Организация современного урока в начальной школе

Разделы: Начальная школа


«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

В.А.Сухомлинский

Требования к современному уроку

1. Современный урок – развивающий урок.
2. Современный урок – целесообразный урок. Целесообразность выстраивается постановкой целей и задач (перспективой) урока.

Перспектива урока:

– что должен ученик узнать на данном уроке?
– чему научиться (каким умениям должен научиться ученик в границах данного урока)?

3. Современный урок – урок, на котором созданы условия для усвоения учебного материала в индивидуальном темпе.
4. Современный урок обязан создавать условия для поэтапного контроля за качеством усвоения.
5. Современный урок – урок, на котором созданы условия для формирования рефлексивной оценки деятельности, как учащихся, так и учителя.

Организация современного урока

Ситуация современного урока – это ситуация расставания с  уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются  по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Три постулата современного урока

1. Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в «роли» цели и никогда не выступая в «роли» средства.

Что можно и что нельзя на уроке:

– нельзя не работать;
– нельзя посягать на другого человека;
– все остальное – можно.

Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха: никто никого не пугает и ни кто никого не боится.

Организационные основания урока

1. Работают все, и работает каждый.
2. Интересно мнение каждого и радуют успехи каждого.
3. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.
4. Доверие к учителю, как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.
5. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.

Система организационных правил на уроке

1. Доводить педагогические требования до своего логического конца.
2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого.
3. Раскрывать  положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо.
4. Не предъявлять детям непосильных требований.
5. Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.

Показатели культуры урока

1. Поведенческие.
2. Предметно-вещевая среда. (характеристика объектов, окружающих участников образовательного процесса в классном помещении), предметно- вещевой комплекс, интерьер классной комнаты.
3. Учебный материал – отражение разных сторон жизни (все, что предъявляется детям, как предмет изучения, интерпретируется с позиции значимости для жизни человека).
4. Эмоциональная окрашенность урока.

Правила совместного общения на уроке

1. Не произносить резких категоричных суждений.
2. Не подчеркивать интеллектуальное превосходство кого-либо
3. Не пренебрегать мнением других.
4. Не перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях.
5. Не допускать фамильярности по отношению к кому-либо.
6. Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого.
7. Выражать благодарность в адрес присутствующих.

Типы урока

1. Классический, традиционный.
2. Интегрированный.
3. Проектные уроки.

К учебному занятию ставится две цели.

1. Цели, ориентированные на развитие личности.

– на развитие личностно-смыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;
– на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности;
– на развитие у школьников интеллектуальной культуры;
– на развитие исследовательской культуры;
– на развитие культуры самоуправления учебной деятельностью;
– на развитие информационной культуры;
– на развитие коммуникативной культуры;
– на развитие рефлексивной культуры.

2. Предметные цели.

– организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы, изучению и первичному закреплению фактов, понятий, законов, положений, способов действий;
– обеспечить применение учащимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях;
– обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий;
– организовать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов деятельности.

(1 урок – 1 цель + 1 предметная)

Пример:

Тема: Природные зоны.

Цели:

  • Содействовать развитию умений классифицировать природные зоны; создать условия для развития умений описывать природные зоны, используя алгоритм.
  • Организовать деятельность учащихся по первичному изучению и закреплению особенностей природных зон.

Тема: Сложение двузначных чисел.

Цели:

  • Развивать умение составлять алгоритм сложения двузначных чисел, действовать по алгоритму, осуществлять контроль и самооценку.
  • Организовать деятельность по самостоятельному применению алгоритма сложения двузначных чисел в разнообразных ситуациях.

Структура современного учебного занятия

Опорная таблица для конструирования учебного занятия

Цели и задачи этапа

Используемые методы и приёмы

I. Организационный момент
Организация внимания, проверка подготовленности учащихся к уроку 1. Рапорт дежурного.
2. Психологический настрой.
II. Проверка домашнего задания
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего задания. Выявить пробелы в знаниях и устранить их. 1. Тест.
2. Разноуровневые самостоятельные работы.
3. Продолжи ответ
4. Составление плана ответа и опрос по отдельным пунктам плана.
III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе
Обеспечить мотивацию учения, принятие учащимися целей урока. Актуализация субъектного опыта. 1. Сообщение темы урока и цели:

– в виде проблемного задания;
– в виде эвристического вопроса;
– через показ конечных результатов;
– использование технологической карты;
– составление карты мысли-деятельности;
– составление кластера.

IV. Освоение новых знаний и способов действий
Содействовать усвоению способов, которые привели к определённому выводу. 1. Работа с определениями.
2. Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической форме.
3. Представление изучаемого материала в сравнительных и классификационных таблицах.
4. Использование проблемного, модульного, проектного обучения.
5. Построение структурно-логических схем.
V. Первичная проверка понимания изученного
Установить правильность и осознанность изученного материала. Выявить пробелы и провести их коррекцию 1. Подготовка учащимися своих примеров, опорный текст.
VI. Закрепление новых знаний и способов действий
Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубину его понимания. 1. Использование взаимообратных задач.
2. Составление карты мысли-деятельности.
3. Беседа.
4. Придумай свои задания.
5. Разбери слово по буквам (записывается термин и на каждую букву слова придумываются различные слова).
VII. Применение знаний и способов действий
Обеспечить формирование умений, самостоятельно применять знания в различных ситуациях. 1. Деловая игра.
2. Учебные ситуации.
3. Групповая работа.
4. Задания по кругу.
5. Тесты.
6. Разноуровнеаые самостоятельные работы.
VIII. Обобщение и систематизация знаний
Обеспечить установление внутри-предметных и межпредметных знаний, обобщённых понятий. 1. Построение «дерева» темы.
2. Учебные станции.
3. Пересечение тем.
4. Рефлексивная дискуссия: «за», «против».
IX. Контроль и самоконтроль
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий. Обеспечить развитие у учащихся способности к оценочным действиям. 1. Контрольные и самостоятельные работы.
2. Тесты.
3. Задания на поиск нескольких способов решения.
4. Задания с избыточными и противоречивыми данными.
X. Коррекция знаний и способов действий
Провести коррекцию выявленных пробелов. 1. Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем.
2. Задания с пропусками.
Структурно-логические схемы с пропусками.
XI. Информация о домашнем задании
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 1. 3 уровня домашнего задания:
– минимум
– повышенный
– творческий
2. Задания массива (масса)
XII. Подведение итога занятия
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. 1. Сообщение учителя.
2. Подведение итогов самими учащимися.
XIII. Рефлексия
Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. 1. Рефлексивный алгоритм:

«Я»                 «Мы»              «Дело»

Список литературы:

  1.  Танков Е.В., Давыденко Т.Н. «Педагогика». М.2006 г.
  2.  Шамова Т.И., Давыденко Т.М. «Управление образовательными системами в адаптивной школе».
  3.  Гин А.А. «Приемы педагогической техники». М. Вита-Пресс. М.2000.
  4. Приложение 1