Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Дошкольное учреждение сегодня рассматривается
как социально-образовательная система, которая
может решать задачи создания словий для
полноценного развития личности каждого ребёнка,
разновозрастного сотрудничества,
социально-педагогической работы с семьёй,
медицинского просвещения, оказание
психологической помощи.
Раскрывая суть дошкольного образования, мы
прежде всего говорим о его содержании.
Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования, начальный этап овладения культурно-историческими ценностями.
Под содержанием дошкольного образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, творческого способа их освоения и эмоционально-ценностного, субъективного отношения ребенка к окружающему миру, природе, людям, обществу в целом и самому себе.
Содержание дошкольного образования определяется
- Федеральными Государственными Требованиями,
- общеобразовательными программами дошкольного образования (комплексными, коррекционными и парциальными),
- системой дополнительного образования,
- уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг,
- формированием здорового образа жизни;
- системой работы с социумом.
Содержание дошкольного образования предусматривает:
- формирование основ социальной адаптации и жизненной компетентности ребенка;
- воспитание элементов научного мировоззрения, развитие позитивного отношения к окружающей среде;
- утверждение позитивного эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека;
- развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
Дошкольное образование в пределах базового компонента осуществляется по государственной базовой программе и учебно-методическим пособиям. Получение дошкольного образования детьми, которые нуждаются в коррекции развития, осуществляется по отдельным программам и методикам, разработанным на основе государственной базовой программы. Дополнительные образовательные услуги, которые не определены базовым компонентом дошкольного образования, вводятся с согласия родителей (законных представителей) в рамках предельно допустимой нагрузки ребенка.
Федеральные Государственные Требования (ФГТ), предъявляемые к дошкольным образовательным учреждениям, подразумевают модель выпускника дошкольника, как составляющей ФГТ. Областная конференция-панорама, проведенная на базе нашего детского сада, позволила определить наиболее приоритетные направления в формировании определенных качеств личности выпускника, а именно:
- мировоззрение
- интеллектуальное развитие
- отношение к труду, деятельности, обязанностям
- личностные качества
- отношение к окружающим
- культура поведения
- здоровье и ЗОЖ, отношение к природе
- эстетическая культура
- человек – творец самого себя
Например, интеллектуальное развитие, что оно подразумевает?
Умение проявлять интеллектуальную
компетентность, анализировать, сравнивать,
обобщать, классифицировать, делать
умозаключения. Свободное владение речью,
способность строить языковое общение с другими
людьми, учитывая интуитивно или сознательно
речевые каноны фонетики, семантики, грамматики.
Проявление креативности
Любознательность, желание знать новое,
задавать вопросы, экспериментировать.
Интеллектуально развитый ребенок владеет
элементами учебной деятельности: способен
принять учебную задачу, подчинить свою
деятельность ее достижению, довести работу до
конца и адекватно оценить результат.
Именно об этих качествах говорили участники
конференции: воспитатели и узкие специалисты
ДОУ, специалисты ОО и
информационно-методического центра,
преподаватели Мурманского государственного
педагогического университета и МОИПКРОиК,
студенты – будущие воспитатели, психологи и
логопеды ДОУ.
Содержание дошкольного образования реализуется
в программах: комплексных, коррекционных и
парциальных, которые включают все основные
направления развития ребенка.
Программы, используемые дошкольным
учреждением, обеспечивают оптимальную нагрузку
на ребенка, они соответствуют Закону Российской
Федерации "Об образовании" и Типовому
положению о дошкольном образовательном
учреждении, ФГТ.
Программы дошкольного образования относятся к
общеобразовательным программам дошкольного
образования и большинство из них являются
преемственными со школьными.
Образовательный процесс в нашем учреждении
строится на основе комплексных и парциальных
программ:
Программа воспитания и обучения в детском саду
под редакцией Васильевой;
Программа развития и воспитания в детском саду
«Детство», автор Бабаева;
Программа обучения и воспитания детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи,
авторы Филичева, Чиркина.
Парциальные программы с осуществлением отдельных направлений развития воспитанников дополняют содержание разделов комплексных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития ДОУ. Хочется отметить, что реализация парциальных программ проходит в рамках совместной деятельности воспитателей и детей через различные формы нерегламентированной видов деятельности. Одним из таких видов является кружковая работа.
На сегодняшний день в ДОУ работают 14 кружков по
следующим направлениям:
художественно-эстетическое;
социально-личностное; познавательно-речевое и
физическое.
В условиях модернизации и развития дошкольного
образования произошли изменения как в
организации, так и в содержании деятельности
педагогического коллектива: образовательное
пространство предполагает вариативность.
Поэтому возникла необходимость разработать
основную общеобразовательную программу
дошкольного образования учреждения, отражающую
структуру воспитательно-образовательного
процесса.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования – конкретная модель учебно-воспитательного процесса учреждения и охватывает все виды деятельности детей с учетом их приоритетности в каждом возрастном периоде и подлежит постоянной корректировке на основании ежегодно проводимого мониторинга качества предоставляемых образовательных услуг.
Именно путем удовлетворения запросов родителей на развитие, обучение и воспитание их ребенка обеспечивается повышение качества дошкольного образования:
- в ДОУ постоянно ведется контроль качества образования и обозначены приоритеты развития учреждения;
- приведены в систему используемые программы и технологии;
- имеются собственные разработки педагогов, ведутся эксперименты по их апробации и внедрению в работу с детьми.
В ДОУ функционировала городская экспериментальная площадка: «Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в ДОУ». Итогом работы стали методы и приемы, обеспечивающие более полноценное развитие ребенка, его психологическое благополучие и защищенность, выпуск брошюры «Детский сад: от диагностики к оптимизации развития, воспитания и обучения дошкольников». В рамках эксперимента появилась новая форма сотрудничества с Мурманским государственным гуманитарным университетом (МГГУ) г. Мурманска: «День студента». Это однодневные семинары, конференции на базе детского сада, на которых обсуждаются важные вопросы, касающиеся дошкольного образования. На такие встречи приглашаются студенты и преподаватели МГГУ, а также педагоги дошкольники муниципального образования ЗАТО Александровск. В этом учебном году данное мероприятие приурочено к конкурсу педагогического мастерства «Искорки педагогического поиска».
Формы предоставления образовательных услуг с целью социализации детей раннего возраста в 2009/2010 учебном году открылся центр игровой поддержки ребенка для детей в возрасте от 1 года до 2 лет. С детьми занимаются специалисты учреждения: воспитатель, педагог-психолог, инструктор ФИЗО, музыкальный руководитель. Для работы в ЦИПРе разработана образовательная программа «Карапузики», которая рецензирована специалистами кафедры дошкольного образования МОПКРОиК. Данная услуга востребована населением, количество желающих посещать ЦИПР растет, если в прошлом учебном году детей было 28, в 2010/2011 количество возросло до 38.
Формирование ЗОЖ, охрана и укрепление здоровья
дошкольников – одна из основных задач
учреждения. В соответствии с имеющейся лицензией
на право ведения медицинской деятельности
проводятся оздоровительные, медицинские,
развивающие и организационные мероприятия. В
ДОУ функционируют группы компенсирующей
направленности (логопедические). Для детей с
ограниченными возможностями составлены
индивидуальные образовательные маршруты,
которые направлены на коррекцию психического и
физического развития каждого ребенка.
На протяжении ряда лет в ДОУ работают кабинеты
БОС: логотерапевтический и офтальмологический.
Важная роль отводится системе работы с социумом – это прежде всего работа с родителями воспитанников. Без грамотно выстроенной работы невозможно обеспечение высокого качества образования детей дошкольников. В этом направлении детский сад пошел по пути создания клубной системы работы. Семейный клуб – это наиболее эффективная форма родительского всеобуча и сотрудничества. В 2010/2011 чебном в учреждении работают 9 семейных клубов на разных возрастных дошкольных группах, всего групп в ДОУ-14.
В мае 2008 года в учреждении сформирован коллегиальный орган самоуправления – Совет ДОУ. Планирование совместной работы администрации, педагогов, представителей Учредителя, родителей и общественности гарантирует учреждению прозрачность его деятельности и возможность совместного сотрудничества по созданию оптимальных условий и форм организации образовательного процесса.
Таким образом, содержание образования, в том числе и его начальной дошкольной ступени, немыслимо без опоры на уже имеющиеся традиции и усвоения кардинально новых форм.