Развитие личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий

Разделы: Начальная школа


Особенностью содержания современного начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в различных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Таким образом, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения должен быть представлен деятельностный компонент. Результатом обучения в начальной школе должно стать вырабатывание у учащихся «умения учиться», т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.

Внедрение ФГОС второго поколения в начальной школе в практику вызвало необходимость кардинального изменения рабочих программ и календарно-тематического планирования уроков, не говоря уже о реализации данных идей в ходе урока. Конспект урока литературного чтения (обучения грамоте) для 1 класса по программе «Школа–2100» с использованием деятельностного подхода в обучении и краеведческого материала позволяет, по-нашему мнению, получить новый образовательный результат.

Урок-путешествие по литературному чтению (обучению грамоте) в 1 классе.

Тема: «Наше Отечество. Заглавная буква Д».

Цели урока:

Образовательные:

  • формировать у учащихся тип правильной читательской деятельности;
  • формировать навыки осмысленного правильного чтения;
  • учить читать слова и предложения с новой буквой;
  • познакомить с синонимичным рядом слова Родина, с понятием малая родина;
  • закреплять умения давать характеристику звукам;

Развивающие:

  • развивать умения поиска ответов на возникшие вопросы с помощью книги;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать кругозор, внимание, память, интерес к чтению;

Воспитывающие: воспитывать патриотические чувства: любовь и гордость к своей Родине, к родному краю.

Оборудование: телевизор, таблицы и карточки со словами, карта Мурманской области, иллюстрации с изображением памятных мест города Мурманска, портрет К.Д. Ушинского, выставка книг.

Этапы урока

Ход урока

Характеристика деятельности обучающихся (УУД)

1. Тренинг - настрой в начале урока.

Итак, друзья,
Внимание! –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.

- Готовимся к правильному, чёткому, выразительному чтению на уроке. - Проведём для этого тренировочные упражнения.

Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика».

2. Дыхательная гимнастика.

Вдох — выдох.
Вдох через нос — выдох через рот.
Глубокий вдох — медленный выдох.
Медленный вдох — краткий резкий выдох.
Медленный вдох — на выдохе счёт от 1до10.
Вдох — на выдохе шум ветра в — в— в.
Вдох — на выдохе… замерзли д—д—д.

Учиться владеть своим дыханием.

3. Работа над артикуляцией.

- Прочитайте предложения медленно.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы.
А человеку нужна Родина».
(М. Пришвин)

- Прочитайте предложение:
а) медленно и чётко;
б) выразительное чтение;
в) чтение скороговоркой.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения предложения.

4. Актуализация знаний.

- Найдите в предложениях слово с мягким согласным звуком [д’].

- Что такое Родина?

Учащиеся нам объяснят, рассказав об этом стихотворение.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём.
И берёзки, средь которых,
Взявшись за руки, идём.

Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе золотом
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?
Край, в котором мы живём.
И рубиновые звёзды,
Звёзды мира над Кремлём!
(В. Степанов)

Анализировать слова в предложении и найти слово с заданным мягким звуком.

Выразительно читать стихотворное произведение, передавать основную мысль произведения и автора.

5. Звукобуквенный разбор.

Звукобуквенный разбор слова РОДИНА на доске и в тетрадях для печатания.

Анализировать слова и составлять схему слова.

6. Постановка учебной задачи.

- На прошлом уроке мы познакомились с новой буквой. Какой?

- Какие звуки она обозначает?

Откройте учебник на странице 96. [1]. Рассмотрите разворот учебника и сформулируйте тему урока.

- Скажите, когда мы пишем заглавную букву Д? (В начале предложения, в именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных, географических названиях).

- Какие вы знаете слова, которые пишутся с большой буквы Д?

- Сегодня мы будем читать слова и тексты, в которых есть большая буква Д, узнаем города и народности России.

Структурировать полученные знания, в сотрудничестве с учителем, ставить новые учебные задачи.

7. Введение в тему урока.

- Найдите и прочитайте на с. 96 [1] слова близкие по значению к слову РОДИНА (Государство, страна).
- Подберите к ним ещё слова, которые близки по смыслу. (Родина, Отчизна, Отечество).
- К нам на урок прилетел воздушный шарик.
- Представьте себе, что это огромный шар, на котором можно отправиться в путешествие. Используя прочитанные слова, как вы думаете, над какой страной мы полетим? (Россия).

Группировать (классифицировать) слова близкие по смыслу.

8. Работа по теме урока:

1) Первая остановка: «Речная».

- Отправляемся в путешествие. Первая остановка «Речная».

- Тренинг – настрой на парное чтение:

Подвинься, друг,
Как ты тут?
Почитай ты мне,
А я тебе.

Включаться в парную работу, связанную с общением.

- Чтение слов с большой буквы «Д» на стр. 97 парами. (Первая группа читает для второй).

- Что обозначают слова, которые вы прочитали. (Имена и реки).

- Прочитайте имена.

- Прочитайте имена девочек.

- Прочитайте остальные слова.

- Кто знает, что они обозначают? (Названия рек).

-Что общего у всех этих слов? (Они пишутся с большой буквы)

- Какие реки Мурманской области вы знаете? (Кола, Тулома).

Учиться контролировать действия партнёра и оказывать необходимую взаимопомощь.

Классифицировать слова по их лексическому значению, участвовать в учебном диалоге.

2). Вторая остановка: «Городская».
а). Чтение и домысливание содержания предложений по данному началу и рисункам.

- Что ещё обозначают эти названия? (Город и посёлок).

- Вторая остановка «Городская».

- Сейчас мы с вами прочитаем в учебнике названия городов и продолжим этот список.

- Чтение и домысливание содержания предложений по данному началу и рисункам.

(Наша Родина — … (Россия, Русь, Российская Федерация). В России много городов: Москва, Саратов, Томск, … (Дети называют свои варианты)).

- Почему на первом месте из городов России стоит Москва? (Москва — столица России, город-герой).

Составлять предложения на основе их начала и данных иллюстраций.

- А теперь послушайте стихотворение. (Ученик читает стихотворение и показывает города на карте Мурманской области).

Мурманск и Североморск,
Кировск и Оленегорск,
Апатиты, Кандалакша,
Мончегорск и Кола.
Города не забывай!

Знать ты должен родной край!

- Какой город стоит в нём на первом месте и почему?

- А что вы знаете о нашем городе?

Выразительно читать стихотворное произведение, передавать основную мысль произведения и автора.

б). Физкультминутка на внимание.

«Если знаешь, встань!» (Три вида города Мурманска).

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

в). Чтение предложений из книги «Мой Мурманск».

Чтение предложений из книги «Мой Мурманск», с. 4 [3]. (Я родился в городе Мурманске. Это моя маленькая родина. Мурманск — столица Кольского Края).

- Посмотрите на доску и прочитайте слова: Родина, родина.

- На что вы обратили своё внимание? (Одно и то же слово, а написано, то с маленькой буквы, то с большой).

- Когда мы будем говорить о маленькой родине (там, где мы родились), слово родина будем писать с маленькой буквы.

- Когда будем говорить о нашей стране, общей родине, то слово будем писать с большой буквы.

Анализировать слова и делать выводы.

г). Видеофильм «Памятные места Мурманска» (отрывок).

- Посмотрите внимательно фильм и скажите, о какой родине будет идти речь? (Просмотр отрывка).

- О каком важном событии говорится в фильме?

Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

3). Третья остановка «Народная»

а). Чтение и домысливание по «Букварю».

Чтение и домысливание по «Букварю» с. 98 [1] о народах и народностях России.

- Разные народы живут в наших городах. Прочитайте в учебнике какие народы и народности живут в России и дополните этот список по рисункам.

- Какие же народы и народности живут в нашем крае?

Составлять предложения на основе их начала и данных иллюстраций.

б). Чтение книги «Мой Мурманск».

Чтение книги «Мой Мурманск» с. 4 [3]. (Люди, которые родились или живут на малой родине - земляки. Мои земляки – северяне, жители Кольского края, города Мурманска: и русские, и украинцы, и татары, и коренные жители края - саамы).

Читать текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

в). Рассказ - сообщение учителя о саамах.

На территории Кольского Севера издавна живут охотники и рыболовы – саамы. Большинство кольских саамов сейчас живут в Ловозере — в селе, расположенном в центральной части Мурманской области (показ на карте). Основное занятие — оленеводство. Кольские саамы одежду и обувь шили и сейчас шьют из оленьих шкур. Обувь — пимы, верхняя зимняя одежда — малицы. (Показ иллюстраций)

Понимать полученную на слух информацию.

г). Физминутка.

Весёлая зарядка.
Солнце! Выгляни в окошко,
Освети нашу дорожку
А мы малицы надели,
Не боимся мы метели.
Пимы тёплые не хуже —
Не боятся лютой стужи.
Мы оленя догоняли,
Наши ноги не устали,
Ведь олени быстро мчатся,
С ними трудно состязаться!
Я оленя не догнал
И в большой сугроб упал.

 

4).Четвёртая остановка: «Отечественная».

а) Чтение текста.

Чтение текста К.Д. Ушинского «Наше отечество», с. 97 [1].

- Много разных произведений написано о нашей Родине. Мы с вами сегодня прочитаем текст К.Д. Ушинского «Наше Отечество» (портрет К.Д.Ушинского и выставка книг)

Воспринимать информацию, опираясь на наглядность.

б) Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте ключевые слова: Отечество, отцы, Родина, матушка - Россия.

- Прочитайте, кто автор текста? Как называется текст?

- Сделайте предположение, о чём будете читать? (Мы будем читать о нашей общей Родине, стране, в которой мы живём).

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, может быть она поможет что-то добавить к сказанному?

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета.

б) Чтение текста подготовленными детьми.

- Послушайте текст и скажите, оправдались ли наши предположения? (Читают текст подготовленные учащиеся).

Читать текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

в). Работа с текстом во время чтения.

Читаем 1 - 2 предложение.

После чтения второго предложения:

- Почему Россию мы зовём Отечеством? (В России издавна жили наши отцы и деды, поэтому Россию называют Отечеством. Отечество и отцы — это однокоренные слова).

Читаем 3 предложение.

После чтения третьего предложения:

- Как с помощью однокоренных слов автор объясняет, почему Россию зовём своей Родиной?

- Назовите ещё однокоренные слова к слову Родина. (Род, родной, родиться, родитель. Корень — род).

- Почему Россию мы зовём матерью? Как это объясняет автор?

Учиться основам смыслового чтения познавательного текста, выделять существенную информацию.

- А как вы сами это понимаете?

Чтение последнего предложения.

- Какая главная мысль в этом тексте? (Родина – как родная мать и она у человека одна).

- Найдите в тексте основную мысль автора и прочитайте. (Читают последний абзац).

Формировать главную мысль текста.

г) Работа с текстом после чтения.

- Что нового для вас было в этом тексте?

- Посмотрите ещё раз на иллюстрацию. К какой части текста она нарисована? (Она нарисована ко всему тексту, даёт представление о просторах, красоте родной земли).

Конструировать монологическое высказывание, логично и последовательно строить ответ.

Сравнить прочитанный текст с иллюстрацией в учебнике.

9. Подведение итогов

- Назовите слова, прозвучавшие на нашем уроке, которые вы будете писать с большой буквы.

- Послушайте наказ всем гражданам России (читают подготовленные дети).

БЕРЕГИТЕ РОССИЮ

Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.

Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечной ей быть
Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.
Берегите Россию, нет России другой.

(Е. Синицын)

Выразительно читать стихотворное произведение, передавать основную мысль произведения и автора.

Литература

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. — 4-е изд., перераб. — М.: Баласс; Школьный дом, 2010. — 160 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
  2. Бунеева Е.В. Уроки обучения грамоте по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя / Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеёв, О.В. Пронина, М.А. Яковлева, Е.Г. Колокольцева, А.Б. Серова; под науч. ред. Е.В. Бунеевой. - Изд. 3-е, перераб. — М.: Баласс, 2009. — 288 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).
  3. Дранишников В.В., Журин Л.В., Малюк И.В. и др. Мой Мурманск. Учебная книга для учащихся начальных классов школ г. Мурманска. — Мурманск, 1997. — 104 с. — С.4.