Цели:
- Образовательная: учить определять принадлежность животного к группе зверей; познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.
- Развивающая: развивать речь, внимание, наблюдательность, мышление
- Воспитывающая: формировать самооценку, навыки коллективной работы. Прививать интерес к предмету.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; научиться выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.
Оборудование. У учителя – цветные изображения медведя, лося, белки, зайца. компьютер, проектор У учащихся – на подносах пучки шерсти для практической работы, лупы; цветные фишки; пластилин для выполнения задания в рабочей тетради.
Презентация (Приложение 2)
ХОД УРОКА
1. Приветствие гостей
Мы гостей сегодня ждали,
Их с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И читать и отвечать?
Не судите очень строго –
Ведь учились мы немного.
2. Как мы будем оценивать свою работу
К |
Хорошо, все задания выполняли правильно.
З |
Если у вас что-то не получилось, не со всеми заданиями справились.
С |
Если вы были невнимательны, вам не хотелось заниматься, у вас ничего не получилось, (квадратики лежат на партах у каждого ребенка)
3. «Настройка» на работу
У каждого ученика на парте лежат карточки с
«пушистиками». (Приложение
1)
Раскрасьте того «пушистика», который
соответствует настроению в данный момент:
– Сегодня на уроке мы вместе с Мудрой черепахой
должны найти ответ на вопрос :Кто такие звери?
(Слайд 1)
4. Работа над новым материалом
– Откройте учебник на с. 26 (Слайд 2)
Смотрим на экран. Кого вы здесь видите?
Нам нужно определить, какое из изображенных
животных – зверь.
Установим, какие из этих животных точно
не звери (орел – птица; жук – насекомое)
Их изображение накройте фишками.
Назовите оставшихся животных (крокодил, мышь).
Какое же из них – зверь?
– Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, кто такие звери. А для этого надо изучить строение тела зверей и установить их главный признак.
(Слайд 3)
Познакомимся с некоторыми животными, которые относятся к группе зверей. Если вы отгадаете загадки, вы узнаете, что это за звери
1. Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он … (жираф)2. В магазине не была,
На базаре не была
А домой пришла –
Молока принесла
Молока кому?
Хозяину своему? (Корова)3. Мордочка усатая
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
(Слайд 4)
– Какие части тела вы выделите у жирафа?
Найдите те же части тела у коровы
и кошки. Покажите эти части своему соседу.
Тело каждого из зверей имеет разную форму и
размер, но части тела у всех одинаковые
Вспомните, чем покрыто тело рыб, птиц? А чем
покрыто тело зверей? (Шерстью.)
5. Практическая работа
На подносах у детей пучки шерсти,
вычесанной или состриженной с любых зверей.
– Скажите, что у вас на подносах.
Рассмотрите пучок шерсти. Потрогайте, какая
шерсть на ощупь. (Мягкая, жесткая, пушистая
и т. д.)
– Какого она цвета? Из чего состоит пучок?
Рассмотрите при помощи лупы. Много ли
волосков? Такими волосками и покрыто тело
зверей
– Положите пучки шерсти на квадрат
в учебнике, где нарисована шерсть. Рассмотрите
на рисунке Черепаху. В какой костюм она
нарядилась. Прочитаем слова Черепахи: звери –
это животные, тело которых покрыто шерстью.
Вернемся к верхнему рисунку. Как же
узнать зверя? Крокодил – это зверь? Накроем
его фишкой. А мышь – зверь? Вот
видите, не все звери большие и зубастые!
6. Знакомство с многообразием зверей
– Каких зверей вы знаете? Каких видели своими глазами? Кто из них живет рядом с человеком? Кто из них живет в лесу? На какие две группы делятся
Физкультминутка (Слайд 5)
Работа с учебником (с. 27)
– Узнал Муравьишка, кто такие звери, и побежал в лес с ними знакомиться. А звери решили сыграть в прятки. Здесь спрятались четыре разных зверя. Найдите их и накройте фишками. Кто спрятался в нижнем левом углу рисунка?
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь.)
Это зверь? (Слайд 6 – цветное изображение
медведя)
– Медведи – отличные охотники, но часто питаются
и лесными ягодами, корнями, фруктами, выкапывают
жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу. Медведь –
большой любитель меда: даже укусов пчелиных не
боится, лишь бы полакомиться. Осенью зверь
заботиться о надежном убежище, где можно
спокойно проспать до весны. Уж очень велик
зверь, зимой ему трудно прокормиться, трудно и
двигаться по глубокому снегу.
– Найдите самое крупное из спрятавшихся
животных. Кто это? (Лось.) Это зверь?
(Слайд 7 – изображение лося.)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
– Лось очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ивами, сочными осинами и березами. Они щиплют траву, а также едят папоротники, грибы и другие растения. Лоси проводят много времени у водоемов. Они отличные пловцы. Чуть ли не в недельном возрасте мать приучает лосенка плавать.
– А кто зимой бывает белым, а летом серым? (Заяц.) (Слайд 8)
– Два раза в год меняет свою шубку заяц. Плохо пришлось бы зайцу зимой, если бы он остался серым, как летом или осенью. Но осенью заяц линяет, и вместо серой шерстки, вырастает снежно-белая. Словно надел зайчик шапку-невидимку, только кончики ушей черные да нос. Так заяц сливается с белым снегом и скрывается от врагов.
– Угадайте, о ком говорится в этой загадке:
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка) (Слайд 9)
– Зверьки эти зимой и летом живут в лесах, где
есть для них корм: шишки, орехи, желуди, ягоды;
поедают они и насекомых. Летом они запасают на
зиму корм, сушат грибы, выбирают спелые орехи. Все
это прячут во мху или в дуплах. Летом белки носят
легкую рыжую шубку, поздней осенью рыжая шубка
становиться серой, густой и теплой.
– Посмотрите на картинку в учебнике. Какое время
года изображено на рисунке ? (Лето.)
– Почему? (На деревьях листья. Медведь
гуляет по лесу, а зимой он должен спать.)
– Как раскрасите шубку белки ? Зайца ? (Летом
у белки шубка рыжая, у зайца – серая.)
Раскрасьте животных.Дети работают
самостоятельно.
(Слайд 10)
Физкультминутка
Зарядка для глаз
– Мудрая Черепаха хочет познакомить нас с интересными животными, которые тоже являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. Рассмотрите этих животных Назовите их. (Крот, летучая мышь, кит.)
(Слайд 11)
– Обратите внимание на лапы крота. Что в них
особенного? (Передние лапы больше.)
– Как вы думает, почему?(Крот роет подземные
ходы, для этого ему нужно иметь такие лапы.)
Лапы крота превратились в лопатки. У крота под
землей есть и спальня, и длинные коридоры, где он
охотиться. Крот роет ходу очень быстро. Он
выкапывает особые ходы к воде – лужам и ручьям.
На зиму кроты уходят вглубь, где земля не
промерзает.
(Слайд 12)
Что необычного в строении летучей мыши? (У нее
вместо лап – крылья.)
Летучие мыши – единственные летающие животные в
группе зверей. Они питаются насекомыми. Живут в
щелях домов, дуплах, расщелинах скал и пещерах.
Летучие мыши охотятся ночью или в сумерки. Днем
они спят, прицепившись к ветке или скале вниз
головой.Известна одна удивительная вещь,
оказывается, чтобы не умереть с голоду, ведь этот
вид животных не имеет возможности постоянно
добывать себе пищу, они впадают в состояние
ступора. Происходит замедление обмена веществ,
снижается температура тела. В сильные морозы
летучие мыши могут без ущерба для здоровья,
превратиться в «сосульку».
(Слайд 13)
Рассмотрите кита. Что необычного в строении его тела? (У него вместо ног – плавники; нет шерсти.) В группе зверей кит – самое большое животное. С помощью плавников кит плавает. Тело его скользит в воде. У кита нет шерсти, но у него есть несколько одиночных волосков на голове. Они очень чувствительны и помогают киту найти пищу, с их помощью кит ночью может обнаружить в воде скопление мелких рачков, которыми он питается
7. Работа в рабочей тетради (с. 12)
Задание 2 при недостатке времени может быть выполнено в группе продленного дня.
При подведении итогов урока учитель от имени Муравья Вопросика спрашивает: «Кто такие звери?» Просит привести примеры зверей.
8. Итог урока:
– Подведём сейчас итог,
Как прошёл у нас урок?
– Сегодня на уроке, благодаря дружной работе,
нам удалось выполнить все задания. Какие
открытия вы для себя сделали сегодня? Какие
знания, приобретённые на этом уроке, могут вам
пригодиться в дальнейшем?
– Что нового вы для себя узнали?
– Что вам понравилось делать больше всего?
– А в чем были трудности?
– Оцените себя, как вы сегодня работали.
К |
Вы усвоили знания идеально. Завидую.
З |
Почти безошибочно. Примите поздравления.
С |
Огорчаться не стоит. К отдельным вопросам можно всегда вернуться.
– Покажите мне «мордашки» с настроением.
– Улыбок больше – значит, урок удался!
– Ребята, поднимите руку, кто сегодня на уроке
узнал что-то новое о животных?
– А как мы можем помочь животным? Будем всегда и
везде охранять природу, оберегать животных, ведь
они нуждаются в нашей заботе. Никогда не
забывайте об этом. А закончить наш урок я
предлагаю вот этой песней.
Попрощаемся с гостями:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!