“Интеграция – это состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое” [5]. В процессе интеграции возрастает объем, частота, интенсивность взаимодействия между элементами, достигаются большая степень ее целостности, устойчивости и эффективность действия. Под интеграцией может пониматься реализация процесса объединения и сплочения, т.е. состояние гармоничной возвышенности, упорядоченного функционирования частей целого [4]. Интеграция как явление появилась, прежде всего, в “большой” науке, в фундаментальных и прикладных ее отраслях. Она возникла на фоне своей противоположности – дифференциации наук и их отраслей, растущего объема требований к ним в каждой отрасли, рождению на этой базе все нового и нового числа наук. Углубление процесса дифференциации наук является одной из причин, ведущих к противоположному эффекту – стремлению к целостности, интеграции знаний из разных областей. В конечном счете, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единства мира и человека. В отечественной педагогической литературе понятие “интеграция” долгое время не было популярным. Однако если мы обратимся к интеграции педагогической мысли, то увидим, что потребность синтезировать знания проявляла себя в интегративной форме. Интегративный синтез различных научных знаний в единое целое – это и есть начало общечеловеческого педагогического опыта.
Первый уровень интеграции характеризуется:
а) обогащением содержания учебного
предмета за счет связи с другими предметами;
б) стержнем этого уровня интеграции является
изучаемая тема; в) разработкой тематических
занятий [1].
Второй уровень интеграции характеризуется многими факторами, главные из них:
а) развитие творческих способностей
через углубленное эстетическое развитие и
межпредметные связи;
б) развитие привычки творить, созидать;
в) развитие интеллекта обучаемого через развитие
творческого воображения; г) развитие и привитие
понятий общечеловеческих ценностей, норм
нравственности.
Интеграция предметов – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению профессиональной подготовки студентов, развитию творческого потенциала преподавателя с целью более эффективного и разумного воздействия на студентов. Серьезную попытку рассмотрения интеграции как педагогического феномена сделала В.С. Безрукова. Показав несколько примеров интеграции в системе профессионального образования, автор делает выводы: “в целом состояние теоретической и практической педагогики говорит о нарастании в ней интегративных тенденций, о преобладании интеграции в содержательной, а не в процессуальной стороне образования, о проявлении интегративных процессов, прежде всего, в укрупнении педагогических образований, о сложности и многообразии видов, вариантов, механизмов педагогического интегрирования” [2]. “Интеграцию можно определить как новую форму взаимосвязи (общего и профессионального, инженерного и экономического образования), которой присущи нерасторжимость компонентов, новая объективность – монообъект, новая структура, новые функции” [2].
Интегративная система образования – это объединение разнообразия в единое, но четко разделенное целое, компоненты которого по отношению к целому и другим его частям занимают определенное место, это – синтез веры, знаний и эмоций.
Задачи интегративной системы образования заключаются в следующем:
а) развивать у студентов в современных
условиях способности совершенствоваться и
самосовершенствоваться;
б) дать студентам устойчивые представления о
науке, искусстве в их органическом единстве.
Интегративный подход предполагает целостность и единство всего педагогического “здания”: предмета и образца образования и воспитания, содержания и методик, преподавателя и студента, методов и форм внеурочной деятельности. Процесс образования и воспитания приобретает монолитное единство логико-психологической и этико-педагогической деятельности всех его участников. Интегративный подход призван донести до сознания студентов общность предметов одного цикла, а также показать специфику содержания и методов науки в каждом учебном предмете.
Поскольку интеграция научных дисциплин должна привести к систематическому единству, а не синтезированному знанию гетерогенных областей науки (Ю.А. Овчинников, С.В. Мейен), следовательно, интеграция наук не обязательно должна завершаться синтезом знаний. Интеграция наук означает систематическое единство наук по сквозным проблемам. То есть “под интеграцией надо понимать не синтез дисциплин, и не аддитивное их совместное существование в обобщающем фолианте, а некий общий взгляд на предмет, но не с позиций какой-либо дисциплины…, а с позиций фундаментальных общечеловеческих интересов и ценностей” [3]. Подобный подход к образованию, через интегративный подход с позиции общечеловеческих интересов и ценностей способствует стиранию граней между различными частями знаний, то есть способствует интеграции учебных дисциплин, созданию холистичной образовательной среды. Это приводит к принципиальному изменению роли преподавателя в жизни студента. Главной становится не столько его образовательная функция: обязанность донести до учащихся определенный багаж знаний, сколько его способность раскрыть возможности студента, его личностный потенциал, и, в конечном счете, содействие в подготовке профессионально грамотного и компетентного во всех сферах жизнедеятельности специалиста, то есть происходит переход от традиционных ЗУНов (знание-умение-навык) к продуктивной деятельности студента и преподавателя.
Интегративные взаимодействия всесторонне влияют на процесс профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений от постановки задач до его организации и результатов. Им свойственны формирующие (образовательные, развивающие, воспитательные) и конструктивные (системообразующие) функции в предметной системе обучения. С помощью интегративного подхода на качественно новом уровне решаются задачи профессионального образования, развития и воспитания студентов, также закладывается фундамент комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Реализация интегративного подхода в профессиональном образовании активизирует умственную и поисковую деятельность студентов, способствует развитию интереса к знаниям, делает обучение компетентностным. Основным результатом такой деятельности должен стать набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и профессиональной сферах.
Библиографический список
- Багдасаров А.Э. Некоторые проблемы интеграции при создании новых программ // Нетрадиционные методы обучения и воспитания. Материалы всероссийского научно-практического семинара. – Обнинск, 1990.
- Безрукова В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизм реализации // Интегративные процессы в педагогической теории и практике. – Свердловск, 1990. – С. 5-26.
- Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. – Ульяновск: Симбирская книга, 2003. – 216 с.
- Краткий словарь по социологии / ред. А.С. Айзикович и др. – М.: Политиздат, 1990. – 477 с.
- Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия,1982. – 1600 с.