Тип урока: Комбинированный: театрализованное представление с творческой ситуацией.
ФОПД: групповая.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с особенностями русской народной одежды, в частности женских головных уборов.
- Сформировать понимание связи представлений людей об устройстве мира и образного строя одежды, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции.
- Развивать эстетический вкус.
- Воспитывать чувство гордости за наследие наших предков.
Оборудование: Декорации для представления, иллюстрации русской одежды, сундук с русской народной одеждой (рубашка, сарафан, пояс, картуз, шапка, кокошник, девичья повязка, лапти), заготовки головных уборов из металлокартона, нитки, бусы, степлер, шитье, краски, клей, ленты.
Зрительный ряд: репродукции с иллюстрациями русской народной одеждой, рисунки учащихся.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Дидактический материал: дидактическое пособие, разработанное учителем.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Театрализованное представление “Из бабушкиного сундука”.
Класс преобразован в горницу. В углу импровизированная печь, крестьянская утварь, расшитые полотенца.
Дашенька. Здравствуйте, гости званые и желанные. Дедушка домовой, поздоровайся с ребятами.
Домовой. Здравствуйте, дети! Милости просим! (Раздается трель сверчка). Ой, ребята, слышите?
Настенька. Кто это там стрекочет?
Домовой. Настенька, у нас за сундуком поселился сверчок.
Настенька. Как здорово! А я сегодня как раз хотела рассказать ребятишкам о бабушкином сундуке. А кто знает, что такое “сундук”?
Дашенька. Расскажи, Настенька. А проказник сверчок и домовой с ребятами тебя с удовольствием послушают.
Настенька. Хорошо. Слушайте. Сундук – это большой ящик с крышкой и замком для хранения вещей. Сундуки являлись наиболее типичной мебелью для крестьянского дома. Производились сундуки самых разных размеров. Их можно было положить друг в друга. Мастер делал за год 150-200 сундуков. Дети малые на сундуке спали. Если соседи заходили на беседу, тоже на нем устраивались. Но самая главная тайна сундука была внутри. В нем хранились вещи, которые были дороги хозяевам: девичье приданое, приготовленное к свадьбе, праздничная и наиболее ценная одежда. Она была в основном холщевая. (Настенька открывает сундук и достает холстину)
Дашенька. Холстину ткали из льна. Хоть грубовата она, но очень прочна. В каждой семье девочку с 6 лет учили прясть, а затем и ткать. Помните, как называется этот предмет? Правильно, прялка. (Показывает прялку)
Домовой. Настенька, а давайте посмотрим какое приданое лежит в сундуке?
Настенька. С давних пор считалось, что одежда укрывает и оберегает человека от злых сил, поэтому все места человеческого тела были закрыты. (Достает из сундука рубаху).
Длинные, почти до колена, рубахи имели почти закрытый ворот, рукава до запястья. Рубахи носили все: девочки и мальчики, мужчины и женщины.
Домовой. А это что за веревка?
Дашенька. Да ты, дедушка, совсем запамятовал. Ребята, что это? ( Пояс) Молодцы, это пояс. Вся одежда обязательно подпоясывалась.
Настенька. Ребята, а вы знаете, что это такое? (Достает сарафан). Правильно. Сарафан – русская женская одежда, которую надевали на рубаху.
Домовой. У-у-у! Вижу! Вижу! В сундуке что-то блестит.
Дашенька. Глазастый ты, домовой, а блестит в сундуке кокошник – головной убор замужней женщины. А девушки и девочки носили убор, который называется “девичья повязка” (Достают головные уборы и примеряют на учениц) Вот, посмотрите, как их раньше носили.
Настенька. А мужчины носили картузы (показывает), шапки (примеряют на ребят).
Домовой. А сейчас садитесь все на свои места, я вам одну историю расскажу…
Жил-был на свете мальчик Ванюшка. Все ему было интересно на свете. Однажды утром встал Ванюшка ни свет, ни заря, а отец ему рубашку дает, на мол, надевай. Присмотрелся Ванюшка к ней и спрашивает отца: “Уж больно рубашка знакомая, не твоя ли?”. “Моя”– отвечает отец. “А что же это мама мне из твоей старой рубашки ее сшила? Что же ей нового полотна для меня жалко?” – обиделся Ванюшка. Посмотрел на него отец и говорит: “С давних времен шили родители своим детям рубашки не из нового полотна, а из старой одежды родителей. И дело было не в скупости и бедности. Просто считалось, что ребенок еще не окреп как телом, так и душой, и родительская одежда защищала, оберегала от порчи, недоброго колдовства. Так и моя мать, когда я был маленьким, шила рубахи из своей старой одежды. А когда ты, Ваня, докажешь делом или поступком свою взрослость, тогда сошьет тебе мама рубаху из нового полотна”.
Выслушал Ванюшка отца и подумал про себя: “А ведь прав отец, мал я еще, чтобы носить новую рубаху. Для начала надо мне поступок хороший совершить”.
Дашенька. А ну-ка, ребята, что заскучали, отгадайте-ка загадку. Из липы свито дыряво корыто, по дороге идет, клетки кладет.
Домовой. Знаю! Знаю! Это корзина!
Настенька. Как это корзина по дороге может идти? Что это, ребята? (Лапти).
(Достает из сундука лапти, показывает) Правильно, это лапти. Эту обувь носили и мужчины, и женщины, и дети круглый год. Лапти плели, как правило, мужчины для себя и своей семьи.
Дашенька. Посмотрите, ребята, сколько мы сегодня с вами нового узнали, а в этом нам помог бабушкин сундук. Запомнили, как называются старинные вещи, которые хранятся в нем? (Показывает все вещи еще раз. Ребята отвечают) Молодцы, правильно!
Домовой. Ну что же нам пора прощаться, ведь ребят ждет интересная работа в мастер-классе, где они будут своими руками делать женские головные уборы.
Настенька и Дашенька. До свидания!
3. Сообщение учителем темы и задач творческой работы (групповая работа)
Крестьяне с давних времен передавали традиции новым поколениям в одежде.
Сегодня мы будем делать праздничные головные уборы Руси 18-19 вв. Это: девичья повязка, корона, кокошник, сорока-кичка.
Головной убор – очень важная часть костюма. По нему, как по паспорту, можно многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный строй, количество детей. Девицы носили венцы (показываю иллюстрацию), повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник. Кокошник от слова “кокошь” – петух, кика – утка, сорока. Это символы птицы. Головной убор был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц.
Нитки жемчуга и височные украшения ( показать иллюстрацию) символизировали дождевые струи. Поверх кокошника и короны набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Посмотрите на свои эскизы женских головных уборов, что вы сделали дома, обсудите их в группах и выберите самый удачный, продемонстрируйте их.
А сейчас каждый выберет себе работу по душе. Первый стол будет делать кокошник, второй – корону, третий – девичью повязку, четвертый – сороку-кичку.
Прошу выбрать группу и подготовиться к работе. (Пока дети рассаживаются по интересам и готовят рабочее место, звучит звукозапись русских народных песен).
4. Творческая работа в группах.
По выбранному эскизу или придуманному варианту дети украшают заготовку бусами, тесьмой, блестками при помощи степлера или клея.