Задачи урока.
Обучающие:
- знать свойства квадрата, уметь применять свойства при решении задач;
- уметь методом перебора сконструировать ту или иную фигуру;
- уметь по рисунку объяснять конструкцию фигуры.
Развивающие:
- развивать комбинаторные способности, т.е. исследовать “метод перебора вариантов”
- формировать умение использовать определение и свойства квадрата при решении задач
- развивать оперативное мышление;
- развивать двигательную сферу, моторику мелких мышц, умение координировать сои двигательные действия.
Воспитательные:
- формирование коммуникативных умений посредством работы в парах;
- привитие интереса к предмету;
- воспитание аккуратности, эстетичности.
Цель урока: Развитие координации движения, конструкторских способностей, формирование пространственного представления.
Оборудование: шахматная доска, набор фигур пентамино.
Ход урока
1. Организационный момент
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Проверка готовности к уроку.
2. Постановка учебной задачи
Вопросы к классу:
- Какие фигуры вы изготовляли дома?
- Пентамино.
- Из каких фигур оно состоят?
- Из квадратов.
- А как квадраты расположены по отношению друг к другу?
- Квадраты “край в край”
- Как вы считаете, какая тема нашего урока?
Вместе с учителем формулируют тему урока: Квадраты “край в край”. Пентамино.
-У вас на партах карточка: Приложение 1
Задание: по рисунку, который лежит перед вами, решить задачу.
Дано: ОF=5 см
Найти:
1 вариант AF и CE.
2 вариант: FK и OE.
Самостоятельно работают в тетради. (У доски с каждого варианта демонстрируют решение. Учащиеся оценивают решение).
3. “Открытие” детьми нового знания
Вопросы к классу:
- Всего одно данное, а сколько неизвестных мы нашли?
- Два неизвестных.
- Что же нам помогло?
- Помогло то, что у квадрата равны стороны и диагонали и точкой пересечения делятся пополам.
Повторяются определения и свойства квадрата.
Учитель предлагает задание и систему вопросов, которые подводят их к самостоятельному “открытию” нового.
Задание: среди данных фигур, представленных на доске, найти лишнюю.
- Почему вы решили, что именно эта фигура лишняя?
- Что же означает слово “Пентамино”?
Пенте – греческое слово обозначает пять (на доске записано слово и его обозначение).
4. Первичное закрепление
Учитель предлагает задание, которое проверяет сущность понимания новых понятий.
Задача: Составить фигуру из двух различных частей пентамино. Зарисуйте в тетради фигуру и закрасьте цветными карандашам части, из которых вы ее составили. Приложение 3
После, учитель предлагает поиграть в парах.
Игра “Шахматная доска”
Правила игры: двое игроков по очереди выбирают одну из 12 фигур и располагают ее на свободных клетках поля. Проигрывает тот, кто первым не сможет разместить на доске ни одного пентамино.
- Сколько всего клеточек у вас на доске (64)
- А в 12 фигурах пентамино сколько клеточек? (60)
- Что же делать с 4 лишними? (В середину положите квадрат 2х2 см)
Играют в парах на шахматной доске. Модели изготовлены дома или можно использовать готовые. В конце игры подводят итоги.
- Удалось ли вам сыграть?
- Показалось ли вам эта игра интересной?
- Ребята, выберите наиболее красивые и интересные на ваш взгляд модели шахматных досок.
Зарисовать фигуру может каждый. А сможете ли вы её описать по внешнему виду? Найдите у себя фигуру как на доске.
Это не квадрат, не прямоугольник. Как её назвать? Попробуй её описать словами.
5. Актуализация знаний
Задание: Попробуйте в тетради составить конструкцию из двух-трех букв “Т” и не показывая соседу по парте, словесно опишите фигуру так, чтобы сосед смог её зарисовать.
(Работа в парах). Учитель делает вывод по заданию.
Задание: Составьте из всех фигур пентамино прямоугольник, как на доске Приложение 5.
Поменяйте каким-либо образом местами две фигуры, чтобы в прямоугольнике ничего не изменилось.
6. Итог урока (рефлексия)
Учитель подводит итог урока. Задает вопросы классу.
- С какой геометрической фигурой вы сегодня работали?
- Что повторили?
- Что больше всего вам понравилось на уроке?
- Где можно применять фигуры пентамино?
Домашнее задание. Представьте, что вы дизайнер и создайте из фигур пентамино свой паркет на формате А4.