Учащиеся работают с готовыми микропрепаратами по заданию: “Определить вид простейшего по микропрепарату” - 3 мин.

Учитель проверяет работу учеников, консультирует их.

VIII. Подведение итогов урока, 2-3 мин.

Вопросы учащимися:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что нового вы узнали о себе?

- Ваши пожелания на будущее.

IX. Задание на дом (по выбору учащихся) - 2-3 мин.

  1. Написать сочинение на тему “Природа без простейших”. (Что изменилось бы в окружающей среде, если бы исчезли простейшие?).
  2. Составьте кроссворд к теме “Простейшие”.
  3. Составить игру “Лишнее слово”.

Дидактический материал для учителя

Задание для группы № 1

Органоиды клетки Функции органоидов
Ядро Регулирует все процессы жизнедеятельности
Цитоплазма В ней притекают все процессы обмена веществ
Сократительная вакуоль Собирает вредные вещества и избыток воды, которые выталкиваются наружу
Цитоплазматическая мембрана Отграничивает клетку от окружающей среды
Ложноножки Органоиды передвижение амебы
Респики Органоиды передвижение инфузории – туфельки
Жгутики Органоиды передвижение эвглены зелено
Пищеварительная вакуоль Переваривание пищи

Задание для группы № 2

Значение простейших

Значение Корненожки Жгутиковые Инфузории
Положительное Компонент биоценоза в цепи питания, морские корненожки имеют известковую раковину – образуют осадочные горные породы – мел, известняк; по некоторым видам корненожек судят о присутствии нефти Компонент биоценоза в цепи питания, имеет познавательное значение для изучения общих признаков растений и животных Компонент биоценоза в цепи питания
Отрицательное Дизентерийная амеба вызывает амебную дизентерию.

Малярийный плазмодий вызывает малярию.

Вызывают цветение воды в водоемах. Трипаносомы паразитируют в крови и спинномозговой жидкости позвоночных. Вызывают сонную болезнь, а также нагану – болезнь крупного рогатого скота.

Лямблии паразитируют в кишечнике млекопитающих, вызывая болезнь лямблиоз.

Паразитическая инфузория балантидий вызывает у человека тяжелые, напоминающее дизентерию расстройства. Она также может паразитировать в кишечнике свиней, которая не приносит вреда, но ими может заразиться человек.

Задание для группы № 3

Для животных подцарства Простейшие характерны два способа размножения: бесполое и половое.

При бесполом размножении (характерно для типов (Саркодовые, Жгутиконосцы, Инфузорий) происходит деление клетки надвое. Сначала делится ядро клетки, а затем на теле появляются перетяжка, которая делит его на две примерно равные части, в каждой из которых оказывается по одному ядру.

Для представителей типа Инфузорий характерен и половой способ размножения – конъюгация. При половом процессе увеличения числа особей не происходит. Две инфузории временно соединяются друг с другом. На месте соприкосновения пелликула растворяется, и между животными образуется соединительный мостик из цитоплазмы. Большое ядро каждой инфузории исчезает. Малое ядро дважды делится, в результате чего в каждой инфузории получается 4 дочерних ядра. Три из них размножаются, а четвертое снова делится. В результате в каждой инфузории остается по два ядра.

Одно из этих ядер по цитоплазматическому мостику переходит в другую инфузорию и там сливается с неподвижным ядром. Затем в каждой инфузории из этого вновь образовавшегося ядра формируются большое и малое ядро и инфузории расходятся. Половой процесс ведет к обновлению генетического материала, что увеличивает жизнестойкость организмов.

Задание для группы № 4

Вольвокс может служить моделью, показывающей, как из одноклеточных организмов могли произойти многоклеточные.

Тело колониальных жгутиконосцев состоят из многих клеток. Первые колонии возникают, вероятно, вследствие того, что после деления клетки не расходятся, а остаются вместе. Число клеток в колонии вольвокса может достигать более 60 тысяч, внутренняя полость его шара занята жидкой слизью.

В колонии вольвокса существуют различные типы клеток (отвечающие за питание, движение, размножение), что характерно для многоклеточных.

.

Задание для группы № 5

Рекомендуемые для кроссворда слова: амеба, клетка, цитоплазма, ядро, циста, органоид, конъюгация, колония, жгутик, ложноножка, раздражимость, выделение, эвглена, вольвокс, радиолярии, лучевики, пелликула, эндоплазма, эктоплазма.

Сообщение учащегося о болезнетворных простейших

В организме человека паразитирует более 30 видов простейших.

В человеке может паразитировать несколько видов плазмодия, вызывающих разные формы малярии. Попадая в кровь человека со слюной комара из рода Anopheles, возбудитель малярии разносится по всему телу, задерживаясь в печени, а затем переселяются в эритроциты, где питается гемоглобином. Сразу во многих красных клетках крови идет размножение паразитов. Затем все они одновременно разрывают оболочку эритроцитов и выходят в кровяное русло. Это и вызывает приступ лихорадки. После того как паразиты внедряются в новые эритроциты, температура тела больного нормализуется до их следующего массового выхода.

Возбудителями ряда опасных болезней человека и животных являются паразитические жгутиконосцы. Один из видов трипаносом вызывает “сонную болезнь”, от которой в Африке ежегодно умирают тысячи людей. Природный резервуар этого паразита – африканские антилопы, совершенно не страдающие от присутствия в их крови жгутиконосцев. Переносчиками трипаносом являются кровососущие мухи цеце. Трипаносомы проникают в кровь, лимфатические железы, а затем и в спинномозговую жидкость. При отсутствии лечения “сонная болезнь” всегда приводит к смерти.

Ответы к тестовой работе.

I вариант (инфузория туфелька) – 2, 3, 5, 8, 9, 11, 13

II вариант (амеба обыкновенная) – 1, 4, 5, 7, 9, 11, 12.