Цели и задачи урока: сформировать представление о реке и ее частях, о речной системе. Развить умение определять географическое положение реки, показывать реки на географической карте.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование.
- Компьютерная техника (мультимедийный проектор).
- Мультимедийная презентация “Реки”.
- Текст тестовой работы.
- Атлас, контурная карта.
- Учебник Т.П. Герасимова Н.П. Неклюкова “Начальный курс географии”.
- Репродукция картины А.К. Саврасова “Берег реки”.
Проведение урока с использованием средств ТСО (или в компьютерном классе).
План урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала:
- понятие о реках;
- части реки;
- бассейн реки и водораздел;
- типы рек;
- водопады (сообщение учащихся).
4. Закрепление.
5. Домашнее задание.
6. Подведение итогов урока и выставление оценок.
Ход урока
1. Организационный момент
Проверка наличия учебных принадлежностей, раздаточного материала на рабочем месте учащегося.
Объявление темы урока. Слайд № 1. Презентация
Цели и задачи урока. Слайд № 2.
2. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос по вопросам, выведенным на экран. Слайд № 3-9
1. Пресная вода составляет в гидросфере земли:
а) 52% б) 2% в) 78%
2. Назовите материк, в котором есть внутреннее море:
а) Австралия б) Северная Америка в) Евразия г) Африка
3. К бассейну какого океана относится Средиземное море:
а) Тихого б) Атлантического в) Индийского г) Северного Ледовитого
4. Быстрее остывает поверхность:
а) суши б) мирового океана
5. Течение Куросио делает климат Японии:
а) теплее б) холоднее в) не оказывает влияния на климат
6. Приливы вызываются силами притяжения:
а) Земли б) Луны в) Солнца г) Марса
7. Цунами – это:
а) волны, вызываемые морскими приливами
б) волны, образующиеся при извержении подводных вулканов и землетрясениях
в) причудливые формы рельефа
8. Географический диктант. Цифрами на контурной карте обозначьте следующие объекты: моря – 1. Черное, 2. Средиземное, 3. Берингово, 4. Карское, 5. Красное, 6. Аравийское, 7. Карибское; заливы – 8. Бискайский, 9. Бенгальский, 10. Мексиканский; проливы – 11. Гибралтарский, 12. Берингов, 13. Дрейка.
3. Изучение нового материала
- Отгадайте загадку: идет – молчит, лежит – молчит, а когда умирает – слезу проливает. (Снег) Куда уходит вода, полученная от таяния снега?
Предполагаемый ответ: просачивается в землю или стекает по поверхности:
- даем определение реки. Слайд № 10 Водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки – называется река.
- даем определение речная долина - широкое углубление, в котором расположено русло реки. Слайд №11
- даем определение исток реки - начало реки. Слайд №12
- работа с атласом и контурной картой. Задание 1, 2. Слайд №13, 14
- даем определение устье реки – место, где река впадает в другую реку, озеро или море. Слайд №15
- работа с атласом и контурной картой. Задание 3. Слайд №16
- даем понятие правого и левого притока. Задание 4. Слайд №17
- даем определение водосборный бассейн – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку. Сравнительная характеристика площади Австралии и бассейна р. Амазонка Слайд №18, 19
- типы рек: равнинные (Слайд №21) и горные (Слайд №22)
- географическое положение реки. Задание 5 Слайд №20
- сообщение учащихся о водопадах.
4. Закрепление. Работа с картой. Впишите в таблицу названия рек, которые вы нанесли на контурную карту, и заполните графы таблицы:
Название реки |
Океан, к которому относится |
На каком материке располагается |
5. Домашнее задание: $ 30. Вопросы и задания после параграфа. Творческое задание на развитие речи по географической тематике: рассмотрите репродукцию картины А.К. Саврасова “Берег реки” и составьте научное описание реки.
6. Подведение итогов урока и выставление оценок за работу на уроке.