Цели:
- Образовательные:
- закрепить письменный прием деления многозначного числа на однозначное;
- отрабатывать навык письменных вычислений;
- закрепить умение решать составные задачи;
- Развивающие:
- развивать математическую смекалку;
- Воспитательные:
- формировать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Вид урока: интегрированный урок математики и окружающего мира.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, карточки: ответ + буква, карточки – листочки: ответ + сообщение, карточки: ответ + редкое растение или животное, выставка книг.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
II. Сообщение темы урока
– Сегодня на уроке мы закрепим письменный прием деления на двузначное число. Кроме того вы узнаете много интересного. (Приложение 1, cлайд 1)
III. Минутка чистописания
– Запишите числа от 0 до 70, которые делятся на 7 (0, 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70).
Проверка. (Приложение 1, cлайд 2)
IV. Устный счет
– А сейчас нужно устно решить примеры и узнаем, какое слово зашифровано. (Ответы на карточках).
240 : 6 * 10 = 400Г 5 * 70 : 100 = 35К
54 * 10 : 9 = 60О 420 – 280 : 7 = 380О
200 : 100 * 50 = 100Л 600 – 120 : 2 = 540И
400 : 8 : 10 = 5Э 810 : 9 * 100 = 9000Я
Полученные результаты расположите в порядке возрастания. (1 человек у доски).
– Какое слово получилось? (Экология)
– Что такое экология? (Слайд 3)
– А теперь устно решим задачи.
1) В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране? (193)
2) Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения? (25000)
– Какие растения, занесенные в Красную книгу, знаете? (Ландыш, кувшинка, купальницы). (Приложение 1, cлайды 4, 5, 6)
1 ученик читает заранее выученное стихотворение
(Евгений Карасев)
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное “стой!”,
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устали.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели…
– Что нельзя делать, чтобы не исчезли растения? (Рвать, топтать)
3) Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В
среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2
десятка насекомых. Сколько насекомых принесут
муравьи за 1 час? (1200)
– Для ознакомления с жизнью животных и растений
нашей страны можно прочитать книги В.Бианки,
Григория Скребицкого, Михаила Пришвина. (Выставка
книг)
– Посмотрите на доску и решите примеры. (Каждому
ряду по 1 примеру, 3 человека у доски)
– Но сначала назовите компоненты действия
сложения и вычитания.
– Как найти неизвестное слагаемое?
– Как найти уменьшаемое?
– Как найти вычитаемое?
Решив, переворачивают лист, сверяя ответ, и читают сообщение.
– столько
жуков – короедов съедает за 1 день дятел. (Приложение 1, cлайд 7)
– столько лет
живет сосна. (Приложение 1,
cлайд 8)
– столько
полевых мышей уничтожает сова за 1 год. (Приложение
1, cлайд 9)
V. Закрепление письменного приема деления на однозначное число
Работа с учебником.
Объясните по плану как выполнить деление.
7410 : 3 столбиком (1 ученик объясняет у доски)
Приложение 1, cлайд 10
- Первое неполное делимое …
- Разделю …
- Умножу …
- Вычту …
- Сравню остаток с делителем.
№ 443 (2 человека у доски, остальные по вариантам)
91440 : 4 = 22860 13140 : 6 = 2190
8320 : 8 = 1040 7224 : 8 = 903
На доске карточки с числами 22860 903 2286 93 2190 140 1040
Выберите карточки с ответом, который получился у вас. Если решили правильно, то на обратной стороне изображены растения, занесенные в Красную книгу. Показывают всему классу и читают название растения. Если на обратной стороне животное ищут ошибку и исправляют.
VI. Физминутка
VII. Анализ и решение задачи
Читаю задачу. На доске изображения поползня (в квадрате), дятла (в прямоугольнике), скворца (в треугольнике).
На территории Окского заповедника гнездятся сотни птиц. Пара поползней приносит своим птенцам в день 335 гусениц, пара дятлов – в 3 раза больше, чем пара поползней, а пара скворцов – в 5 раз больше. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?
– О ком говорится в задаче? (Составляет
краткую запись на доске ученик, сильные ученики
самостоятельно.).
– Что известно о поползнях?
– Что известно о дятлах?
– Что известно о скворцах?
– Что нужно узнать?
– Можно ли сразу ответить на главный вопрос
задачи? Почему?
– Как это можно узнать? (335 * 3 и 335 * 5)
– Повторите вопрос задачи.
– Как узнать, на сколько одно число больше или
меньше другого?
Выполняют самостоятельно.
VIII. Геометрический материал
На каких геометрически фигурах изображены
данные птицы?
– Что такое прямоугольник? Чем отличается
квадрат от прямоугольника?
– Как найти площадь прямоугольника?
– Решите задачу. Площадь клумбы, имеющей
прямоугольную форму, равна 184м2. Её длина 23
м. Чему равна ширина? (Все самостоятельно, 1 у
доски)
– Что известно? Как найти ширину, зная S и длину?
S = 184 м2.
а = 23 м
b = ? м.S = a * b
23 * b = 184
b = 184 : 23
b = 8 м.
Ответ: 8 м ширина клумбы.
IX. Итог урока
– Чему учились на уроке?
– Как называется наука, которая изучает
взаимосвязь с окружающей средой?
– Что мы можем сделать, чтобы сохранить
природу?
– Человек неотделим от природы. Он учится у
природы. Уважайте законы природы. Только в
содружестве с ней мы можем быть счастливы. (Приложение 1, cлайд 11)