Цель:
- Показать взаимосвязь функций, их характерные особенности;
- Расширить знания учащихся по теме;
- Применение свойств функций в комплексе при решении упражнений.
Ход урока
1. Организационный момент
Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.
Актуализация знаний учащихся.
Проверка домашнего задания: разобрать задания, которые вызвали затруднения у учащихся.
2. Лекция.
1) Вступление:
Сегодня на обобщающем уроке мы установим взаимосвязь между тремя изучаемыми функциями, их общие свойства, характерные особенности.
2) Общие свойства:
а) Область определения и область значений функций.
y = а |
у = log aх |
у= х r |
D(a х ) = R |
D(log ax) = R+ |
D(х r ) = R+ |
E(a х ) = R+ |
E(log ax) = R |
E(х r ) = R+ |
б) Определение и свойства этих функций связано с понятием степени.
Рассмотрим степень а r = с, а - основание, r - показатель, с - степень. Три компонента, три величины.
в) В зависимости от того, какая из величин является постоянной, какая является аргументом и какая функцией, определяются три функции.
г) Если а - постоянная величина, r - аргумент, с - функция, то получаем формулу у = а х , где а>0, а=1, которая задает показательную функцию.
д) Если а - постоянная , r и с - переменные, причем с - аргумент, r - функция, то получаем логарифмическую функцию у= log ax, где а>0, а=1
е) Если r - постоянная, с - функция, то имеем степенную функцию у = х r , где rЄR.
3) Все три функции монотонны, непрерывны, обратимы, дифференцированы, неограниченны, не имеют точек экстремума, не являются четными, не являются нечетными, не являются периодическими.
4) Рассмотрим несколько важных свойств: монотонность, обратимость, дифференцируемость, наличие первообразной.
А) Так как функция монотонна, то она обратима. y=(1/3) х , обратная ей у = log ax. Графики этих функций симметричны относительно прямой у = х. Обратная степенной функции – степенная функция: у=х 2/3 , обратная ей у = х 3/2
Б)
Функция |
е х |
а х |
ln x |
log ax |
x –1 = 1/х |
х r |
производная |
е х |
a х ln a |
1/х |
1/(хlna) |
-1/х 2 |
rx r–1 |
первообразная |
е х |
a х /ln a |
- |
- |
ln|x| |
x r+1 /r+1 |
5) Характерные свойства:
1. у = а х
а) Е(а х ) = R + График расположен выше оси ОХ и проходит через точки (0;1), (1;а), (-1;1/а). Геометрическая особенность графика: ось ОХ является горизонтальной асимптотой графика.
б) у = е х График проходит через точку (1;0). Производная и первообразная равны самой функции. α =45º. Уравнение касательной у = х+1.
в) у=10 х для этой функции обратной будет функция у = lgx.
2. у=log ax
а) D(log ax) = R+. График проходит через точки (1;0), (а;1), (1/а;-1). Геометрическая особенность графика: ось ОУ является вертикальной асимптотой графика.
б) у = lnx. Угол между касательной к графику в точке х = 1 и осью абсцисс равен 45. Уравнение касательной к графику функции: у = х – 1.
в) у = lgx. Умение работать с десятичными логарифмами помогает решать задачи вычислительного характера.
3. у = х r
а) D(x r ) = R+ E(x r ) = R +
если r=m/n и m/n>1; то D(x r ) = [0;+∞);
если 0<m/n<1; то D(x r ) = [0; +∞),
если r<0; то D(x r ) = (0; +∞).
б) График функции проходит через точку (1;1).
в) Функции у = х; у = х -1 обратны сами себе;
г) у = х 2k ; где к - целое число, то функция четная: например у = х 4 ; у = х –8 , их графики симметричны относительно оси ОУ.
д) у = х 2k+1 , где к - целое число; то функция нечетная, графики симметричны относительно точки О(0;0); например: у = х 5 ; у = х –7
е) Производная и первообразная степенной функции - степенная функция
4. Решение упражнений
1) Устно:
а) Решить неравенства:
4,5x> 3x ; 1,3x > 3x; 0,8x > 0,25x; 0,8x <0,25x
б) Определить знак числа: log1/210; log53; log1/20,7
в) Решить неравенства и уравнения:
log x10>log x13; log x10< log x 13; (1/7) x =0; (1/7) x<0; 2x>1; 0<2x<1
г) Указать область определения выражений
х10 ; ;
д) Подписать графики (графики изображены на доске)
у = 3x; у = (1/2) x; у = log1/2x; y = log2x.
2) Решить неравенство. (В неравенстве есть логарифмическая, показательная и степенная функции, т.е. свойства этих функций в комплексе)
3) Найти производную функции у = ln5x
4) Построить графики функций
а) у = (х + 2)0
б) у = log2|x|
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание:
а) теория;
б) решить уравнение:=5;
в) построить графики: у = |log2x|; y=2x ∙ 2|x|