Путешествие за сокровищами

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Закреплять знания о многообразии природных объектов, об их взаимосвязи и взаимозависимости;
  • Продолжить формировать навыки экологически грамотного поведения в природе;
  • Упражнять в счете в пределах 9;
  • Развивать умение решать примеры в одно действие на сложение и вычитание, пользуясь цифрами и арифметическими знаками;
  • Развивать умение выделять в предмете свойство “тяжесть”;
  • Активизировать речь детей.

Предварительная работа:

  1. Беседа – рассуждение “Почему нужно бережно относиться к окружающей природе?”.
  2. Решение логических задач “Птичья столовая”, “Жучок – солнышко”, “В лесу”, “удивительные капельки”.
  3. Разучивание подвижной игры “Мы – капельки”.
  4. Разметка маршрута – изображение стрелок на экологической тропе.

Используемый материал:

  1. Игры и игровые материалы “Мы – капельки”. Авторы Т.М.Енакай, Г.Ш.Мазитова.
  2. Методы и приемы инновационной технологии программы “Детство” (авторский коллектив РГПУ им. А.И.Герцена, под ред. Т.И.Бабаевой и др.)
  3. Композиционная аудиозапись со звуками леса.
  4. Аудиозапись: П.Чайковский “Детский альбом”, музыка В.Шаинсково слова М.Матусовсково “Вместе весело шагать”.
  5. Конверт с картой – схемой.
  6. Маски растений, грибов, животных леса, луга, водоема – по количеству детей.
  7. Обручи красного, синего, зеленого цвета.
  8. Модель с изображением 4 ярусов смешанного леса (почвенного, травянистого, кустарникового, древесного), набор карточек с изображением разных животных.
  9. Геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, ромб).
  10. Шляпа Тучи и маски капельки по количеству детей.
  11. Два мешочка с камушками.
  12. Сундук.
  13. Ключ.
  14. Эмблемы “Юный эколог”.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы будем заниматься на свежем воздухе.

На велосипеде приезжает Почтальон – Печкин.

Печкин: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали?

Дети: Здравствуйте, Почтальон – Печкин!

Печкин: А я вам принес письмо.

Воспитатель: Спасибо Почтальон – Печкин. Мы тебя приглашаем поиграть, пообщаться с нами.

Печкин: Спасибо за приглашение, но я должен во время доставить почту и потому с вами прощаюсь. Досвидания ребята.

Дети: Досвидания Почтальон – Печкин.

Воспитатель: Ну что же посмотрим, что в этом конверте. Так, так как интересно. В нем карта, на которой указан путь к сокровищам. Вы готовы отправиться на их поиски?

Дети: Да!

Воспитатель: Перед тем как отправиться в дорогу, нужно пересчитать всех участников экспедиции, чтобы никто не потерялся.

Ребенок пересчитывает детей.

Воспитатель: Свой маршрут мы будем сверять с картой. Ну, что в путь!

Звучит аудиозапись песни “Вместе весело шагать”

Воспитатель: Ребята, мне кажется, мы пришли в страну Растений. Как вы думаете, что это за страна такая?

Дети: В этой стране много растений.

– Я думаю, это страна где растут и деревья, и кустарники, и цветы, и трава.

Наблюдение на участке.

Воспитатель: Посмотрите вокруг, какие растения вы видите? Опишите их внешний вид?

Дети: Я вижу деревья, у них высокий, длинный ствол, а на нем много, много веточек и листочков.

– Есть кустарники, у которых много стволиков, на которых растут листочки.

– Вижу много цветов, у них тонкие стебли и красивая шапочка из лепестков.

Воспитатель: Молодцы ребята. Для чего нужны растения?

Дети: Они очень красивые, поэтому все время хочется смотреть на них.

– В жару можно посидеть в тенечке деревьев.

– Растениями питаются животные, насекомые, человек.

Пластический этюд “Деревья”

Воспитатель: А вы хотели бы превратиться в деревья?

Дети: Да!

Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что вы – деревья. Раннее утро. Деревья спят. Их веточки поникли (Дети стоят, руки опущены.) Но вот поляну осветили первые лучи солнца. Деревья просыпаются, расправляют ветки тянуться к солнышку. Тепло, хорошо, деревья радуются солнечному утру. (Дети поднимают руки, тянутся на носочках вверх, вытягивают шеи.) На листьях – роса. Деревья стряхнули ее. Осмотрелись по сторонам, увидели соседей – деревьев. Покивали головками, поздоровались. (Встряхивают руками, медленно поворачивают голову вправо – влево, раскланиваются.) С озера подул легкий ветерок. Закачались листья на ветках, зашумели: “ш-ш-ш”. Поиграл с деревьями ветерок и улетел. (Поднимают руки над головой. Наклоняют корпус вправо – влево. Произносят “ш-ш-ш”.) Солнце в зените припекает. Захотелось деревьям пить. Стали они тянуться корнями к подземным водам. Попили. Расправили ветки и раскрыли листья пошире. (Поочередно вытягивают носочки вперед, в сторону, назад, Поднимают руки над головой, затем плавно через стороны опускают.) Но вот солнышко садится. Наступил вечер. Деревья засыпают. Опустили веточки и уснули. (Руки на крест перед грудью.) Откройте глаза. Вы снова превратились в детей.

Воспитатель: Посмотрите на карту. Куда мы должны идти? Перед нами ручей. Переправиться через него сможет только тот, кто сыграет в игру “Кто рядом живет”.

В разных уголках площадки разложены обручи красного, синего и зеленого цвета. Дети надевают маски.

Воспитатель: Определите, кто вы и где живете, растете. Некоторое время вы будете гулять по площадке. По команде “Занять свои дома!” обитатели леса должны занять место в зеленом обруче, обитатели луга – в красном, обитатели водоема – в синем.

После того как дети займут места в обручах, воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание: “животные” и “растения” называют себя и место своего обитания.

Воспитатель: Молодцы, теперь вы можете пройти через ручей. Вот по этим необычным кочкам. Выбираете кочку с примером, встаете на него и прыгаете на кочку с цифрой означающее правильное решение примера. Будьте внимательны и осторожны.

Дети проходят через ручей по кочкам.

– Посмотрим на карту. Надо узнать, куда дальше идти.

Рассматривают карту-схему.

На карте вдоль линии, нарисованы какие-то фигуры.

Дети: Мне кажется линия это дорога.

– Это геометрические фигуры: круг, квадрат, ромб, овал.

Воспитатель: Я поняла, нам надо найти дорогу, вдоль которой изображены данные фигуры в определенной последовательности. Скажите, с какой фигуры начинается наш путь?

Дети: Путь мы начнем с круга.

– Дальше пойдем мимо квадрата.

– Пойдем мимо ромба.

– Пройдем овал.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы. Давайте поиграем в подвижную игру “Мы – капельки”.

Воспитатель надевает шляпу Тучи, дети – шапочки – капельки. Звучит аудиозапись веселой музыки. Дети окружают воспитателя, прыгают вокруг него, водят хоровод.

Туча: Отпускаю вас, капельки, погулять на землю, ведите себя хорошо, не балуйтесь, полейте растения, умойте землю и возвращайтесь обратно. Идет дождь. (Дети разбегаются в разные стороны.) Множество капель собираются вместе и стекают быстрыми ручьями. (Дети собираются подгруппами, затем встают друг за другом, образуя несколько “ручейков”.) Ручьи впадают в реку. (Образуют двойные ряды.) Река впадает в море. (Образуют большой круг. Воспитатель поднимает над головой изображение солнца.) Солнце нагрело воду. Капли превращаются в пар, из которого образуются облака и тучи. (Дети кружатся, подбегают к воспитателю.) Расскажите, капельки, что полезного каждая из вас сделала на земле. (Ответы детей.)

Воспитатель: Мы поиграли, отдохнули, пора в путь. Посмотрите на карту. Перед нами лес. Что такое лес?

Дети: Лес – это дом лесных растений, дом лесных зверей, птиц и насекомых.

Воспитатель: В лесу нет никаких знаков, но нужно соблюдать правила поведения в лесу. Какие правила поведения вы знаете?

Дети: Не оставлять в лесу мусор.

– Не собирать растения для букетов.

– Не разводить костры.

– Не ломать живые деревья и кустарники.

– Не разорять гнезда птиц.

– Не шуметь, потому что шум в лесу пугает зверей и птиц.

– Не разорять муравейники.

Воспитатель: Знаете ли вы, что в лесу, как в любом доме, есть этажи. Как они называются?

Дети: Ярусами.

Воспитатель: Перед вами модель лесного многоэтажного дома и картинки животных. Выберите по одной картинке животного и расселите на 4 ярусах леса.

После того как дети выполнят задание, вместе с воспитателем проверяют, правильно ли выполнено задание.

Воспитатель: Молодцы! Куда же мы должны идти дальше? Давайте посмотрим на карту.

Дети: На карте нарисован сундук.

Воспитатель: Ну что же теперь мы должны найти сундук с сокровищами.

Дети находят сундук, но он закрыт на замок.

Воспитатель: Что– то тут не так. Давайте посмотрим на карту. Здесь изображен ключ и два мешка. Что бы это значило?

Дети: Наверное, ключ находится в одном из этих мешков.

Воспитатель: Давайте проверим. Но мешки чем– то наполнены и тяжелые.

Дети прикидывают массу на двух руках.

Воспитатель: Как вы думаете, мешки одинаково тяжелые?

Дети: Нет, один из мешков тяжелее.

Воспитатель: Почему один из мешков тяжелее?

Дети: Потому что в этом мешке больше камушков, чем в другом мешке.

– А я думаю, не камушков положили больше, а ключик там, поэтому и мешок тяжелее другого.

Воспитатель: Так давайте проверим, правильно ли мы рассуждаем?

Дети открывают мешок и находят ключ от сундука.

– Молодцы! Давайте откроем сундук, посмотрим, что там за сокровище.

Воспитатель открывает сундук, достает эмблемы “Юный эколог” и вручает их детям. Звучит аудиозапись песни “Вместе весело шагать”.

Воспитатель: Слышите? Песня зовет нас в обратный путь.

Дети встают парами, идут за воспитателем.

– Вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам путешествие?

Дети: Да!