Живописные просторы Родины. 3-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 3


Цели и задачи урока:

  1. Развивать у детей цветовое видение. Знакомить с изобразительными и выразительными возможностями цвета в изображении пейзажа.
  2. Развивать потребность в творческом самовыражении и эмоциональное цветовосприятие, как средство передачи настроения в живописи.
  3. Формировать у учащихся живописные навыки в смешивании цветов, расположении ближних и дальних элементов пейзажа с учетом световоздушной перспективы.
  4. Воспитание бережного отношения к родной природе.

Оборудование урока.

Зрительный ряд – репродукции картин:

  • Шишкин И.И. «Полдень. В окрестностях Москвы.» (рис. 1);
  • Левитан И.И. «Вечер. Золотой плес.» (рис. 2);
  • Поленов В.Д. «Ранний снег.» (рис. 3).

Материалы: бумага, гуашь, кисти.

Ход урока

1.Организационный момент.

Сообщение темы урока.

Тема нашего урока – «Живописные просторы Родины».

Каждый человек любит свою Родину. Люди выражают любовь к Родине в песнях, стихах. А художники пишут картины.

2. Просмотр картин. Беседа.

Перед вами картина И.И.Шишкина «Полдень. В окрестностях Москвы.»

Рисунок 1

Иван Иванович Шишкин жил более ста лет назад. Он очень любил свою родину – Россию. Когда его спросили в какой стране он хотел бы прожить всю жизнь? Он ответил: «В своем Отечестве», в России. На своих картинах он рисовал леса, поля, реки.

Давайте рассмотрим ,что изображено на картине. Теплый солнечный день. Через поле поспевающей ржи идут люди. Вспоминается стихотворение Ивана Захаровича Сурикова.

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда не взглянешь,
Все кругом светло.
На лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы.

Ответьте на вопрос: Как мы называем картину, на которой нарисована природа, окружающий нас мир? (Пейзаж.) Давайте посмотрим, как правильно рисовать пейзаж? И узнаем 4 правила рисования пейзажа. Что за линия отделяет небо от земли? (Линия горизонта.) Выше линии горизонта нарисовано небо, ниже – земля. Почему в городе мы не видим линию горизонта? Что ее загораживает? (Дома.) Вот мы и узнали первое правило. Начинаем рисовать пейзаж с линии горизонта.

Почему людей художник нарисовал крупнее домов? Люди – ближе, а дома – дальше. Это и есть второе правило. То ,что вдалеке мы будем рисовать мельче. А то, что близко – крупнее.

Рисунок 2

Перед вами картина «Вечер. Золотой плес.» Написал эту картину замечательный художник Исаак Ильич Левитан. Небо, река, на берегу городок – Золотой плес. И.И.Левитан тоже очень любил рисовать просторы своей Родины. Давайте посмотрим, как он изобразил дали? Почему мы видим, что тот берег далеко? Как меняется цвет? Дальний берег написан бледнее, как в тумане. Это третье правило. На переднем плане краски насыщеннее, а на дальнем плане краски светлее.

Рисунок 3

Перед вами картина Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег.» С этой картиной созвучно стихотворение Ивана Савича Никитина.

Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал,

Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, бог знает о чем,
Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

Река. Лес. Какого цвета деревья? (Желтого, оранжевого, коричневого.) Какие краски мы здесь видим? (Теплые.) А вдалеке? (Синие, голубые, фиолетовые. Холодные.) Это четвертое правило. На переднем плане рисуем теплыми красками, а на заднем плане рисуем холодными красками.

3. Закрепление.

Детям предложена дидактическая игра. Из фигурок-магнитов (силуэтов домов и деревьев) на доске собрать пейзаж.

4. Показ на доске живописных приемов работы.

На доске, на листе формата А-3 показываю живописные приемы.

Начнем с линии горизонта. Голубой краской провожу линию горизонта.

А небо попробуем нарисовать необычного, красивого цвета. Ближе к нам- цвет насыщеннее. К линии горизонта – светлее. Рисуем землю. На переднем плане кладем теплые краски. Дальний план пишем холодными красками и светлее. Смешиваем краски. Чтобы краски стали светлее, смешиваем с белилами.

5. Практическая работа учащихся.

Задание: нарисовать пейзаж, используя правила, которые узнали на уроке.

6. Подведение итогов.

Задать учащимся вопросы:

  • Что рисовали сегодня на уроке?
  • Какие картины увидели?
  • Какие художники написали эти картины?

Лучшие живописные работы учащихся развешиваются на доске.