Дифференциация [с] – [з] в связных текстах. 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2


Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • совершенствовать умения в дифференциации согласных С - З в связных текстах;
  • закреплять звуко-буквенный анализ слов;
  • уточнить понятия: слово, словосочетание, предложение, текст;
  • закреплять умения выделять признаки текста, определять тему текста подбирать сравнительные описания предметов и их явлений;
  • расширять словарный запас по теме «Зима».

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематических процессов;
  • развитие оптических представлений и зрительного восприятия;
  • развитие памяти, внимания, мышления.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе, красоте природных явлений.

Оборудование: слова напечатанные на полосках бумаги, снежинки с буквами (з, и, м, а), элементы букв С – З, серия сюжетных картинок: «Месяцы зимы», индивидуальные карточки со словами, словосочетаниями и текстом с пропущенными буквами.

Ход занятия

1. Организационный момент:

ЛОГОПЕД: 

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит девица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрылось серебром.
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом-
Все покрылось серебром.

- О какой девице идет речь? (О зиме).

- Что такое зима? (Время года).

- О какой тройке говорится в загадке? (О месяцах зимы).

<На доске картинки зимних месяцев> (Приложение 1, приложение 2, приложение 3)

- Расположите их в порядке очередности.

- Сядет тот, кто назовет месяц, в названии которого букв больше, чем звуков. (Декабрь).

- Сядет тот, кто назовет месяц, в названии которого равное количество букв и звуков. (Январь).

- Кто выделит в названии третьего зимнего месяца последний звук и стоящий перед ним. (л`, а ).

- Кто назовет все месяцы по порядку и скажет, что общего в их названиях. (Буква Ь).

- Месяц, в названии которого первая согласная звонкая. (Декабрь).

- Месяц, в названии которого первая согласная глухая. (Февраль).

2. Развитие оптических представлений и зрительного восприятия.

- Молодцы! Зима очень довольна, что вы знаете о названии ее месяцев так много и дарит вам снежные узоры.

- <Да это не простые узоры, а элементы каких-то букв>. (Приложение 4.)

Попробуем соединить их в буквы.

- Какие буквы получились? (С, З).

- Какие звуки дают эти буквы?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Различать звуки и буквы С-З).

- Дайте характеристику этим звукам. ([С] - согласный, глухой, парный, бывает твердым и мягким. [З] - согласный, звонкий, парный, бывает твердым и мягким).

- В зимних словах очень часто встречаются эти звуки. Назовите слова, в которых вы слышите звуки нашего занятия. (Снег, сверкает, зимний, сосулька, заснеженный и т.д.)

3. Беседа – повторение. Упражнение на дифференциацию согласных.

- Прочитайте, что написано на доске. (Слова)

- В этих словах нет букв З-С. Проказница-зима залепила их снежками. (Буквы закрыты белыми кружочками из бумаги). Я прочитаю их. А вы просигнальте нужной буквой. (у детей на партах сигнальные карточки). Запишите слова в тетради.

Проверка.

4. Дифференциация С-З.

Разложите слова в два столбика, так чтобы получились словосочетания.

. нежная

 

. има

. уровые

 

моро . ы

у . орчатые

 

. нежинки

. туденый

 

во . дух

5. Физ. минутка.

- Не страшны нам морозы, мы возьмем лыжи и отправимся лес. Посмотрим, что происходит там зимой. (Дети имитируют ходьбу на лыжах, движения ветра, прыжки зайца, показывают падающий снег).

Мы на лыжах в лес идем.
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер,
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
На опушке зайчик скачет,
Словно белый мягкий мячик
Раз прыжок и два прыжок-
Вот и скрылся наш дружок!
Хоть приятно нам кататься,
Надо снова заниматься.

6. Упражнение в словообразовании.

- Ребята, когда мы шли на лыжах по снегу, он хрустел. Какой снег? (Хрустящий).

- Снег искрится. Какой он? (Искристый, искрящийся).

- Снег сверкает. Какой он? (Сверкающий).

- Летает. Какой он? (Летящий).

- Снег в руках рассыпается. Какой он? (Рассыпчатый).

- Состоит из снежинок-пушинок. Какой он? (Пушистый).

7. Совершенствование умений изменять падежные формы.

- Вот мы и добрались до леса. Мы видим, что в лес пришла… (зима).

- Нет суровее нашей …(зимы).

- Мы радуемся…(зиме).

- Мы любуемся…(зимой).

- Будем составлять рассказ о …(зиме).

8. Составление предложений из словосочетаний.

- Дети, у вас на партах полоски бумаги. Что на них написано? (Словосочетания). Расположите их так, чтобы получились предложения.

Снежная зима, лесную полянку;

засверкали в воздухе, узорчатые снежинки;

пушистым одеялом, укутала землю;

глубокие сугробы, засыпала тропинки;

снежные одежды, набросила на деревья;

стоит тихо, стоит величаво, зимний лес

(Дети составляют предложения).

9. Работа с текстом.

- О чем говорится в этих предложениях? Прочитайте.

- Можно ли назвать прочитанное текстом? (Да).

- Почему? (В тексте все предложения связаны между собой по смыслу).

- Из чего состоит текст? (Из предложений).

- Как, должны быть расположены предложения в тексте? (Последовательно. Должны быть связаны между собой по смыслу).

- О чем говорится в тексте? (О зимнем лесе).

- Озаглавьте текст. («Зимний лес».)

- Запишите заголовок. (Полоски со словосочетаниями убираются).

- Ребята, у каждого из вас на партах лежат карточки с этим текстом, но в словах пропущены буквы С-З. Вам нужно записать текст и вставить пропущенные буквы.

- Проверим, что у нас получилось.

Зимний лес.
Пришла зима на лесную полянку. Засверкали в воздухе узорчатые снежинки.
Укутала она землю пушистым теплым одеялом. Засыпала глубокими сугробами лесные
тропинки. Набросила на деревья снежные одежды.
Тихо и величаво стоит зимний лес.

- Как понимаете слово «набросила»? (Накинула, одела).

- Каким словом можно заменить слово «величаво»? (Гордо, торжественно)

10. Итог занятия.

- Что такое текст?

- Как можно определить заглавие?

- Что понравилось и что вызвало затруднения?

- А мне понравилось, что вы активно работали, старались. Спасибо.

Список литературы.

  1. О.В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская, Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  2. Н. Г. Андреева Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников.- М.: Гуманитарный изд. Центр В Л А Д О С, 2010.