Межкультурная коммуникация и проектно-исследовательская деятельность

Разделы: Иностранные языки


Каждый урок иностранного языка — это перекресток культур, это практика межкультурной коммуникации, потому что каждое иностранное слово отражает иностранный мир и иностранную культуру: за каждым словом стоит обусловленное национальным сознанием представление о мире. Основная задача преподавания иностранных языков в России в настоящее время — это обучение языку как реальному и полноценному средству общения.

Главная актуальная задача обучения иностранным языкам как средству коммуникации между представителями разных народов и культур заключается в том, что языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках.

Преодоление языкового барьера недостаточно для обеспечения эффективности общения между представителями разных культур. Для этого нужно преодолеть барьер культурный.

К компонентам культуры, несущим национально-специфическую окраску, можно отнести следующие компоненты:

  1. Традиции, а также обычаи (определяемые как традиции в „соционормативной" сфере культуры);
  2. Бытовую культуру, тесно связанную с традициями, вследствие чего ее нередко называют традиционно-бытовой культурой;
  3. Повседневное поведение (привычки представителей некоторой культуры, принятые в некотором социуме нормы общения);
  4. „Национальные картины мира", отражающие специфику восприятия окружающего мира, национальные особенности мышления представителей той или иной культуры;
  5. Художественную культуру, отражающую культурные традиции того или иного этноса.

Речь идет, о необходимости более глубокого и тщательного изучения мира носителей языка, их культуры в широком этнографическом смысле, их образа жизни, национального характера, менталитета и т. п., потому что реальное употребление слов в речи, реальное речевоспроизводство в значительной степени определяется знанием социальной и культурной жизни говорящего на данном языке речевого коллектива. Язык не существует вне культуры, т. е. вне социально унаследованной совокупности практических навыков и идей, характеризующих наш образ жизни. В основе языковых структур лежат структуры социокультурные.

Знать значения слов и правила грамматики явно недостаточно для того, чтобы активно пользоваться языком как средством общения. Необходимо знать как можно глубже мир изучаемого языка. В силу специфики предмета иностранный язык имеет огромный воспитательный и развивающий потенциал: он приобщает учащихся к образцам мировой и родной культуры, включает их в диалог культур, развивает средствами языка. Обучение иностранным языкам осуществляется в настоящее время в широком социокультурном контексте, имеет четко выраженную культуроведческую направленность.
Внедрение современных технологий обучения позволяет еще в большей степени задействовать воспитательный потенциал иностранного языка как учебного предмета. Проектная деятельность, основанная на культурологическом подходе, помогает учащимся пополнить знания в области мировой и родной культуры, расширить кругозор, обогатить свои социокультурные знания. А самое главное - проектная деятельность, основанная на культурологическом подходе, помогает в подготовке учащихся как к сдаче ЕГЭ, так и к олимпиадам разного уровня. 
Самостоятельная деятельность учащихся при подготовке проектов формирует навык поиска иноязычной информации, расширяет возможности их интерактивного общения, закладывает фундамент для дальнейшей самостоятельной познавательной деятельности. Ребёнок рождается исследователем. Он приходит в мир с генетически предопределённым желанием его познать. Это его естественное состояние. Он настроен на познание мира. Это поведение создаёт условие для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Любознательность (познавательная потребность) – главный мотив исследовательского поведения. В свою очередь, интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Развитие познавательных интересов зависит от того, насколько ребёнок вовлекается в собственный творческий исследовательский поиск, открытие новых знаний. Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не является для детей единственным источником информации. Но школьники зачастую не умеют превращать информацию в знания. Руководители проектов учат правильно усваивать информацию, обучают их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать. А так же прививают навыки целенаправленного поиска информации, поисковой деятельности. То есть речь идет о формировании у учащихся информационной компетенции. Проектная и исследовательская деятельность способствуют развитию межпредметных связей.

Напомню общие положения исследовательской и проектной деятельности.

Исследовательская деятельность – деятельность, связанная с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Исследование – задается системой норм (структура работы, принципы подбора и реализации методики исследования) и ценностно-смысловой направленностью (стремление к истине). Результат при этом заранее не известен.

Проектирование – главная цель: достижение заранее запланированного результата, реализация проектного замысла. На разных этапах проекта необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни.

Результатом (продуктом) исследовательской творческой деятельности являются исследовательские работы (проекты), выполненные учащимися под руководством ученых или опытных преподавателей.

Главная цель исследования или проектирования: самостоятельное проведение исследовательского цикла от начала и до конца, при освоении его структурных элементов в соответствии со сложившимися в научной среде нормами.

Исследовательские работы учащихся (проекты) могут быть выполнены на материалах как естественных, так и гуманитарных наук.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

  • Найти проблему – что надо изучать.
  • Тема – как это назвать.
  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.
  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.
  • Гипотеза – что не очевидно в объекте.
  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.
  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.
  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.
  • Методика исследования – как и, что исследовали.
  • Результаты исследования – собственные данные.
  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.
  • Значимость – как влияют результаты на практику.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную. Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

Сегодня важно не столько дать ученику багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. Это соответствует целям и задачам метапредметного подхода, при котором происходит смена парадигм: от знаниевой - к личному развитию ребенка. Работа над проектом и исследованием предполагает окончательный образовательный продукт, в основе которого творческая, эвристическая деятельность. При этих формах работы дети формулируют цели, гипотезу, определяют этапы работы, инструментарий, практическую значимость, получают результат. Работа над проектом не только даёт возможность использовать иностранный язык на уровне реальной коммуникации при обсуждении, но и позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету, межкультурной компетенции. Овладение иностранным языком неразрывно связано с овладением национальной культурой, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний, но и формирование способности и готовности понимать ментальность носителей изучаемого языка, а так же особенности коммуникативного и некоммуникативного поведения народа этой страны. В ходе проектной и исследовательской работы реализуются идеи предметности, межпредметности, надпредметности. "Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи"(Я.Каменский). 

Литература.

  1. Доценко Р.И. Английские пословицы и поговорки. Киев. “Днипро”. 1990
  2. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. Учебное пособие – М, Слово, 2000.
  3. Тер-Минасова С.Г. Личность и коллектив в языках и культурах// Вестник московского университета, 2003.
  4. www.aphorism.ru/dal/
  5. www.bilingual.ru
  6. www.sayings.ru