Цели урока:
- подготовить учащихся к написанию сочинения – рассуждения по тексту Д.С.Лихачева “Про зависть”;
- развивать у обучающихся умения проводить самоанализ на основе личного жизненного опыта, создавать условия для развития устной монологической речи, мышления;
- воспитывать позитивное отношение к окружающим, интерес к публицистике Д.С.Лихачева, подвести учащихся к осмыслению жизненной позиции.
Задачи:
- научить учащихся формулировать основную проблему текста и комментировать её;
- определять позицию автора и отражать её в сочинении;
- излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких 2 аргументов.
Оборудование: мультимедийная установка, текст Д.С.Лихачева “Про зависть” (Приложение 1), рабочий лист урока (Приложение 2)
Ход урока
I. Сообщение темы и задач урока
– Сегодня нам предстоит познакомиться со статьей Д.С.Лихачева “Про зависть” и проанализировать ее, то есть сделать комплексный анализ текста.
Цель нашего урока — подготовиться к сочинению-рассуждению по тексту Д.С.Лихачёва. (Слайд 2)
Какие задачи нам предстоит решить? (Слайд 3)
– формулировать основную проблему текста и комментировать её;
– определять позицию автора и отражать её в сочинении;
– излагать собственное мнение по проблеме с привлечением 2 аргументов.
Вспомним план написания сочинения-рассуждения. (Слайд 4)
1. Проблематика текста (Основные вопросы,
поставленные в тексте, требующие изучения,
разрешения)
2.Комментарий проблемы (Толкование, разъяснение
основного вопроса исходного текста)
3. Позиция автора (Отношение автора к поднятой
теме, проблемам, героям)
4. Собственная позиция
5-6 Аргументы.
7. Вывод.
Откройте тетради, напишите число, классная работа, тему сегодняшнего урока:
Комплексный анализ текста. Д.С.Лихачев. Письмо пятнадцатое. Про зависть
II. Сообщение учащихся о Д.С.Лихачеве.
Дома вам нужно было подготовить небольшое сообщение о Д.С.Лихачеве (Слайд 5)
Слово учителя. Обобщение выступлений.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв – первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга, почетный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо. Имя Лихачева присвоено малой планете № 2877 (1984).
Труды академика Д.С. Лихачева по русскому летописанию и по проблемам истории и теории русской литературы и культуры стали всемирно признанной классикой филологической науки. Он автор более 500 научных работ и около 600 публикаций по самому широкому кругу проблем изучения истории, литературы, культуры и защиты памятников культурно-исторического наследия России.
Наиболее значительные его труды: “Человек в литературе Древней Руси” (1958), “Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого” (1962), “Текстология” (1962), “Поэтика древнерусской литературы” (1967), “Эпохи и стили” (1973), “Великое наследие” (1975), “Поэзия садов” (1982), “Письма о добром и прекрасном” (1985), сборник статей “Прошлое — будущему” (1985).
Его тексты совершены в эстетическом и нравственном отношении, помогают решать вопросы в воспитании и духовности ребенка.
III. Работа с текстом
3.1. Словарная работа.
– Итак, возвращаемся к теме урока. Обратите внимание на заголовок письма: “Про зависть”. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите “зависть”, “завидовать”? (Слайд 6)
ужасное чувство |
страсть |
|
ненависть к другому |
болезнь |
|
скорбь |
зависть |
страдание |
сожаление |
мука |
|
зло |
гнев |
Заглянем в словарь В.И.Даля: (справка учащегося) (Слайд 7)
Зависть –
1) досада по чужому добру или благу;
2) нежелание добра другому, а одному лишь себе.
Завидовать –
1) досадовать на чужую удачу;
2) болеть чужим здоровьем.
– А в “Толковом словаре русского языка” Ожегова дается такое определение зависти: “Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого”: (справка учащегося) (Слайд 8)
Запишем в тетрадь это определение.
Прочитайте высказывания выдающихся людей. (Слайд 9)
- Зависть никогда не знает праздника. (Ф.Бэкон).
- Из всех страстей зависть – самая отвратительная. Под именем зависти шествуют ненависть, предательство, интриги. (К.Гельвеций
- Завистник не один раз умирает, а столько, сколько слышит похвал сопернику. (Б.Грассиан)
- Зависть – подруга пустых душ. (Пиндар)
- Зависть – сожаление о чужом благе. (Плутарх)
- Зависть – враг счастливых. (Эпиктет)
- “Зависть есть скорбь о благополучии ближнего”. (Св. Григорий Богослов)
Запишите понравившееся высказывание.
– Чему завидуем?
Объектом зависти может стать все, что угодно. Для мужчин важны карьера, благосостояние, поэтому они чаще завидуют продвижению по службе, более высокой зарплате, новому автомобилю сослуживца. Женщины скорее позавидуют красивой коже, безупречной фигуре, талантливым и послушным детям, внимательному мужу. Школьники завидуют тем, кому задают меньше уроков, кого выделяют учителя. Малыши – красивым и ярким игрушкам, которые есть у друзей по садику. В подростковом возрасте объектом зависти может стать влюбленность подружки, внимание одноклассников. Так или иначе, предметом зависти становится то, чего нам больше всего не хватает для счастья.
Вывод (делают учащиеся): Зависть — одно из самых сильных человеческих чувств. Зависть — это ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
3.2. Знакомство с текстом Д.С.Лихачёва.
– А как формулирует понятие зависти академик Д.С.Лихачёв, один из самых образованных людей нашей страны? Всю свою долгую жизнь учёный занимался изучением культуры и русской литературы, а в последние годы– вопросами этики, духовности народа, особенностями его менталитета.
(Чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником).
Про зависть
(1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете? (2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?
(4) Начните перечислять всё, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре — холодно, тепло, ещё теплее, горячо, обжёгся!
(6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами запрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.
(9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
(10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.
(11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.
(12)Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.
(13)Завидуете — значит не нашли себя.
Д.С.Лихачёв
3.3. Определяем и комментируем тему, проблематику и идею текста.
– Какие варианты названия вы могли бы предложить? (др. не может быть, так как в заглавии автор указывает тему)
Итак, тема указана в заглавии “Про зависть”, причем Д.С. Лихачев использует разговорную предложную форму про. (Запись в тетрадях)
– Что волнует автора? Какова проблематика текста?
Прежде чем вы приступите к формулировке проблемы, небольшая справка (Слайд 10):
Основная проблема — это та,
– Постарайтесь сформулировать и записать проблему.
(В Письме пятнадцатом “Про зависть” Лихачев поднимает проблему зависти как самого опасного чувства человека (Запись в тетрадях)
3.4. Комментарий проблемы текста.
Теперь нам предстоит прокомментировать сформулированную проблему.
– Какие вопросы можно осветить в комментарии? (Слайд 11)
Почему автор предпочёл именно эту проблему?
Актуальна ли она? Насколько злободневна в наши дни?
К какой категории относится избранная автором проблема?
Как автору удалось привлечь к ней внимание читателя?
Как характеризует автора выбор данной проблемы?
– Давайте вернёмся к тексту Д.С.Лихачёва.
А) К какой категории можно отнести проблему?
(Нравственная)
Дадим определение проблемы ( важная, острая, злободневная, актуальная, серьезная, сложная, опасная)
Почему, характеризуя проблему, мы выбрали именно эти определения?
(В последнее время проблема зависти является одной из центральных проблем нашей жизни; это серьезная проблема, так как огромное количество людей страдает от зависти; это опасная проблема, потому что зависть творит зло, мстит из-за угла, а иногда даже толкает на преступление.)
Б) Почему всегда существует опасная близость зависти для любого человека? Зависть присуща всем людям или только некоторым?
В) В чем разрушающая сила этого чувства для завистника?
Г) Когда оно овладевает человеком? (Завистливый человек, как правило, совершает плохие поступки. Он не может бороться с этой страстью и очень мучается. С завистливым человеком избегают общаться окружающие; завистливый человек не может оценить достижения других людей, их достоинства, но самому ему от этого не легче).
3.5. Как можно охарактеризовать идею текста?
Главная мысль проблемного очерка выражена в побуждении к действию, в призыве: развивайте свои способности, будьте самим собой, знайте о собственной неповторимости в окружающем мире (каждый человек по-своему ярок и талантлив, прекрасен и неповторим), и вы никогда не будете завидовать. (Запись в тетради)
– К чему призывает нас Лихачев?
Человек познай самого себя, – вот к чему призывает нас Лихачев. Если нас беспокоят достижения окружающих, вызывая болезненную реакцию, надо задуматься, что я сделал для развития собственных способностей, как я реализую эти таланты, которые дарованы мне, верю ли я в себя, могу ли я свободно о независимо сотрудничать с успешными людьми, чтобы не стать самому чужим. (Запись в тетрадях)
Итак, тема, проблематика и идея определены. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос: что автор думает по данной проблеме?
3.6. Определяем позицию автора (Слайд 12)
Авторская позиция может быть выражена:
– чётко, прямо, непосредственно;
– в названии текста;
– риторические вопросы;
– в отдельных предложениях;
– риторические восклицания;
– через ряд аргументов;
– порядок слов;
– лексические повторы;
– оценочная лексика;
– модальные слова и частицы, вводные
конструкции.
Беседа по вопросам
1. В каком стиле написан текст? Назовите особенности этого стиля в тексте.
(Прежде всего: почему автор избирает именно публицистический стиль речи? С какой целью? Известно, что важнейшая функция публицистического стиля – воздействующая: текст написан таким стилем, который вызывает определенную реакцию у адресата)
2. Каков жанр? Докажите. (Жанр проблемный очерк, где главное – отношение к данному вопросу)
3. Что можно сказать о типе речи? Определите его признаки. (Проблемный очерк строится по типу рассуждения)
4. Какова роль вступления в форме риторических вопросов? (В роли вступления в тексте “работает” цепочка риторических вопросов. Таким способом автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса. Вслед за риторическими вопросами автор четко ставит задачу, используя глаголы в повелительном наклонении, побуждает к действию, прибегает к сравнению.)
5. Каков способ связи предложений в тексте: связь цепная или параллельная? (Параллельный способ связи доминирует в тексте)
6. Какие предложения доминируют в тексте: простые или сложные, полные или неполные? Почему автор предпочитает именно такие синтаксические конструкции? (Рассуждения автора, диалог с воображаемым собеседником (аудиторией) логичны и убедительны благодаря простым синтаксическим конструкциям – сложноподчиненные и бессоюзные предложения в сочетании с разговорными конструкциями.)
7. Охарактеризуйте лексику: книжная или разговорная? Приведите примеры. Есть ли в тексте эмоционально окрашенные слова? (Выражению авторской позиции служит книжная лексика с сочетанием с разговорной, оценочной: ужасное чувство, близость зависти, болезненное чувство, обжигающая опасность зависти. Из средств связи наиболее часто– лексический повтор.)
8. Какие части речи доминируют в тексте? Помогают ли они выразить авторскую позицию? (Задаче воздействия и убеждения служит морфология: использование в основном глаголов в форме 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, выражающие прямое побуждение к действию, желание помочь, дать совет.)
9. Какие языковые средства наиболее ярко выражают позицию автора? (Наиболее ярко используется анафора – повторяющиеся слова и словосочетания в начале предложения и абзаца, оценочные эпитеты: “ужасное чувство”, “болезненное чувство ”– выражают авторскую обеспокоенность, взволнованность. Лексические повторы и однокоренные слова позволяют увидеть авторское отношение к проблеме. Метафора “обжигающая опасность зависти” призвана остановить человека, пробудить в нём чувство осторожности, говорит о желании автора, чтобы человек был самим собой.)
10. Дайте характеристику вступления и заключения. (Вступление – тезис – автор указывает на проблему, используя риторические вопросы нацеливает на обсуждение важного вопроса; далее приводит аргументы и примеры, побуждает к действию, дает конкретный совет, рекомендации, своеобразный рецепт “как жить”; в заключение делает вывод: Завидуете — значит не нашли себя.)
Помогает ли такая композиция понять авторскую позицию? (Слайд 13)
(Цель Д.С.Лихачёва — заставить читателя обратить внимание на проблему зависти в нашей жизни. Уже в самом начале текста учёный использует ряд риторических вопросов, которые нацеливают читателя на обсуждение важной для всех проблемы. Далее автор чётко ставит задачу убедить воображаемого собеседника в том, что зависть подстерегает того, кто не защищён, у кого нет собственного “я”, чёткой жизненной позиции. Академик Лихачёв призывает нас отличаться от других, стремиться к самореализации и воплощению в жизнь поставленных целей.)
(Запись в тетради)
Физкультпауза
3.7. Аргументация собственного мнения по проблеме.
Действительно, зависть — вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности множество (Слайд 14)
Я помню, как…
Я согласна с позицией автора. Мне сразу вспоминается…
Также можно привести пример…
Сложно не согласиться с Лихачёвым, но можно привести достаточно много доказательств, что не все люди завистливы. Например,…
Типы аргументации в изложении собственной позиции.
– Зависть всегда приводила к захвату чужих земель, под каким бы предлогом ни велись завоевательные войны (из истории)
– Давайте проследим, когда же появилась зависть? Возьмем греческую мифологию.
Сообщение учащегося
Зависть – дочь океаниды Стикс и Палланта – сына титана Крия. Сестра богини победы Нике, Силы и Мощи. Зависть, к сожалению, всегда и везде сопровождает свою сестру – крылатую и ясноокую Победу.
Греки представляли Зависть уродливой, грязной и косоглазой старухой, длинные желтые зубы которой покрыты плесенью, а с высунутого наружу раздвоенного языка капает яд.
Зависть живет в пещере, грязной и черной от запекшейся крови. Нора чудовища расположена в долине, куда не проникают лучи Солнца и где не дует теплый ветер, а лишь клубится зловонный черный туман. Питается богиня исключительно змеиным мясом.
Зависть улыбается только когда видит чужие несчастья и никогда не спит, потому что ее всегда грызут мысли, что кому-то в этом мире хорошо. Больше всего мерзкое создание ненавидит, когда кто-то добивается успеха, потому что в этом случае она начинает чахнуть и иссыхать. Она является сама для себя наказанием: чем больше она беспокоит и гложет людей, тем больше разъедает сама себя.
Учитель
– Зависть, конечно, не новое явление в истории. С акта зависти начинается Библия (Каин и Авель).
Каин убил брата Авеля, когда его жертвоприношение не была оценено по достоинству.
На всём жизненном пути Христа его окружала человеческая зависть. Многочисленные примеры из истории Ветхого и Нового Заветов дают нам понять, что на протяжении веков это человеческое чувство наполняло сердца и души людей.
В христианстве зависть (лат. invidia) считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Она противопоставляется христианским добродетелям — великодушию, благожелательству и состраданию. Смертные грехи в христианстве:
Обжорство | Похоть | Алчность | Зависть | Уныние | Гнев | Гордыня.
Данная тема очень трудная и неоднозначная.
А) В каких же произведениях мы можем найти примеры зависти?
(А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”: Сальери совершает преступление, так как жажда первенства сильнее; “Капитанская дочка”: недовольство у Швабрина против Гринева; М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени”: зависть Грушницкого Печорину, который готов совершить откровенное убийство, не зарядив его пистолет), Л.Н.Толстой “Война и мир” : зависть безродного Долохова Пьеру Безухову, И.С.Тургенев “Отцы и дети”: чувство собственного достоинства и спокойствие Базарова– пища для зависти Павла Петровича Кирсанова и др.)
– Вы помните, что свое мнение нужно формулировать этически корректно. Что это значит?
– А вам я хочу выразить свои пожелания словами Омара Хайяма: (Слайд 15)
Не завидуй тому, кто силён и богат,
За рассветом всегда наступает закат,
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся как с данной тебе напрокат.
3.8. Вывод.
Заключение должно быть связано с основной проблемой и соответствовать вступлению. Это может быть: (Слайд 16)
Общий вывод
- Ответ на вопрос, поставленный во вступлении
- Рассуждение о том, какое значение будет иметь для автора сочинения прочитанный текст.
- Расширение проблемы. Новый вопрос.
IV. Рефлексия.
О ваших впечатлениях, полученных на уроке, выскажитесь, заканчивая эти предложения (см. рабочий лист урока)
Учащиеся озвучивают свои варианты предложений.
V. Домашнее задание
Написать сочинение– рассуждение по данному тексту, используя эскизы, которые вы сделали в классе и клише
VI. Подведение итогов
.Сегодня на занятии мы вспомнили типологические особенности публицистического стиля, текста– рассуждения, познакомились со способами и приемами логического разворачивания основной мысли текста-рассуждения, продолжили работу по многоаспектному анализу текста, научились видеть смысловую целостность текста, все это поможет нам при выполнении заданий по анализу текста -рассуждения на ЕГЭ.
Спасибо за урок! (Слайд 17)
Литература
1. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов.
Мысль в слове / Э.Борохов. М.: АСТ, 2000.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. СПб.:
Динамит, 1996.
3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном
// Д.С. Лихачев. М.: Детская литература, 1990.
4. Разум сердца. Мир нравственности в
высказываниях и афоризмах. М.: Изд-во
политической литературы, 1990. С. 307–308.