Экспертиза в ОУ: "за" и "против"

Разделы: Администрирование школы


Цель оценки — получение достоверной (качественной) информации о состоянии объекта оценки, информации необходимой и достаточной для принятия правильно (качественного) управленческого решения, “приближающего” систему к её цели. Цель экспертизы не только в том, чтобы получить какую-то новую информацию о реально происходящих процессах, но и в том, чтобы внести коррективы в стратегию и тактику развития образовательного учреждения. Поэтому вслед за собственно экспертизой наступает этап проектирования: корректировка концепции ОУ и создание нового стратегического плана его развития.

Несколько лет назад Министерство образования и науки заявило о намерении объединить различные процедуры экспертизы в единую Общероссийскую систему оценки качества образования (ОСОКО).

В этом отношении, интересна “позиция” ОСОКО, как она обозначена в проекте Концепции общероссийской системы оценки качества образования:

“Основная цель СОКО — получение и распространение достоверной информации о качестве образования.

ОСОКО обеспечивает выполнение функции внешней оценки результатов образования. В то же время, в создании ОСОКО заинтересована и сама система образования как в инструменте самоорганизации и адаптации к потребностям общества”

При реализации такой схемы, все “традиционные” субъекты управления качеством образования (органы управления образованием, директора школ, учителя), перестают быть собственно субъектами управления и становятся средством управления, средством достижения определённых ОСОКО показателей качества образования.

Система независимой оценки качества образования, независимо определяя процедуры оценки и показатели качества образования, тем самым, берёт на себя функцию определения цели управления образованием, точнее сказать забирает её у существующего субъекта управления. Уже “бывший субъект управления” (учитель, руководитель) становится средством достижения целей скрытых в оценке как “достоверной информации о качестве образования”.

Поэтому такая объединенная система процедуры экспертизы ОУ, мягко говоря, напрягает, потому что такая экспертиза ассоциируется прежде всего с контролем. С оценкой профессионализма учителя и уровня знаний учеников.

Если экспертиза нацелена не на проверку соответствия школы каким-то внешним нормам, а на то, чтобы помочь в решении задач, поставленных самой школой, если экспертиза позволяет обнаружить скрытые резервы развития школы, то школа ждет такую экспертизу очень давно.

“Вопрос не в том, хороша или плоха система того, что вы делаете. Не может быть хорошей или плохой системы. Но экспертиза покажет, соответствует ли эта система вашей деятельности вашим представлениям о том, что вы делаете”

Я как администратор живу в мире своих представлений о школе, но ведь не факт, что у моих коллег и тем более у учеников и их родителей аналогичные представления... Если мы ставим целью развитие самостоятельности, хотелось бы понять: ребенок становится или не становится субъектом своего образования? Ученик учится, потому что ему самому интересно учиться, или он учится только потому, что его кто-то заставляет, хвалит или ругает его? И вообще: как измерить подвижки, происходящие в нашей школе? Это же самое трудное – измерить результат своих усилий.

Именно экспертиза должна прокладывать мостик, связывающий сегодняшнее состояние педагогов с их высокими целями. Если экспертиза теоретически обосновывает устремления, помогает преодолеть неуверенность и сомнения, то мы за такую экспертизу.

Что собой представляет образовательная среда школы? Как она устроена? Какие ценностные акценты доминируют в этой среде? Насколько ей присущи догматизм или потребительство, насколько она способствует развитию карьерных или творческих устремлений личности? И главное – насколько организация этой среды соответствует реальным потребностям учителей и учащихся? А еще как относятся к школе ребята? Как относятся ученики к самому познавательному процессу?

В современных условиях возросло количество проблемных ситуаций, разрешение которых требует экспертного оценивания непосредственно в образовательных учреждениях, руководители же школ и учителя на сегодняшний день не владеют не только методологией экспертизы, но и техникой ее проведения.

Таким образом, с одной стороны, в практике общего образования востребована экспертиза, направленная на развитие и поддержку школы, с другой – отсутствует системный подход к ее осуществлению, то есть необходимость экспертизы в образовании очевидна.