С введением отрицательных чисел расширяется понятие о числе, так как к множеству натуральных и дробных чисел, которые получают при этом название положительных чисел, и нуля присоединяются новые элементы. Поэтому возникают трудности, обусловленные, прежде всего тем, что смысл новых чисел и арифметических действий с ними противоречит представлениям, которые сложились у учащихся в процессе изучения натуральных и дробных чисел. Данный урок представлен как урок обобщения и систематизации знаний.
Цели и задачи:
- закрепить умения и навыки сложения, вычитания, умножения и деления отрицательных и положительных чисел;
- обобщить и систематизировать знания учащихся, проверить полноту, глубину и прочность знаний и умений;
- развивать у учащихся умение анализировать, выделять главное, способность к самоконтролю;
- воспитывать внимательность, трудолюбие, аккуратность, интерес к предмету
Оформление.
На доске – фрагмент ночного неба в
иллюминаторе.
Для каждого этапа урока – зрительный образ.
Таблица с ответами (для этапа «Метеоритный
дождь»)
«Млечный Путь» – настроение урока.
Критерии оценок.
ХОД УРОКА
Приложение 1. Слайды 1-3
“Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – я пойму”
– гласит древняя китайская мудрость
1. Организационный момент (Приложение 1. Слайды 4-6)
– Любите ли вы смотреть на ночное безоблачное небо? Оно завораживает и притягивает взоры людей. Сегодня, ребята, мы выступаем в роли исследователей-астрономов. Вы знаете, что космос безграничен, и не все звёзды ещё открыты и названы. Наш урок называется … А вот как он называется, вы узнаете из следующего задания.
2. Устный счёт (Приложение 1. Слайды 7-8)
… Мимо созвездия Девы,
созвездия Льва и Весов
несётся по чёрному небу
созвездие Гончих Псов.
– Нам предстоит рассчитать с помощью
сложения и вычитания положительных и
отрицательных чисел маршрут, по которому учёные
направят космический корабль для исследования
новой звезды.
На партах есть карточки с примерами, но это
необычные карточки. Каждая карточка начинается с
числа, которое является ответом предыдущей
карточки с примером. В центре управления полётом
нам проложат маршрут.
0 + (–100) = –100 + (–900)=–1000 + 800=–200 + 500 = 300 + (–140)= 160–65 = 95 – (–10) = 105 + (–700) = –595 + (–11) = –606–4 = –610 + (–200) =–810 + 810 = 0
На доске: Вразброс расположены числа, которые в процессе решения соединяются ярким шнурком, символизируя маршрут.
0 О | –100 Т |
–1000 К |
–200 Р |
300 О |
160 Й |
95 З |
105 В |
–595 Е |
–606 З |
–610 Д |
–810 У |
(Приложение 1. Слайд 9)
– Теперь можно прочитать тему урока: « Открой звезду» (Приложение 1. Слайд 10)
(Приложение 1. Слайд 11)
Цели урока: (сообщают уч-ся)
3. Математический диктант
– Маршрут проложен, можно запускать
корабль. Но вы-то знаете, что на корабле очень
много приборов, которые надо проверить для
безопасного полёта. Садитесь в кресла
борт-инженеров и проверьте эти приборы.
(Приложение 1. Слайды
12-13) (уч-ся приготовили задания к математическому
диктанту)
4. Работа в группах. (Приложение 1. Слайд 14 – Метеоритный дождь)
Проверка приборов завершена. Корабли готовы к запуску. Экипажам занять свои места. По пути следования вам предстоит преодолеть метеоритный дождь. (дети заполняют карточки с примерами, а на доске такая же таблица с ответами). Пустые карточки – на столах. (Приложение 1. Слайд 15)
+ |
– 7 |
– 3 |
9 |
12 |
5 |
– 3 |
|||||
– 7 |
|||||
– 10 |
|||||
8 |
|||||
– 12 |
заполненная – на доске. (Приложение 1. Слайд 16)
+ |
–7 |
–3 |
9 |
12 |
5 |
–3 |
–10 |
–6 |
6 |
9 |
2 |
–7 |
–14 |
–10 |
2 |
5 |
–2 |
–10 |
–17 |
–13 |
–1 |
2 |
–5 |
8 |
1 |
5 |
17 |
20 |
13 |
–12 |
–19 |
–15 |
–3 |
0 |
–7 |
По окончании работы подвести итог: экипаж, не
совершивший ни одного столкновения с метеоритом,
получает оценку «звезду », т.е. выполнены все 25
примеров
1-3 столкновения – 4,
4-6 столкновений – 3,
7 и больше – попадает в чёрную дыру (надеюсь, что
этого не случится).
Молодцы! Все преодолели метеоритный дождь. Теперь можно сесть за открытия.
5. Самостоятельная работа
Часто говорят, «открытие на кончике пера», т.е. с
помощью вычислений делается открытие. Ведь место
расположения звёзд сначала рассчитывали на
бумаге и уже гораздо позже наблюдали их в
телескоп. Возьмите в руки ручки и тетради и
решите каждый свои примеры.
(Приложение 1. Слайд 17)
1. Работа по настенной таблице. (Приложение 1. Слайд 18)
- Найдите сумму чисел, стоящих в столбцах С и Д.
- Сравните числа из столбцов А и В.
- Умножьте каждое число строки n на – 6.
- Разделите каждое число столбца В на 10.
- Найти разность чисел, стоящих в столбцах А и В
- Умножить каждое число строки х на 7
|
А |
В |
С |
D |
Е |
m |
0 |
– 10 |
0,8 |
–1,1 |
1\2 |
n |
1 |
– 18 |
–0,7 |
3,7 |
5\6 |
l |
– 5 |
– 28 |
–0,6 |
1,8 |
–11\3 |
t |
– 7 |
16 |
–0,5 |
–4,1 |
–8\9 |
s |
6 |
– 34 |
0,1 |
–1,9 |
3\4 |
x |
– 4 |
– 14 |
–0,3 |
–9,7 |
3\7 |
2. Фронтальная беседа с классом по основным определениям темы:
- Как сравнить числа с разными знаками?
- Как сравнить два отрицательных числа?
- Какие числа называются противоположными?
- Что называется модулем числа?
- Чему равна сумма двух отрицательных чисел?
- Чему равна сумма двух чисел разных знаков?
- Как умножить два числа с разными знаками?
- Как умножить два отрицательных числа?
- Чему равно частное двух отрицательных чисел?
- Чему равно частное двух чисел разного знака?
(Приложение 1. Слайды 19-22 – дополнительные задания)
4 уровня сложности:
* –19 + 6; –7 + (–11); –13 + (–15) + 9 + (–17).
** 8,9 + (–6,7); 12–(–4); (–20) + 25 + (–30) + (–40).
*** –9,8 + (–5,9); –10–9; (–4,7) + 0,6 + (–0,9) + 1,8.
**** –17 + 24–8; (–13,6) + (–3,8)–( + 8,4)–(–8,9) + 4,6.
Ответы:
* –13; –18; –36.
** 2,2; 16; –65.
*** –15,7; –19; –3,2.
**** –1; –12,3.
Звёздочки с ответами и фамилиями прикрепите на ночное небо. Можно прочитать легенду (Приложение 2)
6. Подведение итогов
Посмотрите, ребята, как засверкало наше небо! Сколько новых звезд мы открыли и зажгли. Может быть, кто-то не сумел открыть новую звезду, значит их открытия ещё впереди, им надо немного постараться. Все на уроке нашли себе занятие? Вам понравилось? Пусть каждый нарисует своё настроение на звёздочке и прикрепит на «Млечный Путь» (полоска над доской). В процессе решения заданий, заполняется сертификат.
(Приложение 1. Слайд 23)