Цель:
- Закреплять знания о многообразии природных объектов, об их взаимосвязи и взаимозависимости;
- Продолжить формировать навыки экологически грамотного поведения в природе;
- Упражнять в счете в пределах 9;
- Развивать умение решать примеры в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь цифрами и арифметическими знаками;
- Развивать умение выделять в предмете свойство “тяжесть”;
- Активизировать речь детей.
Предварительная работа:
- Беседа – рассуждение “Почему нужно бережно относиться к окружающей природе?”.
- Решение логических задач “Птичья столовая”, “Жучок – солнышко”, “В лесу”, “удивительные капельки”.
- Разучивание подвижной игры “Мы – капельки”.
- Разметка маршрута – изображение стрелок на экологической тропе.
Используемый материал:
- Игры и игровые материалы “Мы – капельки”. Авторы Т.М.Енакай, Г.Ш.Мазитова.
- Методы и приемы инновационной технологии программы “Детство” (авторский коллектив РГПУ им. А.И.Герцена, под ред. Т.И.Бабаевой и др.)
- Композиционная аудиозапись со звуками леса.
- Аудиозапись: П.Чайковский “Детский альбом”, музыка В.Шаинсково слова М.Матусовсково “Вместе весело шагать”.
- Конверт с картой – схемой.
- Маски растений, грибов, животных леса, луга, водоема – по количеству детей.
- Обручи красного, синего, зеленого цвета.
- Модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного), набор карточек с изображением разных животных.
- Геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, ромб).
- Шляпа Тучи и маски капельки по количеству детей.
- Два мешочка с камушками.
- Сундук.
- Ключ.
- Эмблемы “Юный эколог”.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы будем заниматься на свежем воздухе.
На велосипеде приезжает Почтальон – Печкин.
Печкин: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?
Дети: Здравствуйте, Почтальон – Печкин!
Печкин: А я вам принес письмо.
Воспитатель: Спасибо Почтальон – Печкин. Мы тебя приглашаем поиграть, пообщаться с нами.
Печкин: Спасибо за приглашение, но я должен во время доставить почту и потому с вами прощаюсь. Досвидания ребята.
Дети: Досвидания Почтальон – Печкин.
Воспитатель: Ну что же посмотрим, что в этом конверте. Так, так как интересно. В нем карта, на которой указан путь к сокровищам. Вы готовы отправиться на их поиски?
Дети: Да!
Воспитатель: Перед тем как отправиться в дорогу, нужно пересчитать всех участников экспедиции, чтобы никто не потерялся.
Ребенок пересчитывает детей.
Воспитатель: Свой маршрут мы будем сверять с картой. Ну, что в путь!
Звучит аудиозапись песни “Вместе весело шагать”
Воспитатель: Ребята, мне кажется, мы пришли в страну Растений. Как вы думаете, что это за страна такая?
Дети: В этой стране много растений.
– Я думаю, это страна где растут и деревья, и кустарники, и цветы, и трава.
Наблюдение на участке.
Воспитатель: Посмотрите вокруг, какие растения вы видите? Опишите их внешний вид?
Дети: Я вижу деревья, у них высокий, длинный ствол, а на нем много, много веточек и листочков.
– Есть кустарники, у которых много стволиков, на которых растут листочки.
– Вижу много цветов, у них тонкие стебли и красивая шапочка из лепестков.
Воспитатель: Молодцы ребята. Для чего нужны растения?
Дети: Они очень красивые, поэтому все время хочется смотреть на них.
– В жару можно посидеть в тенечке деревьев.
– Растениями питаются животные, насекомые, человек.
Пластический этюд “Деревья”
Воспитатель: А вы хотели бы превратиться в деревья?
Дети: Да!
Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что вы – деревья. Раннее утро. Деревья спят. Их веточки поникли (Дети стоят, руки опущены.) Но вот поляну осветили первые лучи солнца. Деревья просыпаются, расправляют ветки тянуться к солнышку. Тепло, хорошо, деревья радуются солнечному утру. (Дети поднимают руки, тянутся на носочках вверх, вытягивают шеи.) На листьях – роса. Деревья стряхнули ее. Осмотрелись по сторонам, увидели соседей – деревьев. Покивали головками, поздоровались. (Встряхивают руками, медленно поворачивают голову вправо – влево, раскланиваются.) С озера подул легкий ветерок. Закачались листья на ветках, зашумели: “ш-ш-ш”. Поиграл с деревьями ветерок и улетел. (Поднимают руки над головой. Наклоняют корпус вправо – влево. Произносят “ш-ш-ш”.) Солнце в зените припекает. Захотелось деревьям пить. Стали они тянуться корнями к подземным водам. Попили. Расправили ветки и раскрыли листья пошире. (Поочередно вытягивают носочки вперед, в сторону, назад, Поднимают руки над головой, затем плавно через стороны опускают.) Но вот солнышко садится. Наступил вечер. Деревья засыпают. Опустили веточки и уснули. (Руки на крест перед грудью.) Откройте глаза. Вы снова превратились в детей.
Воспитатель: Посмотрите на карту. Куда мы должны идти? Перед нами ручей. Переправиться через него сможет только тот, кто сыграет в игру “Кто рядом живет”.
В разных уголках площадки разложены обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски.
Воспитатель: Определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде “Занять свои дома!” обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема – в синем.
После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: “животные” и “растения” называют себя и место своего обитания.
Воспитатель: Молодцы, теперь вы можете пройти через ручей. Вот по этим необычным кочкам. Выбираете кочку с примером, встаете на него и прыгаете на кочку с цифрой означающее правильное решение примера. Будьте внимательны и осторожны.
Дети проходят через ручей по кочкам.
– Посмотрим на карту. Надо узнать, куда дальше идти.
Рассматривают карту-схему.
На карте вдоль линии, нарисованы какие-то фигуры.
Дети: Мне кажется линия это дорога.
– Это геометрические фигуры: круг, квадрат, ромб, овал.
Воспитатель: Я поняла, нам надо найти дорогу, вдоль которой изображены данные фигуры в определенной последовательности. Скажите, с какой фигуры начинается наш путь?
Дети: Путь мы начнем с круга.
– Дальше пойдем мимо квадрата.
– Пойдем мимо ромба.
– Пройдем овал.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы. Давайте поиграем в подвижную игру “Мы – капельки”.
Воспитатель надевает шляпу Тучи, дети – шапочки – капельки. Звучит аудиозапись веселой музыки. Дети окружают воспитателя, прыгают вокруг него, водят хоровод.
Туча: Отпускаю вас, капельки, погулять на землю, ведите себя хорошо, не балуйтесь, полейте растения, умойте землю и возвращайтесь обратно. Идет дождь. (Дети разбегаются в разные стороны.) Множество капель собираются вместе и стекают быстрыми ручьями. (Дети собираются подгруппами, затем встают друг за другом, образуя несколько “ручейков”.) Ручьи впадают в реку. (Образуют двойные ряды.) Река впадает в море. (Образуют большой круг. Воспитатель поднимает над головой изображение солнца.) Солнце нагрело воду. Капли превращаются в пар, из которого образуются облака и тучи. (Дети кружатся, подбегают к воспитателю.) Расскажите, капельки, что полезного каждая из вас сделала на земле. (Ответы детей.)
Воспитатель: Мы поиграли, отдохнули, пора в путь. Посмотрите на карту. Перед нами лес. Что такое лес?
Дети: Лес – это дом лесных растений, дом лесных зверей, птиц и насекомых.
Воспитатель: В лесу нет никаких знаков, но нужно соблюдать правила поведения в лесу. Какие правила поведения вы знаете?
Дети: Не оставлять в лесу мусор.
– Не собирать растения для букетов.
– Не разводить костры.
– Не ломать живые деревья и кустарники.
– Не разорять гнезда птиц.
– Не шуметь, потому что шум в лесу пугает зверей и птиц.
– Не разорять муравейники.
Воспитатель: Знаете ли вы, что в лесу, как в любом доме, есть этажи. Как они называются?
Дети: Ярусами.
Воспитатель: Перед вами модель лесного многоэтажного дома и картинки животных. Выберите по одной картинке животного и расселите на 4 ярусах леса.
После того как дети выполнят задание, вместе с воспитателем проверяют, правильно ли выполнено задание.
Воспитатель: Молодцы! Куда же мы должны идти дальше? Давайте посмотрим на карту.
Дети: На карте нарисован сундук.
Воспитатель: Ну что же теперь мы должны найти сундук с сокровищами.
Дети находят сундук, но он закрыт на замок.
Воспитатель: Что– то тут не так. Давайте посмотрим на карту. Здесь изображен ключ и два мешка. Что бы это значило?
Дети: Наверное, ключ находится в одном из этих мешков.
Воспитатель: Давайте проверим. Но мешки чем– то наполнены и тяжелые.
Дети прикидывают массу на двух руках.
Воспитатель: Как вы думаете, мешки одинаково тяжелые?
Дети: Нет, один из мешков тяжелее.
Воспитатель: Почему один из мешков тяжелее?
Дети: Потому что в этом мешке больше камушков, чем в другом мешке.
– А я думаю, не камушков положили больше, а ключик там, поэтому и мешок тяжелее другого.
Воспитатель: Так давайте проверим, правильно ли мы рассуждаем?
Дети открывают мешок и находят ключ от сундука.
– Молодцы! Давайте откроем сундук, посмотрим, что там за сокровище.
Воспитатель открывает сундук, достает эмблемы “Юный эколог” и вручает их детям. Звучит аудиозапись песни “Вместе весело шагать”.
Воспитатель: Слышите? Песня зовет нас в обратный путь.
Дети встают парами, идут за воспитателем.
– Вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам путешествие?
Дети: Да!