Урок-смотр "Открой свою звезду" по теме "Действия с положительными и отрицательными числами" в 6-м классе

Разделы: Математика


С введением отрицательных чисел расширяется понятие о числе, так как к множеству натуральных и дробных чисел, которые получают при этом название положительных чисел, и нуля присоединяются новые элементы. Поэтому возникают трудности, обусловленные, прежде всего тем, что смысл новых чисел и арифметических действий с ними противоречит представлениям, которые сложились у учащихся в процессе изучения натуральных и дробных чисел. Данный урок представлен как урок обобщения и систематизации знаний.

Цели и задачи:

  • закрепить умения и навыки сложения, вычитания, умножения и деления отрицательных и положительных чисел;
  • обобщить и систематизировать знания учащихся, проверить полноту, глубину и прочность знаний и умений;
  • развивать у учащихся умение анализировать, выделять главное, способность к самоконтролю;
  • воспитывать внимательность, трудолюбие, аккуратность, интерес к предмету

Оформление.

На доске – фрагмент ночного неба в иллюминаторе.
Для каждого этапа урока – зрительный образ. Таблица с ответами (для этапа «Метеоритный дождь»)
«Млечный Путь» – настроение урока.
Критерии оценок.

ХОД УРОКА

Приложение 1. Слайды 1-3

“Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – я пойму”

– гласит древняя китайская мудрость

1. Организационный момент (Приложение 1. Слайды 4-6)

– Любите ли вы смотреть на ночное безоблачное небо? Оно завораживает и притягивает взоры людей. Сегодня, ребята, мы выступаем в роли исследователей-астрономов. Вы знаете, что космос безграничен, и не все звёзды ещё открыты и названы. Наш урок называется … А вот как он называется, вы узнаете из следующего задания.

2. Устный счёт (Приложение 1. Слайды 7-8)

… Мимо созвездия Девы,
созвездия Льва и Весов
несётся по чёрному небу
созвездие Гончих Псов.

– Нам предстоит рассчитать с помощью сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел маршрут, по которому учёные направят космический корабль для исследования новой звезды.
На  партах есть карточки с примерами, но это необычные карточки. Каждая карточка начинается с числа, которое является ответом предыдущей карточки с примером. В центре управления полётом нам проложат маршрут.

0 + (–100) = –100 + (900)=–1000 + 800=–200 + 500 = 300 + (140)= 160–65 = 95 – (10) = 105 + (700) = –595 +  (11) = –6064 = –610 + (200) =–810 + 810 = 0

На доске: Вразброс расположены числа, которые в процессе решения соединяются ярким шнурком, символизируя маршрут.

0 О

–100 Т

–1000 К

–200 Р

300 О

160 Й

95 З

105 В

–595 Е

–606 З

–610 Д

–810 У

(Приложение 1. Слайд 9)

– Теперь можно прочитать тему урока: « Открой звезду» (Приложение 1. Слайд 10)

(Приложение 1. Слайд 11)

Цели урока: (сообщают уч-ся)

3. Математический диктант

Маршрут проложен, можно запускать корабль. Но вы-то знаете, что на корабле очень много приборов, которые надо проверить для безопасного полёта. Садитесь в кресла борт-инженеров и проверьте эти приборы.
(Приложение 1. Слайды 12-13) (уч-ся приготовили задания к математическому диктанту)

4. Работа в группах. (Приложение 1. Слайд 14 – Метеоритный дождь)

Проверка приборов завершена. Корабли готовы к запуску. Экипажам занять свои места. По пути следования вам предстоит преодолеть метеоритный дождь. (дети заполняют карточки с примерами, а на доске такая же таблица с ответами). Пустые карточки – на столах. (Приложение 1. Слайд 15)

+

– 7

– 3

9

12

5

– 3

         

– 7

         

– 10

         

8

         

– 12

         

 заполненная – на доске. (Приложение 1. Слайд 16)

+

–7

–3

9

12

5

–3

–10

–6

6

9

2

–7

–14

–10

2

5

–2

–10

–17

–13

–1

2

–5

8

1

5

17

20

13

–12

–19

–15

–3

0

–7

По окончании работы подвести итог: экипаж, не совершивший ни одного столкновения с метеоритом, получает оценку «звезду », т.е. выполнены все 25 примеров
1-3 столкновения – 4,
4-6 столкновений – 3,
7 и больше – попадает в чёрную дыру (надеюсь, что этого не случится).

Молодцы! Все преодолели метеоритный дождь. Теперь можно сесть за открытия.

5. Самостоятельная работа

Часто говорят, «открытие на кончике пера», т.е. с помощью вычислений делается открытие. Ведь место расположения звёзд сначала рассчитывали на бумаге и уже гораздо позже наблюдали их в телескоп. Возьмите в руки ручки и тетради и решите каждый свои примеры.
(Приложение 1. Слайд 17)

1. Работа по настенной таблице. (Приложение 1. Слайд 18)

  • Найдите сумму чисел, стоящих в столбцах С и Д.
  • Сравните числа из столбцов А и В.
  • Умножьте каждое число строки n на – 6.
  • Разделите каждое число столбца В на 10.
  • Найти разность чисел, стоящих в столбцах А и В
  • Умножить каждое число строки х на 7 

 

А

В

С

D

Е

m

0

– 10

0,8

–1,1

1\2

n

1

– 18

–0,7

3,7

5\6

l

– 5

– 28

–0,6

1,8

–11\3

t

– 7

16

–0,5

–4,1

–8\9

s

6

– 34

0,1

–1,9

3\4

x

– 4

– 14

–0,3

–9,7

3\7

2. Фронтальная беседа с классом по основным определениям темы:

  • Как сравнить числа с разными знаками?
  • Как сравнить два отрицательных числа?
  • Какие числа называются противоположными?
  • Что называется модулем числа?
  • Чему равна сумма двух отрицательных чисел?
  • Чему равна сумма двух чисел разных знаков?
  • Как умножить два числа с разными знаками?
  • Как умножить два отрицательных числа?
  • Чему равно частное двух отрицательных чисел?
  • Чему равно частное двух чисел разного знака?

(Приложение 1. Слайды 19-22 – дополнительные задания)

4 уровня сложности:

* –19 + 6; –7 + (–11); –13 + (–15) + 9 + (–17).
** 8,9 + (–6,7); 12–(–4); (–20) + 25 + (–30) + (–40).
*** –9,8 + (–5,9); –10–9; (–4,7) + 0,6 + (–0,9) + 1,8.
**** –17 + 24–8; (–13,6) + (–3,8)–( + 8,4)–(–8,9) + 4,6.

Ответы:

* –13; –18; –36.
** 2,2; 16; –65.
*** –15,7; –19; –3,2.
**** –1; –12,3.

Звёздочки с ответами и фамилиями прикрепите на ночное небо. Можно прочитать легенду (Приложение 2)

6. Подведение итогов

Посмотрите, ребята, как засверкало наше небо! Сколько новых звезд мы открыли и зажгли. Может быть, кто-то не сумел открыть новую звезду, значит их открытия ещё впереди, им надо немного постараться. Все на уроке нашли себе занятие? Вам понравилось? Пусть каждый нарисует своё настроение на звёздочке и прикрепит на «Млечный Путь» (полоска над доской). В процессе решения заданий, заполняется сертификат.

(Приложение 1. Слайд 23)