Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Цели урока:
- Обобщить, проверить и углубить знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х г.г.
- Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности советского правительства во главе с лидером в соответствующий период, а также развитию творческого воображения.
- Способствовать воспитанию чувства ответственности за судьбу своего Отечества.
Оборудование: плакат «Своя игра», карточки с вопросами, эпиграф на доске.
Предварительная подготовка: каждая группа готовит политический плакат «Лидер и его время»( I гр. – И.В.Сталин, II гр. – Н.С.Хрущев, III гр. – Л.И.Брежнев).
ХОД УРОКА
Нужно хорошо знать прошлое, чтобы лучше понять настоящее и уверенно идти в будущее
I. Организационный момент
II. Вводное слово учителя
– Ребята, мы с вами изучили достаточно большой
период в истории нашего Отечества, начиная с
конца 40-х годов и заканчивая началом 80-х годов.
Сегодня мы должны не только проверить, как
усвоили материал, но и постараться сравнить
отдельные этапы развития нашего Отечества,
выявить общие и различные черты, но и, конечно
же, извлечь для себя из прошлого уроки пусть
горькие, но необходимые.
Ведь не зря говорят – нужно хорошо знать прошлое,
чтобы лучше понять настоящее и уверенно идти в
будущее.
«Человек идет дальше всего, когда не знает куда
идет – говорили древние. - Но шаг его при этом
извилист и неровен – он то резко вырывается
вперед, то сильно откатывается назад». Так
выглядит, видимо, история советского Отечества в
изученный период. Давайте вспомним отдельные
моменты этого этапа.
III. Групповая работа «Своя игра»
1. Класс делится на три группы. Каждая группа по очереди выбирает категорию вопроса, обсуждают и дают ответ, две группы не только слушают, но и дополняют, либо могут дать ответ, если он готов раньше. (За каждый ответ – 1 балл)
Категория | Номер вопроса | |||||
1. Экономика | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Политическое развитие | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
3. Культура, искусство, наука | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
4. Внешняя политика | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вопросы (на карточках разного цвета или на компьютере)
Экономика
1. Движение «скоростников» в промышленности в послевоенные годы было инициировано кем? (Г.С.Борткевич).
2. Укажите главный источник быстрого восстановления хозяйства страны? (Трудовой героизм и самопожертвование советских людей).
3. Экономическая политика Н.С.Хрущева была направлена на…? (обеспечение подъема сельского хозяйства за счет расширения посевных площадей; повышения закупочных цен на сельхозпродукцию; ликвидацию отраслевого управления промышленностно).
4. Основными направлениями социальной политики Н.С.Хрущева были…? (широкомасштабное жилищное строительство, рост заработной платы в промышленности, сокращение продолжительности рабочей недели, предоставление социальных гарантий сельским жителям).
5. Основными направлениями реформы 1965 в промышленности были…? (сокращение до минимума числа директивно планируемых показателей; переход предприятия на хозрасчет; упразднение совнархозов; восстановление отраслевых министерств).
6. Главным предприятием на пути научно-технического прогресса в СССР были…? (планово-директивная экономика, огромные затраты на военное производство, остаточный принцип финансирования отечественной науки и культуры).
Политическое развитие
1. Причинами расширения масштабов репрессий после окончания войны были…? (проявление политического режима И.В.Сталина, попытки создать новый «железный занавес», отгораживающий СССР от остального мира).
2. Дать определение понятий: репрессия, апогей, «железный занавес». (Карательные меры наказания; высшая точка развития; система мер, направленная на изоляцию СССР от других стран).
3. Относительная демократизация советского общества после XX съезда КПСС проявилась в…? (ликвидации или перестройке репрессивных структур; реабилитация жертв политических репрессий; расширение прав союзных республик).
4. Чем было вызвано отстранение Н.С.Хрущева от власти? (Недовольством партийного аппарата, проводимыми реформами).
5. Первыми «контрреформами» Л.И.Брежнева
стали...? (отмена ротации партийной
номенклатуры; усиление контроля за
деятельностью государственных органов со
стороны партийного аппарата).
6. Когда впервые после XX съезда КПСС высокая
оценка деятельности И.В.Сталина на посту
руководителя страны прозвучала в докладе
Л.И.Брежнева? (На празднование 20-летия
Победы).
Культура и искусство
1. Кто был главным идеалом страны в послевоенный
период? (А.А.Жданов).
2. Назовите имена писателей, ставших объектами
критики в постановлении УК ВКП (б) в журналах
«Звезда» и «Ленинград» (А.А.Ахматова,
М.Н.Зощенко).
3. Благодаря кому термин «оттепель» вошел в
политический лексикон? (И.Г.Эренбургу).
4. Кто был «отцом» советской водородной бомбы? (А.Д.Сахаров).
5. Лидерами авторской песни в 60-80-е года были…? (Б.И.Окуджава,
А.А.Галич, В.С.Высоцкий).
6. Кто в 60-80-е годы был вынужден эмигрировать? (В.П.Аксенов,
А.И.Солженицын, И.А.Бродский, Ю.П.Любимов,
М.Л.Ростропович, Г.П.Вишневская).
Внешняя политика
1. Основными направлениями внешней политики СССР после войны были..? (расширение сферы своего влияния в мире; борьба за обретение статуса мировой державы; расширение военного присутствия в странах Восточной Европы и Азии).
2. Берлинский кризис, связанный с возведением Берлинской стены, имел место в: (1961 г.).
3. Когда произошел Карибский кризис? (1962 г.).
4. Назовите факторы, способствующие разрядке международной напряженности. (Достижение военно-стратегического паритета между СССР и США, подписание Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству).
5. Когда советские войска вступили в Афганистан ? (1979 г.).
IV. Подведение итогов (дети подсчитывают количество баллов. В каждой группе есть спикер).
Учитель: Какой вывод можно сделать по данному периоду? (Заслушиваем мнения учащихся).
Учитель: Да, действительно, командно-административная система изжила себя. Она завела в тупик экономику, общественно-политическую и духовную жизнь общества.
V. Выступления ребят по домашнему заданию «Лидер и его время»
Наше видение:
1. Защита политического плаката.
2. Вопрос команде-сопернику.
3. Подведение итогов и выставление оценок.
VI. Обобщение и выводы:
– Итак, изученный период истории нашего
Отечества полон драматизма: ожидания лучшей
жизни и крушения несбывшихся надежд.
Сталинское правление верило в близкое
торжество коммунизма в нашей стране и еще в
полутора десятков окрестных стран. Поэтому
гибель каких-то 20-30 миллионов необходима и
оправдана.
Хрущевское поколение еще донашивало веру в
скорое пришествие коммунизма, который мнился как
всеобщее благополучие и мир, поэтому
бичевание какой-то группы «ничтожных
интеллигентиков» - не более чем уборка мусора на
великом пути.
Брежневское поколение оправдывало инакомысли,
привилегии и коррупцию могуществом
супердержавы, вооруженной термоядом, которая
может вмешиваться в любое событие в мире.
Каждый новый руководитель как бы заново
испытывал опьянение величием задач, возложенных
на него историей.
В результате этих экспериментов наша страна
зашла в тупик, стояла на краю пропасти. Общество
нуждалось в коренных переменах, свежем воздухе
обновления.
Вы строите мир XXI века, и вам придется делать свой
выбор. И хочется верить, что ваш выбор
окажется благоприятным и для вас и для
всего общества. Спасибо за урок.
VII Домашнее задание: Подготовить сообщение М.С.Горбачев, Э.А.Шеварнадзе.