"Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?"

Разделы: Классное руководство


Цель: осознание и усвоение обучающимися простых норм нравственного поведения.

Задачи:

  1. Учить анализировать поступки героев и оценивать свои.
  2. Развивать нравственные качества личности.
  3. Воспитывать нравственную культуру общения.
  4. Помочь учащимся понять, что наши родные и друзья нуждаются в уважительном отношении;

Средства:

  • рисунки-ситуации;
  • тексты рассказа В.А. Осеевой «Бабка»;
  • жетоны в виде сердечек красного цвета;
  • презентация (см. Приложение).

Ход классного часа

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня мы с вами проводим необычный классный час.

Обратите внимание на доску (на доске две картинки):

  1. Девочка кричит на другую девочку.
  2. Девочка, на которую кричали, плачет.

Ситуация.

- Посмотрите на рисунки и скажите, пожалуйста, что вы наблюдаете?

- Посмотрите, какое настроение у обиженной девочки ?

- Как вы считаете, из-за чего могли девочки поругаться?

- А вас когда-нибудь обижали? Расскажите, какое было у вас настроение?

(Приложение. Слайд 1 – Словарь настроения.)

Анализ ситуации (выход на тему).

- Спасибо! На классных часах мы изучаем простые нормы нравственного поведения и обсуждаем хорошие, добрые поступки, осуждаем негативное.

2. Сообщение темы. (Слайд 2 – «Тема».)

Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?

- Как вы думаете, исходя из темы, какова цель нашего разговора?

- Да, действительно, умение просить прощение, а тем более прощать – очень сложно, поэтому мы будем искать пути решения нашей проблемы. Умеем ли мы прощать? Все ли можно простить?

- А что значит – простить? Что мы должны вкладывать в это понятие? (это значит: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, а я постараюсь исправиться.

- Что такое прощение? Его можно определить, как заключение мира и понимание, подтверждение права другого человека иметь собственное мнение, даже если оно отличается от вашего. Оно должно идти от глубины души и со всей искренностью).

(Слайд 3 – Простить – это значит ...)

Простить – это значит перестать упрекать человека за нанесённую обиду, не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.

- Вы не замечали, что легче сказать «извини», чем «прости»? («Извини» – значит, выведи меня из вины, я не виноват, так получилось, а простить – значит покаяться в содеянном.)

- Можно ли научиться прощать?

II. Беседа по рассказу Н.А. Осеевой «Бабка».

- Перед классным часом вы прочитали рассказ, назовите, пожалуйста, автора и название.

- Какие чувства у вас вызывает слово «бабка»?

- Почему бабушку в семье называют «бабкой»?

- Какие чувства вы испытали при прочтении рассказа? (Слайд 4 – Партитура чувств.) (Разочарование, добро, счастье, печаль, обида, чуткость, забота, несчастье, примирение, веселье, дружелюбие, месть, жалость.)

- Были ли моменты, когда вы переживали, читая рассказ? Поделитесь ими.

- Я вам зачитаю эпизод из этого рассказа, какие мысли и чувства возникли у вас после прочтения. (Слайд 4)

«Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина. Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придет утром бабка!»

- Почему у Борьки распухли глаза?

- Почему колени Борьки были в глине? (Потому что он на коленях стоял перед могилой бабушки.)

- Почему он стоял на коленях перед могилой? (Он каялся, а, значит, он просил прощение.)

- Почему не придет утром бабка? (Пауза.) (Слайд 5 – И лишь навсегда потеряв, мы понимаем, насколько дорог был нам человек...)

- Каким должен быть, по вашему мнению, человек, который способен просить прощение?

- А за кого, по вашему мнению, просил прощение Борька?

- А как родители относились к бабушке?

- Так можно ли научиться просить прощение и прощать?

- А всегда ли мы можем получить это прощение? (Нет. Конечно, если человек ушел навсегда, то мы не получим прощения и не сможем попросить прощение.) (Слайд 6 – Как часто мы не замечаем, что обижаем очень близких и дорогих нам людей.)

- Я считаю, что простить – это значит:

Это значит – перестать упрекать человека за нанесенную обиду.
Не ждать, пока другой придет мириться,
Не таить обиду, перестать гневаться.
Гнев всегда порождает ответный гнев.

- Дополните ... (Я понимаю вас – это трудный путь – путь прощения.)

- У вас у каждого есть бабушки или были. Давайте напишем им письма, каждому из нас есть за что попросить у них прощение.

Легкая музыка (учащиеся пишут письма, используя партитуру чувств). (Слайд 7 – Партитура чувств: разочарование, доброта, счастье, печаль, обида, чуткость, забота, несчастье, примирение, веселье, дружелюбие, месть.)

- Разрешите зачитать ваши письма, я не буду называть фамилии (зачитываются несколько писем учащихся).

III. Рефлексия.

- Можно ли научиться прощать? Можно, только человек учится этому всю свою жизнь.

- Как избавиться от уничтожающей все самые добрые чувства обиды? Постарайтесь успокоиться и проанализировать ситуацию. Задайте себе самому некоторые вопросы: что же мы хотели услышать от человека, который нас обидел, и почему?

- На сердечках, лежащих на ваших столах, напишите слова, которые вы хотели бы услышать от тех, кто вас обидел. Прикрепите эти сердечки к доске. (На доске мелом выведен контур сердца, и по этому контуру учащиеся прикрепляют сердечки.)

- Получилось большое горячее сердце, способное прощать.

- Разрешите зачитать некоторые высказывания? (Учитель снимает несколько сердечек и зачитывает, прикрепляя их обратно.)

- Кому бы вы подарили это сердце?

- Давайте подарим его тому, кого мы хоть раз в жизни обидели.

(Слайд 8 – Высказывание Б. Шоу.)

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.