Система воспитательной работы (здоровьесберегающий аспект)

Разделы: Внеклассная работа


Обоснование актуальности

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.

Проблема здоровья детей стоит настолько остро, что вправе поставить вопрос: «Что важнее – их физическое состояние или обучение?».

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач.

Возникает такой образ: тихая полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение, и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители, затем - школа, учителя. А из учителей в первую очередь тот, кто больше всего общается с детьми, причём не формально, а близко на протяжении многих лет, проходя с ними по непростому пути школьного бытия со всеми его радостями и тревогами. Речь идёт, конечно же, о классном руководителе.

 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский.

Для понимания в этом роли учителя и классного руководителя вспомним легенду.

«У древнего бога Эскулапа было две дочери – Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов жизни. Этим законам надо людей научить.

Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит таблетками да микстурами. А Гигиена просвещает их, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной. Так и педагоги, подобно Гигиене, должны нести знания о Здоровье.

Любой ли классный руководитель способен заинтересовать своих подопечных в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью? Да, любой, если эта роль не будет противоречить его собственным установкам и потребностям. Формальное, по обязанности, выполнение этой функции не просто бесполезно – оно может принести вред, особенно если навязываемые педагогом истины не совпадают с его внутренними убеждениями, если дети увидят фальшь и неискренность.

Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы, потребность к физическому совершенствованию, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. По мнению медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы.

В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых и осознаваемых ребёнком в специально проецируемой деятельности.

Школьный период в развитии наиболее сензитивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

У современных младших школьников, по оценкам отечественных и зарубежных специалистов, отличается замедление развития по сравнению с данными 10-20-летней давности. В последнее десятилетие возросло число факторов, которые раньше не составляли проблем для врачей, педагогов, родителей уч-ся:

  • год от года возрастают учебные нагрузки;
  • досуг всё чаще отдаётся просмотру фильмов и компьютерным играм.

Всё это приводит к гиподинамии, нарушениям осанки, зрения и т.д. Отсюда и возникла основная идея моей работы - сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Для воплощения идеи поставила цель – создание здоровьесберегающих условий через систему целенаправленной работы по обучению, воспитанию и развитию здорового человека.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

  1. Сформировать навыки здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности учащихся.
  2. Сохранять и укреплять здоровье учащихся на каждом возрастном этапе.
  3. Формировать у учащихся осознанное отношение к своему здоровью.

Собственно описание

Изучив медицинскую, научную и педагогическую литературу, опыт работы других педагогов, выделила основные составляющие воспитательной работы:

  • мероприятия, направленные на сохранение здоровья и профилактику заболеваемости;
  • мероприятия, направленные на формирование у учащихся здорового образа жизни;
  • мероприятия, направленные на просветительскую работу с родителями уч-ся.

С этих позиций в данной работе представлен опыт создания системы воспитательной работы, направленной на формирование мотивации здорового образа жизни.

Учитывая конкретные условия, в которых осуществляю свою педагогическую деятельность и, ориентируясь на успех конкретных обучающихся, включила в свою практику следующее:

I. Мероприятия, направленные на сохранение здоровья и профилактику заболеваемости:

  1. Утренняя зарядка. В начале каждого учебного дня перед занятиями проводим комплекс утренней гимнастики. Он проводится с музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.
  2. Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью провожу прямо в коридоре перед кабинетом. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.
  3. Организационная деятельность: привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных и санитаров (соблюдение режима проветривания, вытирания пыли, смена обуви), а также контроль классных санитаров за соблюдением учащихся правил личной гигиены, опрятность одежды и другие.
  4. Проведение профилактики травматизма путем инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного журнала техники безопасности. Совместно с учащимися составляем индивидуальные безопасные маршруты движения из школы домой, где отмечены опасные места (перекрестки и т.д.). Маршрутные листы вклеиваем в дневники. В классе оформлен стенд «Безопасность и мы».
  5. Оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание (работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация (употребление детских витаминов под контролем классного руководителя).

II. Мероприятия, направленные на формирование у учащихся здорового образа жизни:

  1. «Уроки здоровья». Неотъемлемой частью социального здоровья является грамотность учащихся по вопросам здорового образа жизни. Подробнее хотелось бы остановиться на «Уроках здоровья», главная цель которых всестороннее развитие личности на фоне доступного в этом возрасте уровня физической культуры личности младшего школьника. «Уроки здоровья» провожу раз в месяц. Темы подбираю разные, актуальные для учеников данного класса. Темы таких уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров» и другие. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах. Ребята в занимательной форме знакомятся с понятием «здоровый образ жизни»: рациональное питание, личная гигиена, оптимальный двигательный режим, отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью. Учу детей не только чистить зубы, делать зарядку, есть здоровую пищу, но с раннего детства любить себя, людей, жизнь. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
  2. Проведение спортивных мероприятий. Одной из самых интересных, увлекательных форм внеклассной работы являются спортивные соревнования. Они заметно влияют на повышение мотивации занятий физической культурой, содействуют привлечению учеников к систематическим занятиям физическими упражнениями, сплачивают детский коллектив. Вне урока организую веселые старты, соревнования, игры на свежем воздухе, спортивные праздники. Такие мероприятия проходят особенно интересно, если в них участвуют и родители.
  3. Организация конкурсов рисунков на темы здорового образа жизни.
  1. Мини-проекты на тему «Сохранение здоровья», «Озеленение класса». Работа над проектами строилась таким образом: сначала выявляли проблемы со здоровьем, которые возникают у детей школьного возраста; затем из сборников, из журналов, детских газет собрали пословицы о здоровье; после этого каждый выбрал подходящие своей теме пословицы.
  1. Проект по озеленению класса. Каждый ученик работал над индивидуальным проектом, выбрав для себя определенное комнатное растение, не только декоративно-привлекательное, но и приносящее пользу здоровья человека. Сначала он выполнял поисковую работу, заполняя черновой рабочий лист. Одним из пунктов «Рабочего листа» являлось определение пользы растения. Кроме того, каждый ученик сам посадил и вырастил полезное растение, информацию о котором собирал. Например, фиалка: способствует улучшению настроения, обладает способностью успокаивать, снижает артериальное давление и т.д.; золотой ус: выделяя фитонциды, растение уничтожает бактерии, дает прилив сил, бодрости и улучшает самочувствие; пеларгония: её пахучие эфирные масла освежают воздух, очищая его от вредных примесей, считается, что она обладает положительной для человека энергией; и другие.

III. Мероприятия, направленные на просветительскую работу с родителями уч-ся:

Добиться желаемых результатов возможно при координации усилий семьи и школы в организации целостной здоровьесберегающей среды ребенка. С этой целью организуются консультации, семинары. Родительские собрания проходят раз в четверть, на них освещаются вопросы воспитания у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, формирования представления о здоровье как ценности, развития мотивации на ведение здорового образа жизни. Тематика родительских собраний: «Режим дня», «Питание и здоровье», «В здоровом теле здоровый дух», круглый стол «Здоровый образ жизни. Из опыта родителей» и т.д.

Родители принимают активное участие в жизни нашего классного коллектива. Они с удовольствием участвуют в спортивных конкурсах: «Папа, мама, я – дружная семья», принимают активное участие в организации походов «За здоровьем – в лес».

Заключение

Сложилась определенная система использования здоровьесберегающих технологий в работе. Результаты деятельности таковы: сравнительный анализ динамики заболеваемости показал: по сравнению с прошлым годом роста ОРЗ нет. Отмечен рост незначительной заболеваемости в 1, 2 четверти. Ни разу не болели 20% учащихся. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой. А что такое хорошая жизнь? Счастливую полноценную жизнь можно представить в виде дерева жизни. Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если поддерживать крону и будут равноценны ветви “Я могу”, “Я хочу”, “Я должен” Эти ветви поддерживает ствол “Здоровый образ жизни” - питаемый корнями.