Цели:
- Закрепить представления учащихся о понятиях "кодирование", "декодирование", "таблица соответствия", расширить их представления о роли кодирования, использовании кодирования в повседневной жизни;
- Познакомить учащихся со способами кодирования и декодирования с помощью таблицы соответствия (кодовой таблицы);
- Закрепить навыки использования числовой формы представления информации о размерах предмета, расстоянии и времени;
- Развивать навыки решения информационных задач по кодированию и декодированию на основе алфавита и порядковых номеров букв в нём.
Педагогические задачи
- Развивать информационную культуру;
- Развивать логическое мышление, наблюдательность и исследовательские качества.
- Ключевые понятия: числовая информация, числовое кодирование, кодовая таблица (таблица соответствия).
Требования к уровню освоения учебного материала:
- Иметь представления о том, как использовать таблицы соответствия для кодирования и декодирования и сообщений;
- Иметь представление об использовании различных форм представления (записи) информации о количестве предметов и их порядковых номерах;
- Уметь решать простейшие информационные задачи на кодирование и декодирование с использованием таблицы соответствия;
- Уметь работать с меню программ, выбирать конструкторы для решения задач с вычислениями.
Характеристика урока
- Форма организации: рассказ с элементами игры;
- Тип урока: комбинированный и решение задач;
- Стратегия: исследовательская, опережающая.
План урока:
- Вводная часть урока, постановка целей, мотивация учебной деятельности - 5 минут.
- Разминка с выборочным повторением - 5 минут.
- Проверка домашнего задания - 5 минут.
- Объяснение нового - 10 минут.
- Физкультминутка - 2 минуты.
- Практикум - 10 минут.
- Подведение итогов, рефлексия - 3 минуты.
Ход урока:
1. Вводная часть урока, постановка целей, мотивация учебной деятельности
На экране титульный слайд презентации "Число и кодирование информации". (Презентация 1) К ребятам обращается Нолик, ему нужна помощь. Но для того чтобы ему помочь, детям нужно изучить тему "Число и кодирование информации". Учитель формулирует тему урока, цели и план, по которому будет идти работа. (Слайды 2,3)
2. Разминка с выборочным повторением
На ученических компьютерах в режиме просмотра открыта практическая часть к уроку. (Презентация 2) Если нет технических возможностей, слайды практической части можно распечатать и раздать в виде карточек. Детям нужно ответить на вопросы и вписать ответы с помощью режима "Фломастер" в рукописных примечаниях.
3. Проверка домашнего задания
На экран выводится слайд с домашним заданием по вариантам. Дети меняются тетрадями и проверяют домашнее задание друг у друга по образцу на экране. (Слайды 5,6)
4. Объяснение нового материала
Учитель: - Ребята, Нолик рад, что вы хорошо подготовились к уроку и с нетерпением ждет, когда вы окажете ему помощь. Дело в том, что он получил зашифрованное письмо от своих друзей - цифр, а прочитать его не может. Вы хотите помочь Нолику? (Да) я готова вам в этом помочь, слушайте и запоминайте.
С помощью числа можно выразить размер предмета (длину, ширину, высоту), расстояние, стоимость и пр. например:
- Длина стола составляет один метр пять сантиметров. Это можно записать в числовой форме: 1 м 5 см.
- Расстояние от экрана компьютера до глаз человека должно быть пятьдесят сантиметров. Это можно записать в числовой форме: 50 см.
- Стоимость хлеба составляет десять рублей двадцать копеек. Это можно записать в числовой форме: 10 руб. 20 коп.
Числовая форма записи (представление информации на информационном носителе) размера, расстояния, стоимости, даты и времени является более краткой и понятной, чем текстовая. Поэтому текстовая форма представления информации о количестве чего- либо используется редко. Специальные формы записи даты и времени позволяют не путать их с другой информацией.
В жизни мы не замечаем то, что постоянно занимаемся кодированием информации, преобразуем звуковую форму в текстовую или числовую и обратно. Например, сказанная устно дата (звуковая форма) при записи на бумагу превращается в числовую или текстовую форму. (Слайд 7)
Перед тем, как вы начнёте сами кодировать информацию, предлагаю сделать гимнастику для глаз. Для этого просто следите глазами за движением Нолика на экране. А теперь поморгайте глазами. И закрыв глаза, сосчитайте до 5.
Бывают жизненные информационные задачи. Например, необходимо послать тайное сообщение, чтобы никто, кроме получателя не смог прочитать его. Такую информационную задачу на кодирование называют шифрованием. Один из самых распространённых способов кодирования - замена буквы числом. Именно такое письмо и получил Нолик.
Рассмотрите таблицу на экране. В ней все буквы алфавита пронумерованы по порядку. Мы можем при шифровании сообщения вместо буквы записать её порядковый номер - числовой код. Если у получателя есть такая же таблица, и он знает правило кодирования (каждая буква заменена её порядковым номером), то он легко декодирует и восстановит текст сообщения. Если он этого не знает, то ему придется потрудиться, чтобы догадаться, по какому правилу закодировано сообщение.
Таблицу, которая отражает правило кодирования и по которой можно закодировать, а затем декодировать сообщение, называют таблицей соответствия или кодовой таблицей. (Слайд 8)
5. Физкультминутка
Учитель: - Ну что же, работа вам предстоит непростая. Предлагаю размяться перед её выполнением. А Нолик вам в этом поможет. (Слайд 9)
6. Практикум
Учитель: - А теперь, ребята, пройдите к своим компьютерам. На экране вы видите зашифрованное письмо. Пользуясь таблицей соответствия (Приложение 3), которая находится у вас на столе, расшифруйте его и запишите в тетрадь. А затем щелчком левой клавиши мыши закройте окошечки с числовым кодом на экране и в режиме "Фломастер" в рукописных примечаниях запишите в получившиеся окошки буквы. Давайте проверим, правильно ли вы выполнили декодирование письма. Для этого посмотрите на экран. (Слайд 10)
Итак, цифрам нужна ваша помощь. А что нужно сделать вы узнаете дома, когда расшифруете послания на карточках, которые вы получили в начале урока вместе с таблицей соответствия. Оценивается выполнение задания с учётом правильности кодирования и декодирования сообщения. А чтобы вам было легче, прочитайте 17 и ответьте на вопросы в конце параграфа.
7. Подведение итогов, домашнее задание, рефлексия
Учитель: - Что ж, подведём итоги сегодняшнего урока.
- Числовую информацию можно выразить числом и преобразовать в текстовую форму.
- Каждую букву алфавита можно обозначить числом (порядковым номером) и записать любое слово в числовой форме, используя кодовую таблицу соответствия.
- В кодовой таблице соответствия приведены буквы и соответствующие им цифры. (Слайд 11)
В конце урока мне бы хотелось всех вас поблагодарить за хорошую работу. И хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. У вас на партах лежат изображения Нолика, но на его личике нет рта. Нарисуйте его. Если урок вам понравился, нарисуйте улыбку, а если нет, грустный ротик.
Ну а наш гость тоже прощается с вами. (Слайд 12)
Карточка с домашним заданием
17 18 6 5 13 16 8 6 15 10 6 10 9 1 12 16 5 10 18 21 11 20 6 6 4 16. |
В презентации использованы звуковые файлы: приветствие Нолика, весёлая зарядка, прощание Нолика.