Урок по теме "Реки"

Разделы: География


Цели и задачи урока: сформировать представление о реке и ее частях, о речной системе. Развить умение определять географическое положение реки, показывать реки на географической карте.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование.

  1. Компьютерная техника (мультимедийный проектор).
  2. Мультимедийная презентация “Реки”.
  3. Текст тестовой работы.
  4. Атлас, контурная карта.
  5. Учебник Т.П. Герасимова Н.П. Неклюкова “Начальный курс географии”.
  6. Репродукция картины А.К. Саврасова “Берег реки”.

Проведение урока с использованием средств ТСО (или в компьютерном классе).

План урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала:

- понятие о реках;

- части реки;

- бассейн реки и водораздел;

- типы рек;

- водопады (сообщение учащихся).

4. Закрепление.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов урока и выставление оценок.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка наличия учебных принадлежностей, раздаточного материала на рабочем месте учащегося.

Объявление темы урока. Слайд № 1. Презентация

Цели и задачи урока. Слайд № 2.

2. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос по вопросам, выведенным на экран. Слайд № 3-9

1. Пресная вода составляет в гидросфере земли:

а) 52% б) 2% в) 78%

2. Назовите материк, в котором есть внутреннее море:

а) Австралия б) Северная Америка в) Евразия г) Африка

3. К бассейну какого океана относится Средиземное море:

а) Тихого б) Атлантического в) Индийского г) Северного Ледовитого

4. Быстрее остывает поверхность:

а) суши б) мирового океана

5. Течение Куросио делает климат Японии:

а) теплее б) холоднее в) не оказывает влияния на климат

6. Приливы вызываются силами притяжения:

а) Земли б) Луны в) Солнца г) Марса

7. Цунами – это:

а) волны, вызываемые морскими приливами

б) волны, образующиеся при извержении подводных вулканов и землетрясениях

в) причудливые формы рельефа

8. Географический диктант. Цифрами на контурной карте обозначьте следующие объекты: моря – 1. Черное, 2. Средиземное, 3. Берингово, 4. Карское, 5. Красное, 6. Аравийское, 7. Карибское; заливы – 8. Бискайский, 9. Бенгальский, 10. Мексиканский; проливы – 11. Гибралтарский, 12. Берингов, 13. Дрейка.

3. Изучение нового материала

- Отгадайте загадку: идет – молчит, лежит – молчит, а когда умирает – слезу проливает. (Снег) Куда уходит вода, полученная от таяния снега?

Предполагаемый ответ: просачивается в землю или стекает по поверхности:

- даем определение реки. Слайд № 10 Водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки – называется река.

- даем определение речная долина - широкое углубление, в котором расположено русло реки. Слайд №11

- даем определение исток реки - начало реки. Слайд №12

- работа с атласом и контурной картой. Задание 1, 2. Слайд №13, 14

- даем определение устье реки – место, где река впадает в другую реку, озеро или море. Слайд №15

- работа с атласом и контурной картой. Задание 3. Слайд №16

- даем понятие правого и левого притока. Задание 4. Слайд №17

- даем определение водосборный бассейн – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку. Сравнительная характеристика площади Австралии и бассейна р. Амазонка Слайд №18, 19

- типы рек: равнинные (Слайд №21) и горные (Слайд №22)

- географическое положение реки. Задание 5 Слайд №20

- сообщение учащихся о водопадах.

4. Закрепление. Работа с картой. Впишите в таблицу названия рек, которые вы нанесли на контурную карту, и заполните графы таблицы:

Название реки

Океан, к которому относится

На каком материке располагается

     
     

5. Домашнее задание: $ 30. Вопросы и задания после параграфа. Творческое задание на развитие речи по географической тематике: рассмотрите репродукцию картины А.К. Саврасова “Берег реки” и составьте научное описание реки.

6. Подведение итогов урока и выставление оценок за работу на уроке.