Квадраты "край в край". Пентамино. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Задачи урока.

Обучающие:

- знать свойства квадрата, уметь применять свойства при решении задач;

- уметь методом перебора сконструировать ту или иную фигуру;

- уметь по рисунку объяснять конструкцию фигуры.

Развивающие:

- развивать комбинаторные способности, т.е. исследовать “метод перебора вариантов”

- формировать умение использовать определение и свойства квадрата при решении задач

- развивать оперативное мышление;

- развивать двигательную сферу, моторику мелких мышц, умение координировать сои двигательные действия.

Воспитательные:

- формирование коммуникативных умений посредством работы в парах;

- привитие интереса к предмету;

- воспитание аккуратности, эстетичности.

Цель урока: Развитие координации движения, конструкторских способностей, формирование пространственного представления.

Оборудование: шахматная доска, набор фигур пентамино.

Ход урока

1. Организационный момент

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Проверка готовности к уроку.

2. Постановка учебной задачи

Вопросы к классу:

- Какие фигуры вы изготовляли дома?

- Пентамино.

- Из каких фигур оно состоят?

- Из квадратов.

- А как квадраты расположены по отношению друг к другу?

- Квадраты “край в край”

- Как вы считаете, какая тема нашего урока?

Вместе с учителем формулируют тему урока: Квадраты “край в край”. Пентамино.

-У вас на партах карточка: Приложение 1

Задание: по рисунку, который лежит перед вами, решить задачу.

Дано: ОF=5 см

Найти:

1 вариант AF и CE.

2 вариант: FK и OE.

Самостоятельно работают в тетради. (У доски с каждого варианта демонстрируют решение. Учащиеся оценивают решение).

3. “Открытие” детьми нового знания

Вопросы к классу:

- Всего одно данное, а сколько неизвестных мы нашли?

- Два неизвестных.

- Что же нам помогло?

- Помогло то, что у квадрата равны стороны и диагонали и точкой пересечения делятся пополам.

Повторяются определения и свойства квадрата.

Учитель предлагает задание и систему вопросов, которые подводят их к самостоятельному “открытию” нового.

Задание: среди данных фигур, представленных на доске, найти лишнюю.

Приложение 2

- Почему вы решили, что именно эта фигура лишняя?

- Что же означает слово “Пентамино”?

Пенте – греческое слово обозначает пять (на доске записано слово и его обозначение).

4. Первичное закрепление

Учитель предлагает задание, которое проверяет сущность понимания новых понятий.

Задача: Составить фигуру из двух различных частей пентамино. Зарисуйте в тетради фигуру и закрасьте цветными карандашам части, из которых вы ее составили. Приложение 3

После, учитель предлагает поиграть в парах.

Игра “Шахматная доска”

Правила игры: двое игроков по очереди выбирают одну из 12 фигур и располагают ее на свободных клетках поля. Проигрывает тот, кто первым не сможет разместить на доске ни одного пентамино.

- Сколько всего клеточек у вас на доске (64)

- А в 12 фигурах пентамино сколько клеточек? (60)

- Что же делать с 4 лишними? (В середину положите квадрат 2х2 см)

Играют в парах на шахматной доске. Модели изготовлены дома или можно использовать готовые. В конце игры подводят итоги.

- Удалось ли вам сыграть?

- Показалось ли вам эта игра интересной?

- Ребята, выберите наиболее красивые и интересные на ваш взгляд модели шахматных досок.

Зарисовать фигуру может каждый. А сможете ли вы её описать по внешнему виду? Найдите у себя фигуру как на доске.

Приложение 4

Это не квадрат, не прямоугольник. Как её назвать? Попробуй её описать словами.

5. Актуализация знаний

Задание: Попробуйте в тетради составить конструкцию из двух-трех букв “Т” и не показывая соседу по парте, словесно опишите фигуру так, чтобы сосед смог её зарисовать.

(Работа в парах). Учитель делает вывод по заданию.

Задание: Составьте из всех фигур пентамино прямоугольник, как на доске Приложение 5.

Поменяйте каким-либо образом местами две фигуры, чтобы в прямоугольнике ничего не изменилось.

6. Итог урока (рефлексия)

Учитель подводит итог урока. Задает вопросы классу.

- С какой геометрической фигурой вы сегодня работали?

- Что повторили?

- Что больше всего вам понравилось на уроке?

- Где можно применять фигуры пентамино?

Домашнее задание. Представьте, что вы дизайнер и создайте из фигур пентамино свой паркет на формате А4.