Особенностью содержания современного начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в различных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения должен быть представлен деятельностный компонент. Результатом обучения в начальной школе должно стать вырабатывание у учащихся «умения учиться», т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.
Внедрение ФГОС второго поколения в начальной школе в практику вызвало необходимость кардинального изменения рабочих программ и календарно-тематического планирования уроков, не говоря уже о реализации данных идей в ходе урока. Конспект урока литературного чтения (обучения грамоте) для 1 класса по программе «Школа–2100» с использованием деятельностного подхода в обучении и краеведческого материала позволяет, по-нашему мнению, получить новый образовательный результат.
Урок-путешествие по литературному чтению (обучению грамоте) в 1 классе.
Тема: «Наше Отечество. Заглавная буква Д».
Цели урока:
Образовательные:
- формировать у учащихся тип правильной читательской деятельности;
- формировать навыки осмысленного правильного чтения;
- учить читать слова и предложения с новой буквой;
- познакомить с синонимичным рядом слова Родина, с понятием малая родина;
- закреплять умения давать характеристику звукам;
Развивающие:
- развивать умения поиска ответов на возникшие вопросы с помощью книги;
- обогащать словарный запас;
- развивать кругозор, внимание, память, интерес к чтению;
Воспитывающие: воспитывать патриотические чувства: любовь и гордость к своей Родине, к родному краю.
Оборудование: телевизор, таблицы и карточки со словами, карта Мурманской области, иллюстрации с изображением памятных мест города Мурманска, портрет К.Д. Ушинского, выставка книг.
Этапы урока |
Ход урока |
Характеристика деятельности обучающихся (УУД) |
1. Тренинг - настрой в начале урока. |
Итак, друзья, - Готовимся к правильному, чёткому, выразительному чтению на уроке. - Проведём для этого тренировочные упражнения. |
Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика». |
2. Дыхательная гимнастика. |
Вдох — выдох. |
Учиться владеть своим дыханием. |
3. Работа над артикуляцией. |
- Прочитайте предложения медленно. «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. - Прочитайте предложение: |
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения предложения. |
4. Актуализация знаний. |
- Найдите в предложениях слово с мягким согласным звуком [д’]. - Что такое Родина? Учащиеся нам объяснят, рассказав об этом стихотворение. Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовём? |
Анализировать слова в предложении и найти слово с заданным мягким звуком. Выразительно читать стихотворное произведение, передавать основную мысль произведения и автора. |
5. Звукобуквенный разбор. |
Звукобуквенный разбор слова РОДИНА на доске и в тетрадях для печатания. |
Анализировать слова и составлять схему слова. |
6. Постановка учебной задачи. |
- На прошлом уроке мы познакомились с новой буквой. Какой? - Какие звуки она обозначает? Откройте учебник на странице 96. [1]. Рассмотрите разворот учебника и сформулируйте тему урока. - Скажите, когда мы пишем заглавную букву Д? (В начале предложения, в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, географических названиях). - Какие вы знаете слова, которые пишутся с большой буквы Д? - Сегодня мы будем читать слова и тексты, в которых есть большая буква Д, узнаем города и народности России. |
Структурировать полученные знания, в сотрудничестве с учителем, ставить новые учебные задачи. |
7. Введение в тему урока. |
- Найдите и прочитайте на с. 96 [1] слова близкие по значению к слову РОДИНА (Государство, страна). |
Группировать (классифицировать) слова близкие по смыслу. |
8. Работа по теме урока: 1) Первая остановка: «Речная». |
- Отправляемся в путешествие. Первая остановка «Речная». - Тренинг – настрой на парное чтение: Подвинься, друг, |
Включаться в парную работу, связанную с общением. |
- Чтение слов с большой буквы «Д» на стр. 97 парами. (Первая группа читает для второй). - Что обозначают слова, которые вы прочитали. (Имена и реки). - Прочитайте имена. - Прочитайте имена девочек. - Прочитайте остальные слова. - Кто знает, что они обозначают? (Названия рек). -Что общего у всех этих слов? (Они пишутся с большой буквы) - Какие реки Мурманской области вы знаете? (Кола, Тулома). |
Учиться контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь. Классифицировать слова по их лексическому значению, участвовать в учебном диалоге. |
|
2). Вторая остановка: «Городская». |
- Что ещё обозначают эти названия? (Город и посёлок). - Вторая остановка «Городская». - Сейчас мы с вами прочитаем в учебнике названия городов и продолжим этот список. - Чтение и домысливание содержания предложений по данному началу и рисункам. (Наша Родина — … (Россия, Русь, Российская Федерация). В России много городов: Москва, Саратов, Томск, … (Дети называют свои варианты)). - Почему на первом месте из городов России стоит Москва? (Москва — столица России, город-герой). |
Составлять предложения на основе их начала и данных иллюстраций. |
- А теперь послушайте стихотворение. (Ученик читает стихотворение и показывает города на карте Мурманской области). Мурманск и Североморск, Знать ты должен родной край! - Какой город стоит в нём на первом месте и почему? - А что вы знаете о нашем городе? |
Выразительно читать стихотворное произведение, передавать основную мысль произведения и автора. |
|
б). Физкультминутка на внимание. |
«Если знаешь, встань!» (Три вида города Мурманска). |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. |
в). Чтение предложений из книги «Мой Мурманск». |
Чтение предложений из книги «Мой Мурманск», с. 4 [3]. (Я родился в городе Мурманске. Это моя маленькая родина. Мурманск — столица Кольского Края). - Посмотрите на доску и прочитайте слова: Родина, родина. - На что вы обратили своё внимание? (Одно и то же слово, а написано, то с маленькой буквы, то с большой). - Когда мы будем говорить о маленькой родине (там, где мы родились), слово родина будем писать с маленькой буквы. - Когда будем говорить о нашей стране, общей родине, то слово будем писать с большой буквы. |
Анализировать слова и делать выводы. |
г). Видеофильм «Памятные места Мурманска» (отрывок). |
- Посмотрите внимательно фильм и скажите, о какой родине будет идти речь? (Просмотр отрывка). - О каком важном событии говорится в фильме? |
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. |
3). Третья остановка «Народная» а). Чтение и домысливание по «Букварю». |
Чтение и домысливание по «Букварю» с. 98 [1] о народах и народностях России. - Разные народы живут в наших городах. Прочитайте в учебнике какие народы и народности живут в России и дополните этот список по рисункам. - Какие же народы и народности живут в нашем крае? |
Составлять предложения на основе их начала и данных иллюстраций. |
б). Чтение книги «Мой Мурманск». |
Чтение книги «Мой Мурманск» с. 4 [3]. (Люди, которые родились или живут на малой родине - земляки. Мои земляки – северяне, жители Кольского края, города Мурманска: и русские, и украинцы, и татары, и коренные жители края - саамы). |
Читать текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
в). Рассказ - сообщение учителя о саамах. |
На территории Кольского Севера издавна живут охотники и рыболовы – саамы. Большинство кольских саамов сейчас живут в Ловозере — в селе, расположенном в центральной части Мурманской области (показ на карте). Основное занятие — оленеводство. Кольские саамы одежду и обувь шили и сейчас шьют из оленьих шкур. Обувь — пимы, верхняя зимняя одежда — малицы. (Показ иллюстраций) |
Понимать полученную на слух информацию. |
г). Физминутка. |
Весёлая зарядка. |
|
4).Четвёртая остановка: «Отечественная». а) Чтение текста. |
Чтение текста К.Д. Ушинского «Наше отечество», с. 97 [1]. - Много разных произведений написано о нашей Родине. Мы с вами сегодня прочитаем текст К.Д. Ушинского «Наше Отечество» (портрет К.Д.Ушинского и выставка книг) |
Воспринимать информацию, опираясь на наглядность. |
б) Работа с текстом до чтения. |
- Прочитайте ключевые слова: Отечество, отцы, Родина, матушка - Россия. - Прочитайте, кто автор текста? Как называется текст? - Сделайте предположение, о чём будете читать? (Мы будем читать о нашей общей Родине, стране, в которой мы живём). - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, может быть она поможет что-то добавить к сказанному? |
Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. |
б) Чтение текста подготовленными детьми. |
- Послушайте текст и скажите, оправдались ли наши предположения? (Читают текст подготовленные учащиеся). |
Читать текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. |
в). Работа с текстом во время чтения. |
Читаем 1 - 2 предложение. После чтения второго предложения: - Почему Россию мы зовём Отечеством? (В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством. Отечество и отцы — это однокоренные слова). Читаем 3 предложение. После чтения третьего предложения: - Как с помощью однокоренных слов автор объясняет, почему Россию зовём своей Родиной? - Назовите ещё однокоренные слова к слову Родина. (Род, родной, родиться, родитель. Корень — род). - Почему Россию мы зовём матерью? Как это объясняет автор? |
Учиться основам смыслового чтения познавательного текста, выделять существенную информацию. |
- А как вы сами это понимаете? Чтение последнего предложения. - Какая главная мысль в этом тексте? (Родина – как родная мать и она у человека одна). - Найдите в тексте основную мысль автора и прочитайте. (Читают последний абзац). |
Формировать главную мысль текста. |
|
г) Работа с текстом после чтения. |
- Что нового для вас было в этом тексте? - Посмотрите ещё раз на иллюстрацию. К какой части текста она нарисована? (Она нарисована ко всему тексту, даёт представление о просторах, красоте родной земли). |
Конструировать монологическое высказывание, логично и последовательно строить ответ. Сравнить прочитанный текст с иллюстрацией в учебнике. |
9. Подведение итогов |
- Назовите слова, прозвучавшие на нашем уроке, которые вы будете писать с большой буквы. - Послушайте наказ всем гражданам России (читают подготовленные дети). БЕРЕГИТЕ РОССИЮ Берегите Россию, нет России другой. Берегите Россию, чтобы сильной была, Берегите Россию, без неё нам не жить. (Е. Синицын) |
Выразительно читать стихотворное произведение, передавать основную мысль произведения и автора. |
Литература
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. — 4-е изд., перераб. — М.: Баласс; Школьный дом, 2010. — 160 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
- Бунеева Е.В. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя / Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеёв, О.В. Пронина, М.А. Яковлева, Е.Г. Колокольцева, А.Б. Серова; под науч. ред. Е.В. Бунеевой. - Изд. 3-е, перераб. — М.: Баласс, 2009. — 288 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
- Дранишников В.В., Журин Л.В., Малюк И.В. и др. Мой Мурманск. Учебная книга для учащихся начальных классов школ г. Мурманска. — Мурманск, 1997. — 104 с. — С.4.