Анализ современных тенденций развития химической науки, ее прикладных отраслей и связанных с ними проблем, а также специфики учебно – воспитательного процесса показывает, что изучение химии в процессе профессионального образования, ориентированное на перспективу развития общества, призвано обеспечить:
- развитие личности обучающихся, их памяти, наблюдательности, способности к вербальному выражению результатов наблюдений, ассоциативного и аналитического мышления, аккуратности и собранности;
- формирование системы химических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
- понимание общественной потребности в развитии химии, формирование у обучающихся отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни [1].
В целях плодотворной работы на занятиях теоретического и практического обучения общеобразовательных и специальных дисциплин, преподаватели нашего колледжа используют передовые педагогические технологии. Среди таких современных технологий нужно выделить компьютерные, или информационные технологии.
Вопросы применения информационных технологий в учебном процессе, выявление оптимальных способов организации урока при использовании компьютерных средств и информационных технологий являются актуальными в настоящее время. Анализ уроков химии, определение условий, когда информационные технологии органично вписываются в учебный процесс, показывает повышение качества и эффективности уроков, на которых используются компьютерные средства и информационные технологии.
Следует отметить следующие возможности использования информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) учителем на уроках химии:
- Проведение уроков с компьютерной поддержкой.
- Использование новых информационных технологий (НИТ) во внеурочной предметной деятельности.
- Работа с электронной документацией.
- Организация процесса самообразования.
Урок с компьютерной поддержкой – это урок, на котором наряду с традиционной формой обучения используются компьютерные технологии. На таких уроках представляется возможным многосредовое представление информации (графика, звук, анимация). Построение и проведение их определяются следующими факторами:
- Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).
- Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.
- Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером
- Уровень подготовки класса.
- Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.
Мультимедийные уроки в зависимости от дидактических целей предполагают использование компьютера в двух режимах: демонстрационном и индивидуальном.
В своей профессиональной деятельности более рациональным считаю применение компьютерных средств и информационных технологий в демонстрационном режиме на уроках:
- объяснения нового материала;
- лекции;
- комбинированные уроки;
- обобщающего повторения.
В индивидуальном режиме в зависимости от численности класса и количества персональных компьютеров проводиться работа на компьютере (по очереди) или работа в парах.
При работе в парах учитывается уровень подготовки учащихся и их индивидуальные психологические особенности. К таким урокам относятся:
- лабораторная работа;
- практическая работа;
- урок закрепления знаний, умений и навыков;
- самостоятельная творческая работа;
- виртуальная экскурсия;
- урок обобщающего повторения.
Использование электронных средств обучения оказывает положительное влияние на все психические процессы и функции — восприятие, память, мышление, вызывает у ребят удовлетворение от самой работы на уроке, усиливает мотивацию учения, усиливает эффективность восприятия учебной информации[2].
Существенное улучшение качества образования, повышения эффективности уроков химии, заинтересованности обучающихся в приобретении знаний возможно при использовании информационных технологий, в частности, путем использования в учебном процессе прикладных программ (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Paint, Microsoft Power Point), электронной почты и очень широких возможностей сети Интернет[3].
Использование компьютерных средств и информационных технологий определяет одно из направлений совершенствования методов преподавания химии, призванных обеспечить активное учение, развитие общеучебных умений и навыков учащихся.
Информационные технологии – это целенаправленный процесс преобразования информации, использующий совокупность средств и методов ее сбора, обработки, хранения и передачи.
Среди основных целей использования компьютерных технологий на занятиях теоретического и практического обучения можно выделить следующие:
- формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
- подготовка личности «информационного общества»;
- усвоение большого объема учебного и дополнительного материала;
-формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные и нестандартные решения.
Использование компьютерных технологий позволяет применять такие принципы дидактики как научность, наглядность, понятность, активность и самостоятельность. Компьютерные технологии выполняют ряд важнейших функций получения новой информации, являются мощным инструментом для совершенствования, закрепления и обобщения знаний, проведения исследований, воспитания и контроля, внесения изменений.
Microsoft Word является текстовым процессором нового поколения, он работает в среде Windows и служит для создания и оформления различной документации. Пользователь может самостоятельно оформить новый документ или воспользоваться уже имеющимися шаблонами – мастерами или функциями автоформата.
Электронные таблицы Excel предназначены для работы с цифровыми данными - представления их в виде таблиц, вычисления практически любой сложности, представление данных в виде графиков, гистограмм, слияние данных из различных источников и многое другое.
Microsoft Power Point – это графический пакет подготовки презентаций и слайд – фильмов. Он предоставляет пользователю все необходимое – мощные функции работы с текстом, включая обрисовку контура текста, средства для рисования, построение диаграмм, широкий набор стандартных иллюстраций. Презентация – это набор слайдов и спецэффектов, сопровождающих их показ на экране, раздаточный материал, а также конспект и план доклада, хранящиеся в одном файле, созданным с помощью Power Point.
В настоящее время на более чем 150 миллионах компьютеров, подключенных к Интернету, хранится громадный объем информации (сотни миллионов файлов, документов и так далее)[4]. Глобальная сеть Интернет привлекает пользователей своими информационными ресурсами и сервисами (услугами) (Приложение 1).
Целью применения компьютерных технологий на занятиях общеобразовательного цикла является углубление знаний обучающихся, формирование личностных качеств, повышение интереса, рефлексии, самооценки; обучение анализировать, обобщать и делать выводы по проделанной работе.
Сейчас каждый педагог изучает программные средства поиска и сбора информации по конкретному учебному или научному вопросу, поэтому он должен уметь работать с информацией мультимедийных технологий, знать и рационально использовать их на их уроках с целью повышения их эффективности, воспитания творчества обучающихся и повышения качества образования.
Компьютерные технологии могут быть применены преподавателем на каждом из основных этапов типовой схемы учебного занятия, а также могут быть выбраны различные виды обработки информации (Приложение 2).
В течение уже нескольких лет в колледже ведутся уроки химии с использованием компьютерных технологий. На этапе подготовки к уроку широко применяются текстовый редактор Microsoft Word, возможности которого используются для обеспечения урока необходимым дидактическим материалом, наглядными пособиями (Приложение 3).
В ходе урока применяются программы презентаций Microsoft Power Point по темам учебного материала. Так, мною были составлены мультимедийные презентации на темы уроков: «Крахмал», «Волокна», «Карбоновые кислоты», «Жиры», «Мыла и СМС», «Биологически активные вещества», «Природные источники углеводородов», разработаны методические указания по разделу «Углеводы» с компьютерной поддержкой этого учебного материала по темам: «Глюкоза», «Сахароза», «Крахмал», «Целлюлоза» (Приложение 4).
Учебный материал становится доступным благодаря применению средств мультимедиа (видеопроектор, звуковые колонки), а также использованию электронных учебников по предмету (виртуальная лаборатория)[5]. Можно отметить достоинства уроков с использованием ИКТ:
- Повышается мотивация учебной деятельности, повышается интерес к изучению предмета и как следствие происходит повышение эффективности обучения.
- Происходит развитие творческих способности школьников, умение анализировать, моделировать, прогнозировать, творчески мыслить.
- Осуществляется дифференцированный подход к учащимся при обучении предмету, используя компьютер.
- Увеличивается количество тренировочных заданий.
- Достигается оптимальный темп работы ученика.
- Учащийся становится субъектом обучения, ибо программа требует от него активного управления.
- Обучение можно обеспечить материалами из удаленных баз данных, пользуясь средствами телекоммуникаций.
- Совершенствуются практические навыки учеников в работе с ПК.
- Формируется умение учащихся получать знания самостоятельно, работая с обучающими программами на компьютере.
Все виды деятельности на уроке химии с использованием компьютерных технологий базируются на определенной совокупности знаний, обеспечивающей уровень развития информационной деятельности. Выполнение любых работ на таких уроках требует от обучающихся актуализации прежних знаний, проявления инициативы при добывании знаний, применения полученных знаний в кардинально новых условиях, что способствует повышению уровня усвоения материала по предмету и закрепление информационной деятельности.
На таких уроках происходит продуктивная интеграция полученных знаний, что в свою очередь оказывает влияние на формирование представления о единстве и целостности окружающего мира.
В презентации «Крахмал» учащимся при изучении нового материала дается возможность работы с учебным текстом по видеофрагменту и учебнику, проверки домашнего задания по тестам, самостоятельная работа, проведение компьютерного и лабораторного эксперимента, решение задач.
Использование этих программ на уроках позволяет повысить их эффективность, заинтересованность обучающихся, вовлекает их в процесс получения знания, повышает уровень успеваемости и качества обучения (Приложение 5).
Важным принципом обучения является стимулирование самостоятельной поисковой деятельности у учащихся. Это достигается путем постепенного осложнения заданий от репродуктивного до творческих, умелое использование на уроках фрагментов межпредметных связей, вопросов профессиональной значимости, национально – регионального компонента и компьютерных технологий.
Библиография использованных ресурсов.
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Органическая химия. М.: Образование, 2005
- Поздняк И.П., Малашевич В.В. Организация и методика обучения в профтехучилищах. Минск, Высшая школа, 1975.
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Ученик для 10 – 11 кл. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
- Фоменко А.М., Фоменко Л.М. Основы информатики и вычислительной техники для профессиональных лицеев и училищ. Учебное пособие. Ростов - на – Дону, Феникс, 2001.
- Учебное электронное издание» Химия»(8-11 класс) «Виртуальная лаборатория», лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004.
- Гаврусенко Н.П. Проверочные работы по органической химии. Дидактический материал: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988.